Реферат по теме «Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»







РЕФЕРАТ
по образовательной программе дополнительного профессионального
образования «Современный образовательный менеджмент.
Принцип государственно-общественного управления в образовании»
на тему:
«Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»





ВЫПОЛНИЛА: Нечаева Алсу Ринатовна

НОМЕР ГРУППЫ:

РЕЦЕНЗЕНТ:

Челябинск – 2015
Содержание

Введение ..3
Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения
1.1. Цели и функции педагогического совета....5
1.2. Типология педагогических советов по методам и формам..10
Глава 2. Этапы планирования и проведения педагогического совета
2.1. Содержание педагогического совета .....17
2.2. Планирование содержания педагогического совета ........19
2.3. Этапы проведения педсовета..21
Заключение..24
Список используемой и цитируемой литературы..

Введение

Эффективная работа современной общеобразовательной школы обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников, которые ежедневно несут ответственность перед обществом за свою деятельность. Итоги своей работы школа подводит на педагогическом совете. В современной педагогической практике его роль значительно повышается: усиливается его методическая функция, он превращается в источник педагогических идей, инноваций, становится инструментом коллективного управления образовательным учреждением. Выбранная администрацией школы технология формирования единого педагогического коллектива через педсовет позволяет сформулировать стратегическую цель - создание новой образовательной практики - и на ее основе обеспечить эффективную деятельность педсовета. В этой связи изменение педагогического сознания является приоритетным в управленческой политике.
По определению Е.К.Селевко педагогический совет - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников:, рассматривающий и решающий основные вопросы учебно-воспитательной работы школы [12,3]. Н.Ф.Дик считает, что педсовет - совещание педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса для совместного решения вопросов и педагогических задач, возникающих в повседневной жизни школы. Это основной орган управления образовательным процессом в школе [3,58].
Л.Д.Киселева определяет педсовет как разновидность делового профессионального общения, организуемого для принятия коллегиального решения по определенному кругу вопросов; разновидность профессиональной педагогической речи; организационный вид совместной коллективной деятельности; процесс работы педколлектива, где обсуждаются проблемы, коллективно принимаются решения; разновидность делового совещания, которому присущ регламентированный характер общения; юридически обоснованное мероприятие, которое для подтверждения своего статуса должно быть зафиксировано в документе [См.: 56, сс.13, 33; 99-100; 117-118, 129].
Педсовет действует на основании Закона РФ «Об образовании», типового Положения об образовательном учреждении, других нормативных актов об образовании, Устава образовательного учреждения, Примерного положения о Педагогическом совете образовательного учреждения [См.: 41, с. 16]. Деятельность педсовета определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы», которое является одним из обязательных локальных актов общеобразовательного учреждения и утверждается педсоветом школы. Срок действия данного Положения не ограничен [См.: 41, с.20].
Сегодня педсовет следует рассматривать как составную часть внутришкольного управления, орган коллективного мышления, думающий и мыслящий нестандартно, находящий выход из затруднительных положений, принимающий решение, иногда неожиданное, рискованное, но в большинстве случаев ведущее к позитивному результату; как орган, предоставляющий возможность реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Актуальной является проблема, заключающаяся в том, как сделать педсовет интересным, какие формы педсовета наиболее эффективны, какими средствами педсовет может реализовать идею формирования коллектива единомышленников. Необходима конкретизация задач педсовета, разработка мер предупреждения формализма в его деятельности.
Цель данной работы: рассмотреть педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения.
В соответствии с целью определены задачи:
1.Изучить цели, функции и типологию педагогических советов
2. Рассмотреть вопросы планирования и подготовки педагогического совета

Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения

1.1. Цели и функции педагогического совета

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей.
В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Возможные цели педагогического совета:
наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;
определить пути, формы обновления школьного образования;
познакомить с достижениями педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом;
осуществить анализ:
состояния учебно-воспитательного процесса;
уровня преподавания;
качества знаний учащихся;
показателей работы за полугодие (год);
состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;
состояния преподавания отдельных предметов;
раскрыть специфику работы школы по профилю, познакомить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;
подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно - воспитательного процесса;
обеспечить повышение квалификации педагогов и т.д.
Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:
управленческие;
методические;
воспитательные;
социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление - это, прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:
в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций;
в согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).
Функции педагогического совета
Управленческие
Методические
Воспитательные
Социально-педагогические

Законодательные
Информационные
Индивидуально-формирующие
Коммуникационные

Совещательные
Обобщающе-аналитические
Коллективно-образующие
Интегрирующие

Обобщающе-диагностические
Развивающие
Мотивационно-целевые
Координирующие

Планово-диагностические
Обучающие
Мировоззренчески - идеологические
Защитные

Экспертно-контролирующие
Активизирующие
Организационно-воспитательные


Корректирующие















1.2. Типология педагогических советов по методам и формам

Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы – тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:
1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);
2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино, теле-материалов, компьютерные средства);
3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).
Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет, прежде всего, публичное собрание, деловое совещание.
В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов:

· традиционные (авторитарные, догматические);

· современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;

· нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются, прежде всего, такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.
Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.
Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет–семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы.
Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников.
Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.
Педагогический совет–деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры – «мозговая атака».
Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

· осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

· разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

· частичное осуществление контроля членами коллектива;

· деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
Педагогический совет–диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) – это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета–диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.
Педагогический совет–консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.
На педагогическом совете – творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет – один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.
Педагогический совет–презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
Педагогический совет–конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.
Педагогический совет–конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции.
Педагогический совет–аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта» поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу – учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).
Педагогический совет–фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).
Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив.
На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.
Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.
Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.
Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.
Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.
Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.
Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой – подводит итоги работы за полугодие.
Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.
Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.
Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.





























