Урок по теме «Создание коллективных презентаций по истории развития вычислительной техники с использованием сервиса Google»(10 класс)
Краткая аннотация урока
Коллективу обучающихся 10-х классов предлагается разделиться на группы и создать сетевые презентации с помощью сервиса Google по выбранным ими темам, которые позволять расширить полученные знания по истории развития вычислительной техники как в прошлом, так и в будущем.
Урок формирования новых знаний сконструирован в форме проблемного урока.
Используется проектная технология и инновационное IT-приложение - сервисы Google.
С помощью этого инструмента инновационных педагогических технологий деятельностного типа, учащиеся погружаются в удивительный мир сотворчества, способствующий формированию надпредметных компетентностей обучающихся.
Такая форма работы может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания, а также в рамках внеклассной работы.
Описание урока информатики и ИКТ
Зубкова Екатерина Александровна, учитель информатики ГБОУ Школы № 709.Предмет информатика и ИКТ
Класс 10
Тема урока «Создание коллективных презентаций по истории развития вычислительной техники с использованием сервиса Google»
Тип урока урок формирования новых знаний
Цель урока формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ
Задачи продолжить знакомить обучающихся с новыми облачными технологиями работы и понятием Google-сервисы;
сформировать и развить навыки совместной сетевой проектной деятельности посредством работы с презентацией Google;
формировать общее представление об этапах развития вычислительной техники;
мотивировать обучающихся к изучению истории развития отечественной и зарубежной вычислительной техники;
воспитывать чувство уважительного отношения к людям иной культуры, нации, религии;
воспитывать чувства ответственности и взаимопонимания, умения работать в команде.
Планирумые результаты /УУД/
Предметные Метапредметные Личностные
познакомиться с облачными технологиями работы и понятием Google-сервисы;
подготовиться к осуществлению дистанционного взаимодействия посредством Google-сервисов;
сформировать навыки использования Google- технологии для выполнения различных работ (в том числе дистанционных): Познавательные УУД: осознавать этапы развития вычислительной техники;
сформировать способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
владеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе морально-
уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации;
уметь выделять главное;
совершенствовать навыки поискового, ознакомительного и изучающего чтения при работе с Интернет;
уметь структурировать и визуализировать информацию; владеть информационнологическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, строить Предметные Метапредметные Личностные
учебных заданий, творческих работ, проектов, докладов и т.п.;
использовать инструменты сервиса Google для создания сетевой презентации;
сформировать и развить навыки коллективной проектной деятельности посредством работы с презентацией Google;
сформировать информационную культуру;
уметь формализовать и структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств;
владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умениями соблюдать нормы информационной этики и права;
уметь выбирать средства информационных технологий для решения поставленной задачи. умозаключение и делать выводы;
уметь выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
развивать познавательные интересы посредством деятельного познания истории развития ВТ;
сознавать взаимосвязь современных компьютеров с их предшественниками.
Регулятивные УУД: этическими нормами,
критически оценивать информацию, публикуемую на неофициальных сайтах в интернете;
ответственно относиться к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развить чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
выработать стремление к овладению новыми программными продуктами и технологиями;
уметь осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
повышать свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
владеть навыками самообразования.
уметь самостоятельно определять и формулировать цели и планировать пути их достижения;
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
развивать самостоятельность. Коммуникативные УУД: формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
уметь общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности, воспитать в себе качества доброжелательного и уважительного отношения к другим;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
освоить способы коллективной творческой деятельности на основе использования новых информационных технологий;
использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Межпредметные
связи история
Перечень оборудования к уроку демонстрационный ПКс выходом в интернет,
мультимедийный проектор, экран;
персональные компьютеры на рабочих местах обучающихся с выходом в
Предметные Метапредметные Личностные
интернет;
• операционная система Windows.
