ПОСТОЯННО – ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОУ»
ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР
«ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОУ»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по применению информационно – коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи.
Задачи:
Формировать теоретические знания о технологии ИКТ.
Углубить представления о содержании, использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
3. Активизировать деятельность педагогов по применению информационно – коммуникативных технологий на занятиях по речевому развитию.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран
Предварительная работа: подготовка педагогами презентаций по развитию речи
Ход:
Теоретическая часть.
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что
вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый
материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности
учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
развивать у дошкольников исследовательское поведение;
расширять творческие возможности самого педагога
Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
исследовательский характер,
легкость для самостоятельных занятий ребенка,
развитие широкого спектра навыков и представлений,
высокий технический уровень,
соответствие возрасту
занимательность.
Кроме того, мы как педагоги практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15мин.
Использование развивающих компьютерных программ, игр
В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию психических процессов ребенка, его умственных способностей, раскрытию творческого потенциала, а главное, не все отвечают требованиям.
Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Компакт-диск «Веселые игры для развития речи и слуха» - Предназначен для работы с детьми в детском саду и дома. Содержит упражнения, задания и игры для развития речи и слуха у детей 3-5 лет, Материал диска направлен на формирование:
- правильного произношения звуков речи;
- фонематических процессов;
- обогащение словаря.
Раздел « Методичка» содержит информацию в доступной для родителей форме об этапах постановки и автоматизации звуков. В разделе «Изучение» можно прослушать все звуки с правильным произношением.
КТ «Баба-Яга учится читать» игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот возрастной период (6-7 лет) является сенситивным (благоприятным) для обучения чтению. Игра «Баба-Яга учится читать» одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, так как есть замечательный «Букварик», где можно прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении слогов. Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением.
Компьютерная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно", Комплект "Вундеркинд с пелёнок": DVD «Вундеркинд с пеленок», DVD «Вундеркинд с пеленок. Лучшие сказки для малышей» - Для детей от 3 мес. до 6 лет, Рассчитан на творческое использование педагогами. Просмотр ярких, озвученных картинок стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, ребенок открывает для себя мир энциклопедических знаний.
CD-ROM «Букварик-смешарик» (4-6 лет) Технология предназначена для обучения детей старшей и подготовительной группы чтению, подготовке к обучению грамоте. В программе использованы три серии мультфильма:
1. Как здорово сочинять стихи.
2. Роман в стихах.
3. Самое главное.
Во вступительном мультфильме в игровой форме рассказывается, что такое предложение, слова, звуки и буквы, предлагаются задания для закрепления материала. А затем малыши вместе с Крошем и Нюшей отправляются на поиски букв. Специально для родителей на диске содержится модуль сбора статистики, с помощью которого можно оценить успехи детей в прохождении заданий и игр.
Система мультимедийных презентаций
Одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Представление презентаций по темам: «Овощи», «Фрукты», игра «Определи, где спрятался звук», «Четвертый лишний».
Компьютерные игры
Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Интернет- ресурсы
Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и нашего учреждения.
Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.
«Виртуальная экскурсия»- еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.
Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты..
Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).
Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.
Просмотр виртуальной экскурсии в мир животных.
1.Экскурсия по Москве, по Красной площади. http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5
2. Экскурсия в мир животных http://www.gbmt.ru/ru/excursions/virtual/
3. Экскурсия по Московскому метро .http://www.metrowalks.ru/
4. Экскурсия в царский дворец http://www.tzar.ru/museums/palaces
5. Экскурсия в библиотеку http://old.nlb.by/navigator/Biblio_pres_03.html
6. Экскурсия в музей http://www.panotours.ru/muzei.html
7.Экскурсия на Мамаев Курган http://www.volgograd.ru/mamayev-kurgan/
и другие
Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Практическая часть:
Участники семинара представляют мультимедийные презентации по развитию речи.
Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.