Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся как одно из условий формирования коммуникативной культуры учащихся.

Косенко А.В.
Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся как одно из условий формирования коммуникативной культуры учащихся.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у учащихся коммуникативной культуры. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной работы классного руководителя, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания (3). Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся может быть успешной, если классным руководителем правильно выбраны педагогические приемы взаимодействия, если существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник», включающий классного руководителя, родителей и учащегося:
Во взаимодействии этого треугольника нередко возникают проблемы успешного взаимодействия. В решении этой задачи следует выделить два аспекта: корректировка воспитания в отдельных семьях; работа классного руководителя с неблагополучными семьями.
С учетом особенностей семьи необходимо проводить всеобуч родителей, индивидуальные и групповые встречи с ними. Нами разработан следующий алгоритм встреч с родителями, ориентированный на взаимодействие с родителями по формированию коммуникативной культуры:
1. Что я хорошего могу сказать об ученике по вопросу формирования у него коммуникативной культуры.
2. Каких нравственных принципов следует придерживаться классному руководителю во взаимодействии с родителями по формированию коммуникативной культуры у учащихся.
3. Что беспокоит классного руководителя в коммуникативной культуре у школьника.
4. Каковы, по нашему общему мнению, причины отрицательного факта в формировании коммуникативной культуры.
5. Какие меры необходимо предпринять со стороны классного руководителя и со стороны родителей по формированию коммуникативной культуры.
Важное значение во взаимодействии классного руководителя с родителями имеет психолого-педагогическое просвещение родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется по двум направлениям: общешкольное и поклассное психолого-педагогическое просвещение.
В рамках общешкольного психолого-педагогического просвещения родителей классный руководитель ориентирует их на посещение школьного лектория, школьных тематических конференций для родителей по нравственному воспитанию их детей. Для родителей, испытывающих трудности в формировании коммуникативной культуры у учащихся организуются родительские беседы в микрогруппах. Следует подчеркнуть, что общешкольное психолого-педагогическое просвещение родителей проводится по специально организованной программе с привлечением специалистов (психолог, педагог, юрист, медики, учителя предметники).
Поклассное психолого-педагогическое просвещение осуществляется классным руководителем в коллективной и индивидуальной формах на основе целей нравственного воспитания учащихся. Коллективное психолого-педагогическое просвещение родителей класса наиболее эффективно проводится в форме бесед с родителями, читательских конференций по формированию коммуникативной культуры учащихся.
Программа бесед с родителями по формированию коммуникативной культуры включает следующие направления:
- особенности психофизиологического развития учащихся класса и учет их в семейном нравственном воспитании;
- наиболее острые проблемы юношеского возраста. Примером могут служить такие темы: «Семья и духовное развитие учащегося», «Психология юношеской дружбы и любви», «Родители – советчики, родители – мои друзья», «Роль семьи в формировании коммуникативной культуры», «Гражданином быть обязан», «Жизненные планы»;
- темы, определяемые стратегией и тактикой воспитательной работы классного руководителя по формированию коммуникативной культуры. Например, «Материальные и духовные ценности в жизни человека», «Новое поколение выбирает нравственный образ жизни»;
- темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией, сложившейся в классном коллективе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Нравственное здоровье общества зависит от нашего уважения к детству, а детей – к нам»;
- темы, связанные с проблемами воспитания, вызывающими наибольшие трудности у родителей. Например, «Проблема нравственной социализации учащихся», «Значение семьи в развитии мыслительной деятельности детей», «Роль семьи в формировании положительной «Я» - концепции», «Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья», «Профилактика нервных заболеваний в раннем юношеском возрасте», «Социальная адаптация юношества»;
- читательские конференции, обзоры и выставки литературных новинок для родителей, посвященных формированию коммуникативной культуры школьников.
Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей по формированию коммуникативной культуры у школьников являются разработанные нами в экспериментальном исследовании родительские собрания в форме творческого отчета по итогам учебного года. Особенностью творческих отчетов является проявление взаимодействия родителей, учащихся и классного руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла. Формы проведения творческого отчета могут быть различными: собрание-концерт, собрание-спектакль, путешествие, экскурс, семейный праздник, индивидуальные, спортивные, творческие соревнования, литературный видеосалон, экологическое казино, собрание – клубное заседание, кафе и т.д. Организация творческого отчета осуществляется в 5 этапов. Первый этап – целевой. На нем ставятся цели и определяются задачи творческого отчета, ориентированного на создание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся и родителей; стимулирование процесса самовоспитания нравственных ценностей; улучшение нравственных взаимоотношений всех субъектов воспитательного процесса; рассказ о достижениях и пережитых проблемах; составление плана воспитательного взаимодействия на следующий учебный год.
Второй этап включает выбор обсуждения формы проведения творческого отчета классным руководителем совместно с детьми и родителями. Третий этап – подготовительный. На этом этапе рассылаются пригласительные билеты родителям, организуются предварительные встречи с родительским активом класса, администрацией, учителями-предметниками. Учащиеся согласно выбранной форме творческого отчета готовят музыкальное и художественное оформление для проведения творческого отчета. Классный руководитель намечает план проведения и готовит совместно с родителями и учащимися праздничный творческий сценарий, включая лучшие моменты из жизни класса за прошедший учебный год; составляет похвальные листы учащимся и благодарственные письма для родителей; отбирает для выставки и аннотирует ответы школьников с творческих предметных экзаменов.
Четвертый этап – творческо-реализационный. На этом этапе проводится праздник, насыщенный положительными эмоциями, где в игровой форме рассказывается о достижениях класса, о вкладе каждого учащегося в жизнь классного сообщества, о взаимодействии с родителями, личностном творческом росте учащихся.
Пятый этап – результативный. Проведение творческого отчета способствует сплочению классного коллектива, улучшению семейного климата, взаимопонимания, развивает креативные способности учащихся, учит на практике овладению различными формами этикета, способствует нормативному коммуникативному поведению и вырабатывает нормативные привычки общения, дает классному руководителю возможность корректировать семейные проблемы.

ЛИТЕРАТУРА
Максименко С.Д. Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе. - / С.Д. Максименко –К.: Радяньска школа; 1983. 176с.
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения.- / Б.Д. Парыгин – Л.: Наука, 1981. 190с.
Савченко Н.М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя: Дис.канд.пед.наук.- / Н.М. Савченко.- М;1998. 184с.
Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции.- / К.Ф. Седов – М.: Лабиринт, 2004. 320с.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.-/ В.П. Сергеева – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. 192с.
Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике.-/ Т.А. Строкова – Педагогика, 2002. №4.
Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника/ Избран.произв.в 5-ти томах-/ В.А. Сухомлинский – Киев: Радянська школа, 1979. Т. 1. С.427-668c.

13 PAGE 14215



15