Конспект урока
Этап 1. Актуализация знаний, способов действия
Содержание деятельности учителя Содержание деятельностиобучающихся
Предлагает вспомнитьсервисы сети интернет, которыми пользуются обучающиеся;
Выслушав все мнения, резюмирует, что перечислена только небольшая часть сервисов, и для коллективной работы она используется слабо (больше для виртуального общения и игры);
Предлагает вспомнить, что такое а) презентация, б) компьютерная презентация, в) с помощью какого ПО ее можно создать;
Сообщает, что не только с помощью PowerPointможно создавать компьютерные презентации; существуют интернет-сервисы для создания on-lineпрезентаций. Перечисляют известные сервисы интернета, определяют, какие сервисы наиболее популярны в классе, для каких целей используются;
Дают определения, называют программу(ы).
Этап 2. Создание проблемной ситуации
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Описывает проблемную ситуацию: «Ваш класс является группой разработчиков очень важного проекта, под моим руководством. До сдачи проекта осталось несколько дней, а ваш класс неожиданно оказался на карантине, и никто в школу ходить не может».
Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как спасти проект?»;
Благодарит за предложенные варианты и предлагает свой - осуществление совместного проекта посредством облачных технологий.
Предлагает совместно создать проект-презентацию с использованием облачной технологии Google-сервиса, но сначала познакомиться с понятиями«облачные технологии»;
Предлагает учащимся разделиться на группы и
выбрать тему проекта, которую должна раскрыт!
коллективная презентация.
Этап 3. ТТелеполягяние Предлагают разные пути решения проблем;
Вспоминают, что такое аккаунт;
Подтверждают наличие у них собственных аккаунтов в Google;
Делятся на группы;
Выбирают тему.
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Мотивирует обучающихся на изучение новых облачных технологий и освоение Google-сервисов, сталкивая их с ситуацией, в которой они обнаруживают дефицит своих знаний и умений;
Обеспечивает понимание цели и принятие ее учащимися как собственной, значимой для себя. Осознают смысл учебной задачи и необходимость освоения новой облачной технологии, сервисов Google, как инструментов, требующихся лично им для эффективного общения и совместной работы;
Самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Этап 4. Планирование
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
• Помогает и советует правильно составить план с учетом уже имеющихся (заранее разработанных) алгоритмов и инструкций. Планируют способы достижения намеченной цели, определив границы знания и незнания:
• Познакомиться с помощью учителя с новейшими IT- технологиями и определить, какой сервис лучше использовать в своей работе;
Изучить этот сервис подробнее;
Выполнить практическое оформление презентации, распределив работу таким образом, чтобы каждый участник принял участие в создании и форматировании презентации.
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение знаний и умений.
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Знакомит обучающихся с новой для них информацией об облачной технологии - технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет- сервис, используя демонстрационный ПК с выходом в интернет и проектор;
Предлагает обучающимся познакомиться самостоятельно более подробно с сервисом Google по созданию презентаций, используя материалы сайта, специального разработанного учителем к этому уроку;
Обеспечивает размещение всех участников проекта по рабочим местам, оборудованными ПК с выходом в интернет;
Далее выступает в роли фасилитатора - человека, организующего процесс обучения, в котором дети проявляют самостоятельность и активность, и только если нужна обучающемуся помощь, то учитель ее оказывает. Изучают новые термины и определения, преимущества сервисов Google перед другими облачными технологиями;
Осваивают правила и приемы работы с сервисами Google;
Проверяют свою электронную почту, находят письмо учителя со ссылкой на сайт с материалами для урока и открывают ее;
Изучают материалы сайта и приступают к работе согласно его инструкциям;
Входят в свой аккаунт Google,
Находят на сайте-инструкции ссылку на общую презентацию и открывают ее в Google.
Просматривают основу совместной презентации, созданную учителем;
Находят свой слайд и определяются, о храме какой конфессии нужно оформить слайд;
Проводят обсуждения в группах, которые формируются согласно темам разделов презентации, договариваются о выборе конкретных объектов;
Действуя, согласно инструкциям на сайте, каждый участник проекта оформляет свой один слайд, размещая в соответствующие поля краткий текст о выбранном храме, его фотографию, делая ссылку на ресурсы интернета и на карту города, отмечая место расположения культового сооружения;
Советуются и при необходимости помогают друг другу;
При возникновение непреодолимых трудностей запрашивают помощь у учителя.
