РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 имени Героя России В. В. Талабаева г. о. Самара
Утверждаю
Директор ______/______________/
«__»____________2014 г.

Согласовано
«__»____________2014 г.
Зам. директора по УВР
______/________________/

Программа рассмотрена на заседании
МО учителей гуманитарных дисциплин
Протокол № __от «__»_________2014 г.
Председатель МО
______/________________/



ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Класс: 10 «А»
Учитель: Борзых Н. Е.
Количество часов: всего – 102, в неделю – 3
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. М.: Просвещение, 2011.

Учебники, дополнительная литература:
Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание 10 кл. Профильный уровень. Поурочные разработки. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2011.

Рабочую программу составил(и): Борзых Н. Е. __________
(подпись)
Самара, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа (профильный уровень) учебного курса по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Программа составлена на основе учебника, который входит в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена из расчета 102 часа, 3 часа в неделю на изучение курса обществознания (профильный уровень) в 10 классе школы .
Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, социальной психологии, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других учебных предметов.
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту и направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать, данная рубрика включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь, данная рубрика включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в данной рубрике представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач, для:

освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критического восприятия и осмысление актуальной социальной информации, получаемой в межличностном общении и поступающей из разных источников массовой коммуникации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
анализа современных общественных явлений и событий; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Для проверки уровня подготовки и качества знаний учащихся предусмотрены следующие формы текущей и промежуточной аттестации:

контрольные работы;
тематическое тестирование;
тематические зачетные и проверочные работы;
обобщающие уроки;
подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ.
написание эссе


Содержание программы
курса «Обществознание» (профильный уровень) 10 класс - 3 часа в неделю - 102 ч
Специфика социально-гуманитарного знания. Введение в философию.

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе. Естественнонаучные и  социально-гуманитарные  знания. Классификация социально-гуманитарных  наук.
Социология,  политология, социальная психология  как  общественные  науки. Специфика  философского  знания. Как  философия  помогает  постигать  общество.
Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Философия человека. Социальная философия.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе.
Естественнонаучные,  социально-гуманитарные  знания. Классификация социально-гуманитарных  наук.
Социология,  политология, социальная психология  как  общественные  науки. Специфика  философского  знания. Как  философия  помогает  постигать  общество.
Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Природа человека. Человек как продукт биологической социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития.
.
Деятельность как способ существования людей.
Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы.
Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.
Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.

Знание, сознание, познание

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии.
Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Бытие и познание. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность.
Научное мышление и современный человек. Основные принципы научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальные науки и гуманитарное знание.

Духовное развитие общества

.Духовный мир личности. Мораль и нравственность. Наука и образование. Роль религии в жизни общества. Массовая культура. Место искусства в духовной культуре




































Календарно-тематический план для изучения
предмета "обществознание" в 10 классе

Неделя
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Примеч.

1
1
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания
1



2
Классификация социально-гуманитарных наук
1



3
Философия как общественная наука
1


2
4
Воззрения древневосточных мыслителей на мир и на место человека в нем
1



5
Античные философы об обществе и государстве
1



6
Моральная философия эпохи Средневековья
1


3
7
Социально-философские идеи Нового времени
1



8
Теория общественного договора
1



9
Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе
1


4
10
Экономические воззрения А. Смита
1



11
Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля
1



12
Социалисты-утописты об идеальном общественном устройстве
1


5
13
Зарождение социологии как отрасли научного знания
1



14
Марксистские учения об обществе
1



15
Идеи технократизма в социальной философии Запада
1


6
16
М. Вебер о специфике социального познания
1



17
Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенционализма
1



18
Русская социально-философская мысль
1


7
19
Образ истории в русской философии XIX – начала ХХ века
1



20
Общественные потребности и мир профессий
1



21
Мотивы выбора профессии.
1


8
22
Особенности профессий социально-гуманитарного профиля
1



23
Контрольно-обобщающий урок
1



24
Наука о происхождении человека. Становление общества
1


9
25
Человечество как результат биологической и социокультурной революции
1



26
Человек - биосоциальная система
1



27
Мышление и деятельность. Мышление и язык
1


10
28
Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества
1



29
Общественные отношения
1



30
Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества
1


11
31
Изменчивость и стабильность
1



32
Традиционное общество
1



33
Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация
1


12
34
Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур
1



35
Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций
1



36
Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия
1


13
37
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума
1



38
Участники исторического процесса
1



39
Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса
1


14
40
Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития
1



41
Свобода как познанная необходимость
1



42
«Свобода от» или «свобода для». Свободное общество
1


15
43
Контрольно-обобщающий урок
1



44
Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы
1



45
Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность
1


16
46
Создание и освоение ценностей
1



47
Духовная жизнь общества
1



48
Труд как вид человеческой деятельности
1


17
49
Человеческий фактор производства.
Социальное партнерство
1



50
Политика как деятельность
1



51
Власть и властная деятельность
1


18
52
Легитимность власти
1



53
Контрольно-обобщающий урок
1



54
Бытие и познание. Познание как деятельность
1


19
55
Чувственное познание: его возможности и границы
1



56
Сущность и формы рационального познания
1



57
Свойства и критерии истины
1


20
58
Виды истины. Истина и заблуждение
1



59
Миф и познание мира
1



60
Народная мудрость и здравый смысл
1


21
61
Познание средствами искусства
1



62
Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания
1



63
Дифференциация и интеграция научного знания
1


22
64
Основные принципы научного социального познания
1



65
Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний
1



66
Сознание индивидуальное и общественное
1


23
67
Теоретическое и обыденное сознание
1



68
Самосознание и самопознание.
Роль самооценки в формировании личности
1



69
Развитие самопознания и формирование личности
1


24
70
Контрольно-обобщающий урок
1



71
Понятие «личность»
1



72
Индивид и индивидуальность
1


25
73
Структура личности
1



74
Периодизация развития личности
1



75
Возраст и становление внутреннего мира
1


26
76
Социальное поведение. Структура направленности личности
1



77
Жизненные цели. Социальные установки
1



78
Коммуникация, или общение. Средства общения
1


27
79
Невербальное общение
1



80
Особенности общения в современном мире
1



81
Две стороны взаимодействия
1


28
82
Стратегия взаимодействия в процессе общения
1



83
Общение в юношеском возрасте
1



84
Общение как понимание
1


29
85
Как происходит восприятие
1



86
Стереотипы и «эффекты восприятия»
1



87
Малые группы. Классификация малых групп
1


30
88
Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития
1



89
Межличностная совместимость
1



90
Групповая сплоченность
1


31
91
Конформность
1



92
Положение личности в группе
1



93
Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах
1


32
94
Особенности семьи как малой группы
1



95
Психология семейных отношений
1



96
Тендерное поведение. Воспитание в семье
1


33
97
Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах
1



98
Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп
1



99
Структура и динамика межличностного конфликта
1


34
100
Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты?
1



101
Контрольно-обобщающий урок
1



102
Итоговое повторение
1



ИТОГО 102 ч


















13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 215