Практическая работа Использование сервисов Web2.0 для создания ребусов


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ WEB2.0 ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕБУСОВ.
Е.А. Здор, преподаватель высшей квалификационной категории КГАПОУ «Региональный железнодорожный колледж» г. Уссурийск.
В обучении часто используются разнообразные нестандартные средства, объединенные общей идеей занимательности: игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи, ребусы. Ребусы часто используются во внеучебной деятельности – на КВН, предметных вечерах, в кружковой работе. В учебной деятельности ребусы применяются в качестве средства снятия умственной нагрузки, создания положительного эмоционального фона.
Ребус – это  загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
Ребус — это шифровка, носящая развлекательный характер. Слово «ребус» взято из латинского «non verbis, sed rebus», т.е. «не словами, а при помощи вещей.Разгадать ребус – значить «перевести» все, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово и предложение.
406336558293000Началась история ребусов очень давно. В XV  веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в  XVI  веке, такие забавы были запрещены и   ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов.  Часто это  была загадка,  состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И  отгадать такое слово было не так-то просто.  В таком виде ребус дошел и до нас.
В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он  пересказывает события Святого Писания  в форме ребусов. Такая  Библия стала называться  «иероглифической». В тексте  некоторые слова заменены картинками.  Через несколько лет.
Всем известный автор сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей  переписке с юными читателями. В своих письмах  он часто  заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень  нравилось  детям. 
Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.
В настоящее время  ребусы  стали использоваться не только детских журналах или развивающих пособиях, но и в учебной деятельности.
Ребусы для детей имеют много положительных моментов:
1. Способствуют развитию мышления.
2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
4. Тренируют зрительную память, правописание
Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы. Для того, чтобы правильно отгадать ребус, надо знать эти правила.
Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже.
Знаки препинания в ребусах не показываются, при расшифровке они восстанавливаются по смыслу.
Не соблюдается в ребусах и масштабность, поэтому кошка может быть крупнее слона.
Ребусная запятая. Она указывает, что от слова, изображенного на рисунке, нужно отбросить крайнюю букву (первую, если запятая стоит перед рисунком, или последнюю, если она — после рисунка). Стоящие перед рисунком или после него две запятые указывают, что нужно отбросить две буквы, и т.д.
Часто в ребусах встречаются запятые, которые ставятся «вверх ногами». Как разгадывать слово с подобного рода запятыми? Некоторые предметы, например карандаш, колесо и др., на рисунке, как их ни изображай, выглядят обычно, т.е. не «вверх ногами». В таких случаях нам и помогают запятые, дополняющие рисунок, изображенный «вверх ногами». По таким запятым и можно установить, что читать загаданное слово надо справа налево, т. е. «вверх ногами». Придавая большое значение запятой, ее и считают первой «буквой» в ребусной азбуке.
Зачеркнутая буква говорит сама за себя, т. е. при чтении данного слова зачеркнутую букву во внимание не берут, не читают ее. Зачеркнутая цифра над рисунком или около него указывает, что в данном слове такую по счету букву не читают.
Цифры, стоящие возле рисунка, — знак перестановки букв, указывающий, что в данном слове нужно переставить буквы в том порядке, в каком следуют одна за другой (слева направо) цифры. 5. Перевернутый рисунок ребуса указывает на то, что соответствующее слово надо читать наоборот, т. е. справа налево, например ДОМ — МОД, ТРОПА — АПОРТ.
Буква-невидимка состоит из меньшей по размеру начертания другой буквы, данной в комбинации, например из «б» — «А». Рисунок так и читается — ИЗБА.
В ребусах встречаются так называемые скрытые предлоги. При чтении рисунка следует добавлять соответствующие рисунку предлоги: на, перед, в, у, по, к, от, с, из, за, под. Например, перед «А» — ча (ПЕРЕДАЧА).
1092200222123000Сейчас для составления ребусов стали использоваться специальное программное обеспечение. К одной из таких программ относиться сервис Rebus. (http://rebus1.com/). Данный сервис относиться к образовательным сервисам veb.2.0. Программа не требует инсталляции, она является он-лайн редактором. Данный сервис имеет уже разработанные ребусы по разным направлениям и возрастным категория, также раздел «генератор ребусов». С помощью данного раздела можно составить свой собственный ребус, задав ключевое слово или даже фразу. Так же сервис содержит подробную инструкцию с правилами для разгадывания и составления ребусов.
Недостатки сервиса:
Невозможность сохранения изображения как картинку без использования спец. программ. (Один из способов сохранения ребуса – сфотографировать клавишей PrScr изображение экрана, после перенести изображение либо в граф. редактор или в Word и обрезать изображение)
Отсутствие функции он-лайн разгадывания ребуса.
Практическое задание (для школьников и учащихся)
Использование сервиса Veb 2.0 для создания ребусов.
Запустите сервис REBUS1.
Для этого перейдите по ссылке http://rebus1.comОзнакомьтесь с правилами по разгадыванию ребусов (Как разгадывать ребус).
В разделе РЕБУСЫ выберите любую категорию и попробуйте разгадать несколько ребусов.
В разделе ГЕНЕРАТОР РЕБУСОВ попробуйте создать свой ребус.
Зайдите в свою. Google почту. Вам открыт доступ для совместной работы в Google – презентации «Ребусы, которые мы создали и сами разгадали».
Задание: Каждый участник должен составить по три ребуса и разместить их в презентации (один ребус на одном слайде), шаблон оформления предлагается. После этого участники должны на скорость разгадать эти ребусы. Ответ записать в спец. место и зафиксировать свою фамилию. Победителем будет объявлен тот, кто разгадает больше всего ребусов.