Статья на тему Проблемы формирования коммуникативной культуры студента


Глобальные информационно-технические изменения, произошедшие в стране в начале ХХI в., выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Современному обществу нужны всесторонне образованные, грамотные специалисты, знающие специфику и нормы деловых отношений, умеющие устанавливать контакты и эффективно общаться в условиях возросших информационных нагрузок и дефицита времени, формулировать цели и задачи общения, вести переговоры, логично и грамотно аргументировать свою позицию, публично выступать перед многочисленной аудиторией, проявлять речевую гибкость, преодолевать имеющиеся противоречия, предупреждать и разрешать возникшие конфликты, достигать согласия и др. Воспитание - это сложный процесс, направленный на обеспечение индивидуального подхода к каждой личности, основанного на субъект-субъектном взаимодействии, побуждая к активности, проявления творческой инициативы, усвоение многогранной культуры человечества, превращение внешних норм во внутренние достояние. О какой бы сфере человеческой деятельности ("человек - государство", "человек - общество", "человек - природа", "человек - техника", "человек - человек") не шла речь, следует отметить, что утверждение взаимоотношений преподавателей и студентов зависит от целенаправленного и ответственного их взаимодействия, основано на развитой коммуникативной культуре. Последняя является консолидирующим началом и регулятором поведения, гарантом уважительного отношения и понимания, терпимости и взаимоуважения. Таким образом, коммуникативная культура выступает как один из механизмов гармонизации личных и общественных интересов.
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.
Вопросы, посвященные коммуникативной культуре студентов, рассмотрены в исследованиях Г.Н. Артемьевой, Е.А. Бароненко, Е.Е. Боровковой, В. А. Возчикова, В.А. Григорьевой-Голубевой, E.H. Дмитриевой, С.З. Еникеевой, И.Р. Петерсон, A.A. Поздняковой, О.П. Протченко, Е.В. Прозоровой, Т.А. Слухай. Стратегия современной профессиональной подготовки должна быть направлена на становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным, гуманистическим мироотношением. Все это возможно при наличии коммуникативной культуры, которая обладает общими признаками культуры, но в то же время является проявлением внутренней культуры личности.
Современные психологи Р. Грифилд и И. Ют исследовали, что уровень развития коммуникативных умений молодежи является достаточно низким. Причинами низкой коммуникативной культуры могут выступать внешние и внутренние факторы, которые заключаются не только в самих студентах, но и в преподавателях в том числе.
Методика проведения занятий сводится к тому, что на занятиях чаще всего говорит лишь преподаватель, студенты в беседу по тому или иному вопросу просто не вовлекаются. Мотивируется это тем, что слишком большой объем учебного материала необходимо пройти за весьма короткий промежуток времени, поэтому времени «на болтовню» попросту нет. Преподаватель должен сообщить определенную порцию информации по той или иной теме. Согласно данным проведенных научных исследований 60-80% произнесенных на занятии слов принадлежат преподавателю.  А время говорения отдельно взятого «среднего» студента составляет в среднем около 1-2 минут на занятии. Все остальное время он посвящает слушанию преподавателя или более успешных в этом отношении однокурсников.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что реплики студентов, присутствующие на занятиях, нередко не имеют ничего общего с самостоятельно и осознанно  построенными высказываниями. Студенты чаще всего озвучивают в ходе своего ответа именно то, что хотел услышать преподаватель и о чем он «намекнул» путем постановки так называемых «наводящих» вопросов. Нередко ответы студентов на вопросы преподавателя представляют собой не законченные, логически построенные предложения, а лишь ключевые слова или, в лучшем случае, словосочетания. И это устраивает преподавателей.  Нет никакого сомнения в том, что при таком ходе событий уровень коммуникативной культуры студентов и далее будет оставлять желать лучшего.
Пассивность и леность студентов, наблюдаемые при организации коммуникативных актов, все возрастают. Нужно отметить, что нередко на занятии вообще царит молчание со стороны студентов. И в случае призыва преподавателя принять участие в обсуждении какой-либо проблемы, то желающих принять участие в дискуссии не так уж и много.
Следует добавить, что студенты молчат в силу своей неуверенности, страха, боязни совершить ошибку в ходе ответа, страха быть осмеянным со стороны однокурсников в ходе неудавшейся попытки дать четкий и красиво выстроенный ответ. По этой причине многие и не показывают имеющийся в их арсенале речевой потенциал. Но ведь за этим тоже скрывается вина преподавателя, который не может должным образом наладить учебный процесс и предотвратить ситуации такого рода. Вот и возникает вопрос о том, как в таком случае студенты могут развивать свои коммуникативные способности?
