Авторская программа по внеурочной деятельности Английский язык и традиции. Театр на английском языке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 45 городского округа Тольятти
«РАССМОТРЕНО»
на м/ о учителей
английского языка протокол № 1
от 29.08.2014г
рук. м,/о
Кирдюшкина А.И. «СОГЛАСОВАНО»
зам.дир. по УВР
Кирдюшкина А.И.
«01» 09 2014 г. «ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете,
протокол № 1
от «01» 09 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Е. Н. Ошкина
приказ № 125/70-ОД
от «01» 09 2014 г.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности «Английский язык и традиции. Театр на английском языке»
возраст детей: 5 – 7 классы
срок реализации: 3 года
Составитель: М.А. Липасова, учитель
английского языка МБУ СОШ № 45
г. о. Тольятти
Тольятти, 2014 год
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1.Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план
3. Содержание образовательной программы
4.Список литературы
Imagination is better than
knowledge. Knowledge is
limited. Imagination en-
circles the world.
Thomas Edison
Пояснительная записка.
Театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актёрских, оформительских) даёт возможность каждому участнику реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Они возникает спонтанно, а могут быть инициированы руководителем.
Спектакли оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей. В школьном театре актёры и зрители – ровесники, которых волнует приблизительно один и тот же круг проблем, у которых во многом совпадают взгляды на жизнь и на искусство. Участие в таком досуге не просто будит фантазию, усиливает ответственность ребят за организацию праздника, но и заставляет подумать о товарищах, вспомнить, какие черты его характера следует похвалить, а над какими можно по-доброму пошутить.
Перед педагогом возникают неожиданные ситуации, проблемы, и он должен быстро ориентироваться, проявлять находчивость, доброжелательность и терпение. Он должен знать жизнь и особенности характера каждого своего воспитанника, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.
Важнейшая заповедь педагога – работая с детьми, всё время иметь в виду индивидуальность каждого из воспитанников.
Современные учёные-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы – одна из актуальных задач современной школы. А детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.
Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть прежде всего эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различны её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем, общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть её выразительным языком, основами актёрского мастерства.Эстетическая функция театральной педагогики выражается прежде всего в формировании творческого потенциала личности в целом, развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.
В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, призвание, дети должны получать возможность развивать свои художественные способности.
Детская театральная постановка, по словам Л.С.Выготского, «даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли. Изготовление кукол, бутафории, декораций, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти знания приобретают смысл и цель как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение».
Драматическая работа способствует возбуждению у школьников культурных интересов и запросов. Для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное – воспитание человека, его души и чувств.
Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность.
К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью. Жизни, так как цель эта – жизнь.
Актуальность.
Общеизвестно, что особенностью российского образования является фундаментальность образования, при котором дети получают крепкие знания. Но, увы, не часто они могут применить эти знания на практике. Работа в классном объединении «Английский язык и традиции. Театр (кукольный театр) на английском языке» представляет школьникам дополнительную возможность использовать английский как средство межкультурной коммуникации, даёт ребятам массу впечатлений, возможность познакомиться с выдающимися шедеврами литературы, заставляет чувства и эмоции без устали развиваться.
Новизна.
Сочетание театрального искусства с изучением языка открывает перед школьниками среднего звена удивительный мир литературы, фантазии и воображения. Различные формы работы, применение новых технологий, мониторинг интеллектуального развития ребёнка являются основой для личностно-ориентированного обучения школьников, раскрытия их креативных способностей.
Материал программы рекомендован для учащихся 5 - 7 классов, проявляющих интерес к театральному искусству на английском языке. Объём материала подобран из расчёта 1 час в неделю для первого года – 34 часа, 1 час в неделю для второго года – 34 часа, 1 час в неделю для третьего года – 34 часа. Срок реализации – 3 года. Занятия проводятся в кабинете английского языка и актовом зале школы.
Цели:
развитие интеллекта ребёнка и его личности в целом;
формирование его эмоциональной сферы.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
1. расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.
Развивающие:
1. Развитие творческого воображения и художественного вкуса.
2. Развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.
Воспитательные:
Воспитание творческого коллектива.
Портрет творческого коллектива – это сплочённое объединение единомышленников, которых связывает общая цель и интересы.
5 класс:
Содействие процессу адаптации пятиклассников к средней школе.
Развитие активности, инициативы, самостоятельности учащихся.
3. Формирование умений и навыков работы в малых группах.
6 класс:
1. Воспитание культуры поведения ученика.
2. Развитие умений в области целеполагания, организации и оценочной деятельности.
3. Формирование представлений о способах коллективной творческой деятельности.
7 класс:
Воспитание нравственных межличностных отношений в коллективе.
Совершенствование системы творческой театральной деятельности класса.
3. Развитие организаторских умений и навыков в коллективной творческой деятельности.
Задачи воспитания учащихся:
1. Воспитание потребностей в деятельности на пользу людям.
2. Развитие эстетического вкуса учащихся, потребностей в самовыражении средствами театрального искусства.
3. Воспитание творческой личности.
Дидактические принципы:
1.Принцип связи с жизнью
2.Принцип коммуникативной активности.
3.Принцип учёта уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками английского языка.
4.Принцип учёта возрастных особенностей учащихся.
5.Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип воспитывающего обучения.
8. Принцип доступности обучения.
9. Принцип систематичности и последовательности.
10. Принцип индивидуального подхода к детям.
11. Принцип наглядности.
12. Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний.
Психологическая характеристика детей данного возраста:
Ученики 5-6 классов не в состоянии выдержать сильные и длительно действующие однообразные раздражители, в достаточной мере управлять процессом возбуждения и торможения. Чувственные впечатления оказывают более сильное воздействие, нежели словесные. У учащихся этого возраста мотивы деятельности определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. Вот почему важно обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и организовать ее таким образом, чтобы все учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность. Что касается учеников 7 класса, то следует отметить их стремление к самостоятельности, взрослости. Но при этом их кругозор мал, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы. Подростки стремятся познать себя, проверить свои силы, определить свой интерес.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядны методы: демонстрация натуральных объектов, предметов, использование
наглядных пособий (картины, образцы, показ способов действий).
Применение технических средств обучения (грамзаписи, видеозаписи, кинофильмы).
2. Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение, указание, беседа.
3. Игровые методы: дидактические игры, словесные игры, упражнения-имитации.
4. Практические методы.
Формы организации занятий:
1. Групповой и индивидуальный способ организации образовательного процесса.
2. Коллективный.
Прогнозируемые результаты:
А) Модель юного актера:
Умеет постигать замысел автора, характер образов. Умеет воплотить их на сцене.
Б) Учащиеся объединения знают как:
- правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога,
владеть жестом и мимикой,
говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было хорошо слышно зрителям,
преодолевать робость и скованность,
вступать в контакт со своими партнёрами,
говорить чётко и без особого напряжения голосовых связок.
В) Воспитанники умеют:
общаться в диалоге,
выразительно читать и играть свои роли,
держаться на сцене в рамках заданной роли,
овладевают некоторыми элементами сценической грамоты,
использовать изученные ранее структуры,
общаться на английском языке,
передавать характер действующих лиц.
Оценка результатов деятельности:
Предварительный контроль Текущий контроль Итоговый контроль
Входная диагностика Анализ, самооценка Карта и гистограмма сформированности знаний и умений.
Экспонаты Постановка пьес репертуара, определенного на год.
Открытые занятия Участие в конкурсах, концертах. Формы подведения итогов:
1. Конкурс на лучший сценарий.
2. Конкурс на лучшее озвучивание роли.
3. Концерт перед младшими школьниками, учащимися параллели.
4. Участие в школьных мероприятиях.
5. Интервью с актером театра «Колесо».
6. Открытое занятие.
7. Способность ребенка использовать музыкальный материал для осознания новых граней своего персонажа.
8. Презентация роли на школьном конкурсе.
9. Концерт для родителей.
10. Участие театральной группы в школьном конкурсе.
11. Выступление на районном, городском конкурсе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Название предмета Количество часов
1 год 2 год 3 год
Общее количество Теор. Практ. Общее количество Теор. Практ. Общее количество Теор. Практ.
Английский язык и традиции. Театр (кукольный театр) на английском языке 34 4 30 34 6 28 34 5 29
Содержание воспитывающей деятельности.
1 год обучения
Цель: формировать навыки и умения театрального искусства у учащихся.
Задачи:
1.Содействовать процессу познания своих интересов, способностей, возможностей.
2.Прививать любовь к театру.
3.Развивать фонематический слух.
4. Воспитывать стремления попробовать свои силы в различных ролях.
Модель первого года обучения: Ученик может исполнить роль в соответствии с характером персонажа. Его творчество как актёра проявляется в воспроизводящей деятельности по образцу. Эффективность реализации поставленных целей и задач определяется заинтересованностью участников и достаточным уровнем их речевой компетенции.
№№ Тема Количество часов
общ. теор.пр
1. Вводная беседа. Мне интересно ходить в театр/кукольный театр
Предварительный контроль. Входная диагностика. 2 1 1
2. Интонационная отработка стихов-рифмовок английского народного фольклора из цикла“Mother Goose Rhymes” – “Baa, Baa, black sheep” и т.д. 2 0 2
3. Драматизация стихотворения «The tailors and the snail» 3 1 2
4. Путешествия в «Страну сказок».
Просмотр видеозаписей пьес на английском языке. 2 0 2
5. Драматизация стихотворения “Three jovial huntsmen” 2 0 2
6. Язык тела. 1 1 0
7. Интонационная отработка стихов – рифмовок “A Crooked song”, “Humpty-Dumpty” 2 0 2
8. Работа над инсценировкой отрывка из рассказа Энн Хогарт “Muffin Donkey” 5 0 5
9. Работа над инсценировкой отрывка из рассказа Энн Хогарт “Muffin Donkey”. Промежуточный контроль. Открытое занятие. 3 0 3
10. Работа над инсценировкой стихотворения “It was the night before Christmas” 3 0 3
11. Работа над инсценировкой пьесы “Town Musicians” 2 0 2
12. Работа над инсценировкой пьесы “The Lion and the Mouse” 2 0 2
13. Генеральная репетиция. 2 0 2
14. Отчёт школьного театра на английском языке. 2 0 2
15. Итоговый контроль. Анализ работы объединения за год. 1 1 0
Итого: 34 4 30
2 год обучения
Цель: совершенствовать навыки, умения учащихся в театральном искусстве, развивать чувственное восприятие детей.
Задачи: 1. Познакомить с особенностями работы кукольного театра.
2. Совершенствовать технику сценического поведения ребёнка.
3. Учить творчески подходить к интерпретации характера персонажа.
4. Воспитывать художественный вкус.
5. Познакомить со сценариями пьес по наиболее популярным произведениям детской литературы и сказкам народов мира.
Модель второго года обучения: Ученик добросовестен в работе театрального объединения. Имеет углублённые умения и навыки, достаточные для творческого подхода к исполнению роли.
Учащиеся объединения знают как:
- правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога,
владеть жестом и мимикой,
говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было хорошо слышно зрителям,
преодолевать робость и скованность,
вступать в контакт со своими партнёрами,
говорить чётко и без особого напряжения голосовых связок.
Воспитанники умеют:
общаться в диалоге,
выразительно читать и играть свои роли,
держаться на сцене в рамках заданной роли,
овладевают некоторыми элементами сценической грамоты,
использовать изученные ранее структуры,
общаться на английском языке,
передавать характер действующих лиц.
№ Т е м а Количество часов
Общ Теор. практ.
1. За кулисами театра.
