Тема Познание. Вариант 2. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.


Тема «Познание». Вариант 2.
1. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б.Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А.Ощущения – это результат непосредственного воздействия объекта на органы чувств.
Б.Каждое понятие в сознании человека находится в определенной связи с другими.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А.В социальном познании широко используется эксперимент.
Б.В социальном познании широко используется конкретно-исторический метод.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4.Верны ли следующие суждения о самопознании?
А.Изучение самого себя может осуществляться в процессе общения, игры, труда.
Б.Самопознание в отдельных ситуациях требует специальных усилий и знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
Критерием истинности знания является(-ются)
А.простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б.соответствие знания общепринятым представлениям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Особенности научного познания Примеры
Рациональность Эмпирические данные приобретают научный характер
только при включении их в систему теоретических
положений, выводов.
... Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны.
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Методы познания Характеристика
Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение ... Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание.
9. Установите соответствие между особенностями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
А)  теоретическое обобщение фактов
Б)  обогащение повседневного опыта
В)  образность и оригинальность отражения объективной реальности
Г)  стремление к достоверному, обоснованному знанию
1)  житейское
2)  научное
3)  художественное
   10. Установите соответствие между особенностями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А)  объяснение сущности изучаемых явлений
Б)  наблюдение изучаемых явлений
В)  проведение количественных измерений
Г)  формулирование научных законов
Д)  выдвижение гипотез
1)  теоретический
2)  эмпирический
 
11. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
12. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование понятий
2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение результатов
4) опора на данные опыта чувственного познания
5) открытость рациональной критике любого положения 13. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
проведение контрольных измерений
выдвижение и обоснование гипотез
создание логической модели изучаемого объекта
описание изучаемых явлений
проведение научного эксперимента
объяснение существующих взаимосвязей 14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:
1) образ 2) рациональное познание 3) эмоциональное
4) представление 5) познание 6) суждение
7) теоретическое 8) чувственное познание 9) смысл
15. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.  
Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.
Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание  —  чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.
Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.
Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.
Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.
И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.
Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.
Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей  —  и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин  —  таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения  —  такова главная идея науки. (К. Х. Момджян)
1. Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука».
2. На основании текста назовите три особенности науки как вида познания.
3. Автор пишет, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Используя знания, полученные из курса, назовите три любых других вида познания, приведите примеры каждого из них.
4. Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение.