Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Характеристика времени, времени года, измерения времени»
Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Характеристика времени, времени года, измерения времени»
Программное содержание: напомнить детям о том, что сутки делятся на утро, день, вечер, ночь; обратить внимание на повторение циклов (времена года). Познакомить с единицей измерения времени (час, минута, секунда) и рассказать об устройстве часов. Дать более глубокие и точные знания о том, какие функции выполняют секундные и минутные стрелки в часах.
Формировать общие представления о процедурах измерения времени.
Учить точно определять время по модели часов.
Материал: часы(ручные, будильник, песочные), карандаши, листы бумаги.
Активизация словаря: час, минута, секунда, циферблат, стрелки.
Ход занятия: В природе все явления повторяются: на смену осени приходит зима, весну сменяет лето и все начинается сначала.
Какие еще повторяются явления в природе?
Вспомните и назовите те, которые вы знаете.
Человек живет день, в котором постоянно меняется время.
Когда мы с вами просыпаемся, идем на работу, в детский сад, занимаемся, гуляем?
Какое потом наступает время суток?
Когда мы ложимся спать? (Части суток)
Определить части суток, дни недели нам помогает время. Время измеряет длительность времени года, недели, дня.
Дети, в давние времена люди узнавали время, ориентируясь днем на солнце, вечером на луну и солнце. Позже были придуманы песчаные и водные часы.
Песок засыпали в специальные колбы и переворачивали их, он ссыпался в другую часть колбы определенное время, и люди говорили: «8 песчаных часов, 9…и т.д.».
Однако это было неудобно, нужно было иметь специальных людей, которые в доме должны были следить за работой таких часов. Позже человек изобрел такие часы, которыми он пользуется и сейчас.
Самые главные часы- это кремлевские куранты. Они находятся в столице нашей Родины, в городе Москва, на красной площади.
Посмотрите на часы и скажите мне, из чего состоят часы?
Дети: Корпус, циферблат, стрелки.
Сколько стрелок на часах?
Дети: Три.
Воспитатель: Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?
Дети: Секундная.
Секунду очень уважают и ценят все спортсмены. Они всегда брали на тренировку с собой специальный прибор – секундомер и старались опередить секунды. Но это было нелегко, уж очень быстро она прыгает.
Вот смотрите, как только она попрыгает 60 раз, появляется ее сестра – Минута
Пока секунда прыгает 60 раз, минута делает только один шаг. Она отсчитывает минуты. Деловые люди очень следят за ее шагами и стараются за каждый ее шаг успеть что-то сделать.
Минута не спешила и все-таки шла очень быстро. Когда минута обходила один круг циферблата – приходил их старший брат Час.
Час старший брат – очень солидный. Минута делает 60 шагов, а он делает один шаг. Ой, сколько же раз за это время успевает прыгать Минута – 3 600 раз.
Воспитатель: Но люди говорят, что и он, с их точки зрения, ходит слишком быстро.
Дети, а как вы думаете, что будет, если исчезнут все часы?
Дети: Начнется беспорядок!
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще бывают часы, в которых живут наши друзья и помощники.
Посмотрите, а где у нас в группе часы и как они называются?
Воспитатель: А это настольные. почему их так называют? А как они отбивают каждый час? (ку-ку)
Воспитатель: Карманные, наручные и песочные... А с какой целью их используют?
Воспитатель: Молодцы!
Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?
Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок – золотой гребешок)
Как будит петушок людей? Ку-ка-ре-ку!!! Просыпайтесь, люди добрые, на работу пора!
Давайте вспомним с вами, что происходит, если Час сделает 24 шага?
Дети: Наступает новый день!
А теперь давайте попробуем изобразить своих новых друзей.
Воспитатель: За утром наступит день, вечер. ночь и снова утро.
За зимой придет весна, лето, осень и снова зима.
Вы были маленькие, стали большие. Время идет вперед.
Давайте вспомним с вами, что мы узнали, путешествуя во времени.(Ответы детей)