Глава 2. Вопросы планирования и подготовки педагогического совета

2.1. Содержание педагогического совета
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
управление развитием образования;
обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
личностно-ориентированное общение.
Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.
Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:
Модуль А: знания, умения, навыки учащихся
Модуль В: образовательные технологии.
Модуль С: урок
Модуль Д: воспитание.
Модуль Е: работа классного руководителя.
Модуль F: развитие школы.
МодульG: школьник.
Модуль H: учитель.
Модуль J: родители (семья, социум).
Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом, управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.
Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);
обзор учебно-методического обеспечения;
рекомендации по затронутым проблемам.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.



2.2. Планирование содержания педагогического совета

В каждой школе - своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования:
Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов.
Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений), В такой модели педагогические советы ориентируются на средне-перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2-3 года.
Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.
Первая модель исходит из актуальности, учитывает, прежде всего, конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, представляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не отвечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недостаточно эффективными для развития школы.
Поэтому более эффективна вторая модель, организующая планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу.
Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих:
первый - аналитическо-планирующий педагогический совет, проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;
второй, третий и четвертый педагогические советы - тематические с промежуточными итогами;
пятый - итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.



















2.3. Этапы проведения педсовета

1 этап – этап разработки осуществляется администрацией и методическим советом школы (или методическими объединениями). Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.
2 этап – этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры или методические объединения. Разрабатываются планы работы педагогического совета.
Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.
Проблемные группы совместно с администрацией:
- занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;
- проводят анкетирование педагогов и учащихся;
- продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);
- посещают уроки и внеклассные мероприятия;
- оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;
- изучают документацию образовательного учреждения;
- разрабатывают памятки;
- готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;
- разрабатывают проект решения и рекомендации.
Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что на методическом стенде школы за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.
3 этап – этап проведения . Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Эффективность проведения педагогического совета существенно повышает памятка о требованиях к выступающим:
- уметь слушать и не прерывать оратора;
- мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
- мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко;
- чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое;
- доказывать свою точку зрения необходимо, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;
- вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.
Основные недостатки, существенно снижающие эффективность педсоветов:
- декларативные выступления членов администрации и учителей без диагностики недостатков педколлектива в учебно-воспитательном процессе, без прогнозирования их разрешения;
- авторитарность утверждений; превращение педсовета в инструктаж педколлектива;
- абстрактность принимаемых решений, отсутствие измерителей;
- Отсутствие контроля за исполнением принимаемых решений.
4 этап – этап принятия решения.
Процедура принятия решения имеет важное значение. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом. Решения принимаются большинством голосов, являются обязательными для всех членов школьного коллектива и могут служить основанием для управленческой деятельности администрации. При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.
Решение педсовета состоит из двух частей:
а) констатирующей;
б) постановляющей.
В констатирующей части делается анализ работы коллектива, дается ее оценка. Более подробно указываются нерешенные вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, причины недостатков, фамилии ответственных лиц, от которых зависит решение вопроса, и т. д.
Постановляющая часть содержит программу деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно в решении каждому нерешенному вопросу и недостатку соответствует отдельный пункт решения, в которой четко указывается содержание предстоящей работы (дела), сроки и ответственные за исполнение.
Организацию работы по выполнению решений и рекомендаций педагогического совета осуществляет председатель педагогического совета. На очередном совете докладывают о ходе выполнения принятых решений те, на кого был возложен контроль.



Заключение
Управление современной школой осуществляется на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Руководители школы в своей работе опираются на коллегиальные органы управления, значение которых возросло; в связи с работой школы в последние десятилетия на основе принципов демократизации. Педагогический совет - это постоянно действующий, руководящий коллегиальный орган в образовательном учреждении для решения вопросов образовательного процесса, определения путей его совершенствования профессионалами одного педагогического коллектива.
В организации Совета педагогов происходит интенсивный информационный обмен, накопление, осмысление, и переработка информации всеми членами педагогического коллектива. Доклады из опыта работы педагогов и специалистов связаны с освоением или разработкой новых педагогических технологий и осмыслением их влияния на развитие детей.
Таким образом, технология Совета педагогов помогает осуществлять управление целостным педагогическим процессом образовательного учреждения и обеспечивает его развитие.



Список используемой и цитируемой литературы

Воронина Е.В. Педагогический совет в системе работы школы: В помощь школьной администрации. 2-е изд. - М.: 5 за знания, 2008. - 176 С.
Гафурова И.М. Педагогический! совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. СПб.: «Паритет», 2003.-48 С.
Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф.Дик Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 С.
Журнал «Завуч» №6, 2006г. Статья «Педагогический совет в общеобразовательной школе»
Журнал «Завуч» №6, 2008г. статья «Августовский педсовет».
Журнал «Завуч» №7, 2006г. Положение о педагогическом совете
Землянская E.H. Методическая - разработка педагогического совета в форме деловой игры // Завуч начальной школы, 2007, №1. С.54-591'
Киселева Л.Д. Педагогический совет как жанровая разновидность публичного профессионального полилога / Дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. - 226 С.
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений / И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов и др.; под ред. С.А.Смирнова. 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2006. - 512 С.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Педсовет: идеи, методики, формы. М.: Педагогический поиск, 2000.
Селевко Г.К. Педагогический совет как управленческая технология // Сельская школа, 2006, №.6. С.3-15.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для 'пед. вузов и ин-тов повышения квалификации; Проф. пед. б-ка. М.: Нар. образование, 1998. 255 С.








13PAGE 14215





15