Этап 6. Рефлексия (итог урока)
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Ставит вопросы для обсуждения;
Выслушивает все мнения;
Делает краткий итоговый анализ работы. «Давайте вернёмся к проблеме, которая была озвучена в начале урока (про проект). Как можно выйти руководителю из сложившейся ситуации?
Действительно это так и вы сегодня в этом убедились. Хотя работали вы над презентацией в одном кабинете, однако это можно было сделать и находясь в соседних кабинетах или вообще сидя у себя дома. Что вы и будете делать сегодня, что бы закончить ваш проект. Благодарю всех за спасение проекта». Отвечают на вопросы:
Вариант 1 (краткий):
Что нового узнали сегодня на уроке?
Как можно решить проблему создания совместного проекта, не собираясь вместе?
Оцените наш урок, выведя изображение смайлика на экран.
Какие «+» и «-» в работе других участников группы?
Что необходимо для успешного выполнения всего проекта?
Заинтересовала ли работа с сервисом Google?
Этап 7. Домашнее задание Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Осуществляет дистанционное руководство проектом:
Делает необходимые рассылки обучающимся и отвечает на их запросы;
Периодически проверяет работу над совместной презентацией и, используя специальные возможности on-line комментирования,делает подсказки, исправляет ошибки или недочеты, помогает решить возникающие проблемы.. Анализируют работу всех участников проекта, обсуждая сам процесс работы над слайдами в окне чата;
Окончательно оформляют свою работу на домашнем ПК, с учетом критических замечаний членов группы и руководителя проекта;
ЭОР и
учебные
материалы: https://www.google.ru - сеть поисковых систем и сервис Google Drive;
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/algoritm_sozdaniya_obshchey_pre
zentatsii.pdf - методическая разработка Т.В. Сивоволовой «Алгоритм создания совместной презентации с использованием сервиса Google»; в локалеhttp://nsportal.rU/sites/default/files/2015/02/19/rabota_s_servisom_google_drive.pdf - методическая разработка Т.В. Сивоволовой «Создание документов в сервисе GoogleDrive».
Алгоритм
применения
ЭОР Обучающиеся получают ссылку на материалы урока по созданию коллективной презентации на выбранную тему. Для этого:
Проверяют свою электронную почту, находят письмо учителя со ссылкой на сайт с материалами;
Получив ссылку, открывают ее;
В окне браузера видят подготовленный учителем сайт;
Изучают его и приступают к работе.
Заполнение совместной презентации обучающимися.
Действуя, согласно рекомендациям учителя, каждый участник оформляет свою часть проекта.
Учитель по ходу работы помогает заполнить презентацию, делает on-line комментирования.
Домашнее
задание Окончательно оформить свой проект в совместной презентации на домашнем ПК.
Список
информа
ционных
источников Ильина, М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы [Электронный ресурс] / дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Ильина; Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. - Защищена 29.06.11. - Калиниград, 2011// Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie- usloviya-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsii-uchashchikhsya-osnovnoi- shko#ixzz2sADSnWr4
Патаракин, Е.Д. Новое пространство для учебной деятельности [Текст] /
Е.Д. Патаракин // Научн.-педагог. журнал МО РФ/ Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - с.70-74.
Брыксина, О.Ф. Сервисы Google через призму ФГОС [Электронный
ресурс] / О.Ф. Брыскина// Режим доступа: http://naidal.ucoz.ru/news/ servisy google kak instrnment realizacii federalnykh gosnHa.rstvennykh obrazovatelnykh standartov/2013-03-28-169Глазырина, О.Ф. Сервисы Google в образовании. [Электронный ресурс] / О.Ф. Глазырина //glazirina_servisi_google.pdf Режим доступа: http://guo-chernogorsk.ru/docs/Сероштанова И.Г. Создание совместных учебных объектов с помощью Google-
сервисов. [Электронный ресурс] / И.Г. Сероштанова // доступа: https://docs.google.com/ document/d/19TRX6kZw6Zl12LVMLFT5QPSRT Jm1fBXN2mS86I/edit#!
Шаповалова-Спиридонова, М.В. Использование Google презентаций как инструмента
для создания успешных групповых творческих проектов учащихся. [Электронный ресурс] / М.В. Шаповалова-Спиридонова // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/04/presentations-googletool/