Большую часть своего свободного времени нынешняя молодежь проводит наедине с разного рода медиасредствами. Они дают прекрасную возможность черпать информацию, но, к сожалению, лишают подрастающее поколение возможности научиться строить свое общение с другими людьми. Родительская занятость и отсутствие ежедневного живого общения снижают эффективность коммуникации.
Лексикон современного студента сочетает в себе разнородные элементы. Кроме общеупотребительных слов, в него включаются жаргоны, сниженная и просторечная лексика, иноязычные слова (чаще всего англицизмы, выступающие в различных модификациях и сокращениях), обсценные вкрапления (ненормативная лексика), инвективы( оскорбление жестом, позой, словами), эмотивно-экспрессивные
(литературные персонажы) характеристики, слова-паразиты, дисфемизы (выражения и обороты, воздействие которых на слушателя носит шокирующий, оскорбительный,  унижающий человеческое достоинство характер), что в целом создает особую (заниженную) стилистическую окрашенность речи.
Еще одной из причин низкой коммуникативной культуры, является многонациональный состав медицинских колледжей Ставропольского края, для которых русский язык являлся вторым родным языком. В национальных школах не разработана целостная система развития связной русской речи национальных учащихся, многие ее аспекты недостаточно изучены. Хотя в программе и учебниках для национальных школ отводится немало времени и места развитию русской речи учащихся.
Сегодня уже мало быть хорошим специалистом, необходимо быть еще и хорошим сотрудником, что означает умение работать в команде на общий результат, участие в принятии решений, умение сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимание точки зрения. Кроме того, нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывая содержательную критику; уметь позитивно строить свои взаимоотношения. И если определить основной смысл образования как развитие практических способностей, умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из важных является его коммуникативная компетентность.
В качестве критериев коммуникативной культуры мы рассматриваем коммуникативную компетентность и коммуникативную направленность (формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации). Коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. В связи с этим мы различаем коммуникативную компетентность в специальной (практической) сфере, коммуникативную компетентность в личностной сфере и коммуникативную компетентность в социальной сфере.
Коммуникативная компетентность в специальной (практической) сфере включает: понимание и толкование специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); умелое обращение со специально подготовленным материалом; корректное использование нужных слов в профессиональной сфере.Коммуникативная компетентность в личностной сфере подразумевает: рефлексирование собственных установок на коммуникацию (потребность, ожидание, опасение, оценка) и дальнейшее их развитие; согласование собственных интересов с интересами других; понимание самого себя как “коммуникатора”; принятие концептуальной позиции к процессу коммуникации и ее основам; использование культуры речи с целью приобщения к языковой культуре.
Коммуникативная компетентность в социальной сфере представлена: осознанием своего участия в коммуникации (В какой степени я оказываю влияние на других?); принятием решений в группе (обсуждение индивидуальных и общих потребностей, интересов; согласование определенных правил; развитие способности и готовности к согласию / одобрению и урегулированию конфликтных ситуаций); презентацией общих результатов работы; владением коммуникативными стратегиями.
Главными показателями коммуникативной культуры будущего медицинского работника являются:
в эмоциональной сфере – эмпатия (понимание отношения собеседника к тому, о чем он рассказывает, и к самой ситуации общения; помощь собеседнику в выражении чувств и желаний; сообщение о собственных чувствах; внимательное наблюдение за невербальными реакциями партнера; демонстрация понимания чувств другого);
в когнитивной сфере – рефлексия (демонстрация готовности и желания выслушать собеседника; проверка точности услышанного; прояснение рационального компонента услышанного; самокоррекция; подбадривание; адекватность самооценки и оценки других);
в поведенческой сфере – интеракция (планирование предстоящего разговора; взятие на себя инициативы в беседе; организация целостного контакта; придание взаимодействию личностного характера; урегулирование конфликтных ситуаций; предложение совместного действия; обсуждение; согласование; выяснение и передача информации; представленность этических норм интерперсональных отношений).
Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника представляет собой сложный многогранный процесс, в ходе которого должно осуществляться целенаправленное педагогическое воздействие на все составляющие ее компоненты – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Решение данной проблемы заключается в активном применении педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.
Преподаватель должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к студенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком, профессиональной пригодности.
Работу по формированию коммуникативной культуры со студентами возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных форм и методов работы.
Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии студенты приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного процесса.
Беседа. Метод беседы в практике используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепление материала, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений, что дает возможность студентам понять проблему с различных позиций.