Встреча с учениками-актёрами. 1 1 0
2. Основы театральной культуры. 1 1 0
3. Сценарное мастерство. 2 0 2
4. Работа над ролью. 1 0 1
5. Создание костюма и декорации. 3 1 2
6. Инсценировка стихотворения “The house that Jack built” 2 0 2
7. Работа над постановкой сказки «Snow White and Seven Dwarfs» 5 0 5
8. Работа над постановкой отрывка из произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» 5 0 5
12. Работа над постановкой сказки «Jack and His Friends» 2 0 2
13. Знакомство с особенностями работы актёра – кукловода. 1 1 0
14. Работа над постановкой пьесы «The Town Musicians»
(кукольный театр) 5 0 5
15. Реквизит кукольного театра. Изготовление кукол. 2 0 2
16. Роль песни, танца, музыкального сопровождения в сцене. 1 1 0
18. Генеральная репетиция. 1 0 1
19. Отчёт школьного театра на английском языке. 1 0 1
20. Анализ работы объединения за год. 1 1 0
Итого: 34 6 28
3 год обучения
Цель: формировать навыки и умения театрального искусства у учащихся.
Задачи:
1. Содействовать процессу познания своих интересов, способностей, возможностей.
2 .Прививать любовь к театру.
3. Развивать фонематический слух.
4. Воспитывать чувства сопереживания проблемам друзей, людей ближнего и
дальнего окружения.
5. Воспитывать стремления попробовать свои силы в различных ролях и амплуа.
Модель выпускника третьего года обучения: Ученик может исполнить роль в соответствии с характером персонажа. Ученик должен освоить культуру речи и движений на сцене; владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление, владеть своим телом как инструментом самовыражения; использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях, изготовлять реквизит и декорации, владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки.Его творчество как актёра проявляется в воспроизводящей деятельности по образцу. Эффективность реализации поставленных целей и задач определяется заинтересованностью участников и достаточным уровнем их речевой компетенции, освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей.
№ Тема Количество часов
общее Теор. Практ.
1. Вводная беседа. Путешествия в мир красок театра. Обсуждение творческих планов на год. 1 1 0
2. Знакомство с творческой биографией М. Твена.
Инсценировка отрывка «Как мы красили забор» из произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера » 3 1 2
3. Интонация. Фонетическая отработка реплик. 1 0 1
4. Отработка приёмов по запоминанию текста на английском языке. Индивидуальная работа актёров по заучиванию. 2 0 2
5. Декорация помещения.
Музыкальное оформление пьесы. 1
0
1
6. Знакомство с творческой биографией Дж. К. Джерома.
Инсценировка отрывка «Как мы вешали картину» из произведения Дж. К. Джерома «Трое в лодке не считая, собаки» 4
1
3
7. Интонация. Фонетическая отработка реплик. Индивидуальная работа актеров по заучиванию ролей. 1 0 1
8. Декорация помещения.
Музыкальное оформление пьесы. 1 0 1
9. Декламация сонетов У. Шекспира. Интонационная отработка сонета. Сонет №147. 3 0 3
10. Знакомство с творческой биографией Ч. Диккенса.
Инсценировка отрывка «Рождество Э. Скруджа» из произведения «Рождественская история» 4 1 3
11. Интонация. Фонетическая отработка реплик. Планирование особенностей поведения героя на сцене. 1 0 1
12. Декламация стихотворений Р. Бернса. Интонационная отработка стихотворений. 3 0 3
13. Открытое занятие «Театр в нашей жизни» 1 0 1
14. Проектная работа. Инсценировка «Harry Potter» 3 0 3
15. Генеральная репетиция. 1 0 1
16.
Отчёт школьного театра на английском языке. 1 0 1
17. Выступления перед учениками, родителями. 2 0 2
18. Итоговый контроль. Анализ работы объединения за год.
Диагностика. Рефлексия. 1 1 0
Итого: 34 5 29
Список использованной литературы
1. Вестник образования № 15 2003г.
2. Подборки газет « Первое сентября» на английском языке 1990 - 2004 годы.
3. Программа экспериментального исследования « Интеллектуальное развитие школьника средствами иностранного языка». Любина Е.А.
4. Савина. С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе.
Москва. «Просвещение».1991г
5. Энциклопедический словарь юного зрителя.
Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Москва. «Педагогика». 1990г