Коррекционно-развивающее занятие Невербальные средства общения в учебно-профессиональной деятельности
Государственное бюджетное специальное учебно – воспитательное учреждение открытого типа «специальное профессиональное училище «Уральское подворье»»
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Разработала:
педагог – психолог Епишина Е.А.
Пермь, 2013 г.
Структура занятия
(методическая карта)
Коррекционно-развивающее занятие по программе «Психология для старшеклассников»
Группа МЛ-172
Тема занятия
Невербальные средства общения в учебно-профессиональной деятельности
Цель занятия
Ознакомление воспитанников с понятием «невербальное общение» и его значением в учебно-профессиональной деятельности
Задачи занятия
1. Ознакомить воспитанников с компонентами невербального общения
2. Развивать такие коммуникативные способности воспитанников как мимика, жестикуляция, поза и межличностная дистанция
Обеспечение занятия
Краткое описание
Организация пространства
Учебный класс
Необходимые технические средства
ПК, проектор
Раздаточный методический материал
нет
Основные методические приемы, используемые на занятии:
Объяснение, беседа, задание, упражнение, просмотр видео
Демонстрационный материал
Презентация на ПК (в том числе отрывок из м/ф «Ну, погоди!»)
Литература, использованная для подготовки к занятию
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология для старшеклассников. Пособие для педагога. Часть два. Психология общения». Москва, 2003
Вводная часть
Содержание
Краткое описание
1. Приветствие
Добрый день, рассаживайтесь по своим местам.
2. Создание доброжелательной атмосферы
Я рада вас видеть, и надеюсь, что это занятие будет плодотворным и интересным.
3. Орг. момент
Оно будет продолжаться 45 мин.
4. Постановка целей и задач текущего занятия
Тема нашего занятия «Невербальные средства общения». Сегодня мы продолжим изучение темы «общение», познакомимся с понятием «неречевое общение». Вы узнаете о том, как много информации о характере и состоянии человека можно получить, наблюдая за его жестами, позой и мимикой».
Основные формы деятельности на занятии
5. Теоретическая часть. Понятие «общение». Повторение и закрепление материала предыдущего занятия.
Для начала я прошу ответить, что такое общение. Общение – это процесс взаимодействия людей друг с другом, с целью передачи информации, обмена мнениями и понимания друг друга. Спасибо.
Об этом мы говорили на предыдущих занятиях.
6. Демонстрация отрывка мультфильма
Прежде чем начать разговор о невербальном общении, предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма (демонстрируется видео). Как вы заметили, в этом отрывке не было ни одного слова.
Вы поняли, о чем речь в этом отрывке мультфильма?
Какие чувства и эмоции у волка и зайца?
По каким признакам вы это поняли?
7. Раскрытие понятия «невербальное общение». Основные каналы общения
Общение волка и зайца в мультике происходит с помощью неречевых (невербальных) средств общения. Сейчас кто-нибудь из вас может сказать, что такое невербальное общение? Прошу ответить, что такое невербальное общение. Невербальное общение – это передача информации без слов, а с помощью жестов, позы, мимики, дистанции и т.д. Таким образом, мы можем сделать вывод, что общение может происходить двумя способами. Какими? Вербальным (при помощи слов) и невербальным (без слов, а при помощи мимики, жестов, позы и дистанции). Ребята, повторите, пожалуйста, эти способы.
Эту тема интересна тем, что около 80 % информации люди воспринимают не через речь, а через мимику, позы, жесты. Поэтому важно познакомиться с этой темой, чтобы правильно передавать неречевую информацию и правильно ее воспринимать.
8. Средства невербального общения. «Поза и жесты»
В неречевом общении используются: позы, жесты и мимика. Сначала поговорим о позе и жестах. Поза – это положение головы, рук и ног, принимаемое человеком. Жесты – телодвижение, особенно движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или заменяющее ее.
Для чего нам нужны позы и жесты? И поза и жесты помогают нам передавать своё состояние, эмоции, настроение или отношение к собеседнику, а еще мы можем считывать информацию с другого человека по взгляду, улыбке, позе.
9. Задание «Что означает поза»
Теперь предлагаю задание, сейчас на экране появятся картинки с изображением разных поз. Ваша задача – определить, что обозначают эти позы.
Как вы думаете, у маляров есть какие-то специальные, особенные позы или жесты, чтобы один маляр понял другого? На самом деле каких-то специальных поз или жестов у маляров нет, а вот, например, в подводном плавании, у военных, регулировщиков движения, спортивных орбитров, сурдопереводчиков, дирижеров есть специальные жесты.
10. «Мимика»
Перейдем к мимике.