Лекция-диалог. Содержание здесь подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции. Диалоговый метод заключается в коллективном поиске истины (правильного ответа, решения проблемной ситуации) путем диалога педагога и аудитории. Данный метод имеет общие черты с проблемным методом, однако, предметом диалога не обязательно может быть спорное положение или проблемный вопрос. Педагог может поставить вопрос, касающийся одной или нескольких проблемных ситуаций, уяснить знание нормативов. Правильный ответ может быть не сразу найден, потребуется выяснить мнения нескольких человек.
Мозговой штурм – при проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. После утверждения решения «генераторы идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления.
Коммуникативный тренинг – это следующий вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие социальной компетентности. Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих базовых умений: вступать в контакт, инициируя его; стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений, высказываний; слушать, услышать и понять то, что имел в виду партнер; воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, переговорах, дискуссиях и др.
Семинары – конференции. Семинары – это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством педагога делают обобщение.
Реализации условий для обеспечения интенсивной речевой практики в относительно свободной творческой атмосфере способствует использование ролевой игры. Ролевое общение обладает большими возможностями для совершенствования знаний путем формирования и активизации у студентов умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Деловые игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых студентам предлагается найти выход. Они предполагают организацию речевого общения по искусственно воссозданным ситуациям производственно-профессионального характера. Цель их – формирование у студентов навыков и умений профессионального общения, развитие на основе совместной коллективной деятельности творческой самостоятельности и инициативы, стимулирование интереса студентов к своей профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.
Использование информационных технологий в деятельности открывает новые возможности для совершенствования профессиональной компетентности, основными из которых являются:
расширение доступа к учебно-методической информации; формирование у студентов коммуникативных навыков, культуры общения, умение искать информацию;
организация оперативной консультационной помощи; организация совместных исследовательских проектов и т.д. Укажем возможные варианты использования информационной технологий в социально-педагогической деятельности:- использование готовых мультимедийных занятий с использованием информационных технологий, компьютерных программ;
- проведение диагностических процедур;
-поиск через Интернет ряд нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов;
- создание мультимедийных презентаций;
- разработка студентами собственных web-страниц и размещение их в сети – еще одна форма использования Интернета.
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики и направленных на формирование коммуникативной компетентности, принадлежит сегодня методу проектов. Проект отличается тем, что каждый студент в нем демонстрирует подлинную заинтересованность не только в материализованном продукте, получаемом в ходе его выполнения, но и в самом процессе его осуществления, который сопровождается выстраиванием сложной системы отношений общения, поведенческих аспектов, самой проектной деятельности, т.е. через целостное и одновременно многогранное взаимодействие с другой личностью (преподавателя, студента). Взаимодействие в проектной деятельности всегда является активным процессом, предполагающим совершенствование коммуникативных умений.
Использование разнообразных форм и методов совместной деятельности педагога со студентами позволит оптимизировать процесс формирования и развития коммуникативной культуры студентов.
Доминантными в формировании коммуникативной культуры, в частности у студентов медицинского колледжа, является, прежде всего, развитие психологических и умственных способностей, которые широко проявляются в процессе коммуникации; помощь в овладении средствами коммуникации, а также укрепление социальных установок, необходимых для адекватного успешного общения с другими людьми.
Особенности коммуникативных умений заключаются в том, что они обеспечивают действия, которые, во-первых, должны быть сознательно ориентированы на встречный отзыв, во-вторых, помимо реализации предметного содержания, они реализуют особенности, в-третьих, они являются эмоционально окрашенными и могут осуществляться только на психическом уровне, не проявляясь внешне. Последнее особенно важно в профессиональной деятельности медработника в гуманных взаимоотношениях с пациентом.
Отметим, что коммуникабельная личность довольно легко, активно приобщается к коммуникации. В связи с этим перед ней открываются гораздо большие потенциальные возможности. У таких студентов реже возникают конфликты с сокурсниками, что дает им возможность устанавливать дружеские, товарищеские, профессиональные отношения с окружающими.
Поэтому одной из важных задач преподавателей является создание надлежащих условий и содействия развитию именно коммуникативной культуры студентов в реальном учебно-воспитательном процессе.
Совокупность научно-профессиональных, нравственных, эстетических и философских знаний, умений, навыков, которыми овладевает студент, его личное, ценностное отношение к другим людям и к самому себе проявляется в его деятельности, поведении и вызывается к утверждению культуры. А чем выше общая культура, тем больше она отображается в потребности общения и развития коммуникативной культуры. Личность будущего работника с глубокими разносторонними знаниями вызывает не только интерес других, но и желание общаться с ней, потому что она сама идет на контакт, устанавливая взаимопонимания, способы передачи своих идей и мыслей.
Литература
Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.
Воробьева С.В.Основы управления образовательными системами: учеб. пособие, – М.: 2008.
Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. Вузов, - М.: Логос, 2006.
Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006.
Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.