Доклад «Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Доклад
Тема:
«Невербальные средства общения.
Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Подготовила
учитель Трынова Л.А.
Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии – серьезная проблема для современного общества. Их адаптация и интеграция в нормальную среду – ведущее направление работы в области развития коррекционной педагогики и воспитания.
Общение – это социальная потребность, которая реализуется с помощью различных коммуникативных средств, в том числе, и речи, необходимо формирование предпосылок к общению, освоение различных коммуникативных средств (эмоциональных, жестовых, предметных, речевых). Общение друг с другом и окружающими – основа независимости, расширения социальных контактов, повышения качества жизни, потому значимость речевой реабилитации и абилитации при адаптации в социум детей с ограниченными возможностями трудно переоценить.
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности имеется значительное количество детей с тяжёлой речевой патологией. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. «Безречевыми» — условно считают тех детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения.
Существует категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие). Почему ребенок, который по возрасту должен говорить, молчит? Причинами “молчания” ребенка является наличие в его анамнезе неврологических и психопатологических нарушений церебрально-органического генеза, свидетельствующих о задержке созревания ЦНС и наличии повреждений отдельных мозговых структур головного мозга.
Однако все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять обращенную к ним речь.
Возросшее число подобных детей требует от педагога поиска и использования иных средств, которые бы способствовали развитию, обучению и воспитанию ребенка. Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребёнка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение. В работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи информации малоэффективны, так как дети не всегда понимают обращенную речь. Поэтому возникает такой важный аспект обучения, как включение неговорящих детей во внеречевую коммуникацию.
Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; чтобы такой ребенок понимал, что от него требуют; что необходимо сделать.
Дети с ОВЗ обладают ограниченной возможностью формирования навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением. Поскольку устная речь, которая играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии и является основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, в большинстве случаях недоступна детям, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему.
Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум. Способом позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребёнка в общении, является метод пиктограмм. Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл. Для этих целей использовался комплект рабочих тетрадей ( Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина) "Я - говорю!" Упражнения с пиктограммами, который состоит из 8 частей по темам: «Я – ребёнок», «Ребёнок в школе», «Ребёнок и семья», «Ребёнок и его дом», «Ребёнок и его игрушки», «Ребёнок и мир животных», «Ребёнок и мир растений», «Ребёнок и явления природы».
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога – сохранить у ребёнка мотивацию и желание общаться;
как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить и в будущем;
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирование элементарных представлений и понятий);
как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
В используемом пособии большое внимание уделяется работе с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребёнка социальном мире.
Методика, которая легла в основу пособия, предполагает следующие этапы обучения ребёнка работе с пиктограммами.
Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания:
Идентификация символа. Педагог последовательно демонстрирует пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;
Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту которую называет педагог;
Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других;
Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и.т.п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.
Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
Составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребёнку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла→ играть, яблоко → есть. Второй вариант: педагог показывает ребёнку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать → уши, пить → вода;
Среди определённого множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;
Четвёртый лишний. Педагог показывает ребёнку четыре пиктограммы, изображающие три предмета из одной тематической группы, а четвёртый – из другой. Ребёнок находит лишний предмет и показывает его;
Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши – смотреть, глаза – слушать;
Найти и исправить ошибку во фразе. Педагог показывает ребёнку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа:
Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав её из серии других;
Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу;
Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
Составить логические цепочки.
Таким образом данная система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) → обобщающее понятие → закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами → самостоятельная ориентировка в системе знаков.