·
11. Задание «Угадай эмоцию»
Следующее задание. Сейчас я раздам карточки, на которых слева изображены разные смайлы, а справа выписаны эмоции, ваша задача стрелочкой указать какому смайлу какая эмоция соответствует. Карточек всего 3, начинайте с 1. Когда закончите задание, поднимите руки, мы проверим правильность. Молодцы!
12. Задание «Мое настроение»
Предлагаю немного отдохнуть. На доске вы видите плакат с надписью «Наше настроение» на столе рядом лежат разноцветные кружки, я прошу каждого из вас, по очереди подойти к доске, взять кружок того цвета, который вам понравится, нарисовать на нем рожицу с тем настроением, которое у вас сейчас и приклеить на плакат.
13. Упражнение «Общение без слов»
Сейчас встаньте, пожалуйста, из-за парт, подойдите к нашим гостям и выберите одного из них себе в пару, но сделать это нужно без слов. Затем вы присаживаетесь за парты со своими напарниками. Ребята, представьте себе, что вы находитесь на учебно-производственной практике и вдруг у вас пропал голос, но вам необходимо передать задание прораба или мастера напарнику, ваша задача объяснить смысл написанного на карточках без слов, а задача гостей определить, что пытается сказать их напарник. А гости пусть тоже придумают что-то и покажут это без слов.
Молодцы! Теперь, давайте поделимся впечатлениями в каждой паре. По какому жесту или по мимике вы поняли смысл? Теперь без слов поблагодарите друг друга и попрощайтесь. Гости, присаживайтесь на свои места. Спасибо.
14 . «Межличностное пространство»
Перейдем к следующему средству невербального общения - межличностному пространству. Назовите определение. Межличностное пространство или дистанция – это то расстояние, на котором мы находимся от собеседника в процессе диалога. Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками.
15. Демонстрация допустимого расстояния в общении
Для того чтобы вам было наглядно понятно это расстояние, я прошу одного из вас подойти ко мне, мы вместе будем демонстрировать его. А поскольку для маляров важен глазомер, сейчас мы его немножко потренируем. Я буду называть расстояние каждой из зон, а вы без линейки показывать каково оно, потом вместе будем проверять. Итак:
- интимная зона (до 50 см.). Для кого характерно такое общение? Характерно для родственников, возлюбленных, друзей, эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность;
- личная зона (от 50-120 см). Для кого характерно такое общение? Характерно для приятельского общения, обыденной беседы с друзьями и коллегами;
- социальная зона (от 120-350 см). Для кого характерно такое общение? Обычно такое расстояние соблюдается с теми людьми, которых мы не очень хорошо знаем, или которые по должности выше;
- публичная зона (более 350 см). Для кого характерно такое общение? Это то расстояние, которое соблюдается, когда мы обращаемся к большой группе людей.
Ребята, кто готов повторить, сколько см. каждая зона?
Скажите, находясь на каком расстоянии нужно разговаривать с педагогом? А как педагог на уроке поймет, что вы хотите задать вопрос? (поднять руку) С прорабом, когда вы пойдете устраиваться на производственную практику? С друзьями? С родственниками? А когда вы приходите в магазин, на каком расстоянии вы общаетесь с продавцом?
Очень важно соблюдать дистанцию. Потому что степень эмоциональной близости собеседника диктует то расстояние, которое между вами должно быть в процессе беседы.
К примеру, в автобусе очень часто люди раздражены и чувствуют себя некомфортно, все потому, что в такой ситуации незнакомые люди вынуждены находиться в интимной зоне друг друга, тогда как дистанция между незнакомыми людьми от 120 см. до 350 см. Или в лифте хочется отодвинуться от незнакомца, по той же причине.
16. Подведение итогов занятия.
Итак, сегодня мы узнали много нового, чтобы закрепить и повторить материал предлагаю вам разгадать кроссворд, в нем те термины, которые мы сегодня обсуждали. Каждому я раздам карточку с кроссвордом, а вопросы зачитаю.
По вертикали:
1. Ее важно соблюдать в разговоре, иначе собеседник может даже разозлиться
2. Он нужен для большей выразительности нашей речи (делается чаще всего рукой)
3. Без него мы бы не понимали друг друга и не смогли завести друзей
4. При помощи нее можно прочитать эмоции человека по лицу
5. Это какое-либо положение нашего тела, выражающее состояние человека
По горизонтали:
6. Это общение без слов
17. Заключение
Ребята, спасибо вам за работу, я довольна сегодняшним занятием, до свидания!
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ВО ВРЕМЕНИ
Планируемое время
Время
1 мин.
2 мин.
5 мин.
7 мин.
№ элемента занятия
1-6
8
14
17
7
9
10-11
16
12
13
15
15