Рабочая программа по дисциплине Правовые основы профессиональной деятельности
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Международный колледж сервиса
(ГАПОУ Международный колледж сервиса)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальностей среднего профессионального образования
19.02.10 Технология ПОП.
Казань, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) для специальностей 19.02.10 Технология ПОП.
Организация-разработчик: ГАПОУ «Международный колледж сервиса»
Разработчик:
Гришина Диана Ринатовна – преподаватель ГАПОУ «Международный колледж сервиса»
Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры РСТР
Протокол №____от «___»_________201__ г.
Заведующая кафедрой ТиГ
______________ /Р.Б.Файзуллина/
Составитель: преподаватель ГАПОУ «Международный колледж сервиса» Гришина Д.Р.
Рецензенты:
1) Чернеев Н.А. преподаватель ГАПОУ «Международный колледж сервиса»
2) Ахметзянова С.С.ККИ (филиал) Рос. Университета зав. кафедрой
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» разработана для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО 19.02.10 Технология ПОП.
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» разработана на основе «Разъяснений по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования основной профессиональной образовательной программы», рекомендованных Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО», протокол № 1 от 03.02.2011 г. (по объемам учебной нагрузки).
1.2. Место учебной дисциплины а структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» в учреждения начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний об основах права, отраслях права, правовой ситуации в стране и за рубежом, о правовой политике Российской Федерации;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения и восприятия правовой информации, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей, мышления в ходе проведения практических занятий;
воспитание убежденности в возможности использования правовых знаний для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение правовых знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Изучение программного материала способствует формированию у студентов нового правового мышления.
Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, презентации, деловые игры. Проводить дискуссии по актуальным проблемам права, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения.
В процессе изложения материала особое внимание следует уделить:
общим проблемам правового развития общества, конституционным основам государства, правовому статусу личности, Федеративное устройство России, полномочия Президента РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ, знать структуру правоохранительных органов РФ, знать структуру судов РФ, понятию собственности, трудовой деятельности, заключению, расторжению трудового договора, времени отдыха, трудовым спорам, административной ответственности, заключением гражданских договоров, сделок, что является преступлением, наступлению уголовной ответственности и т.д.
Программой предусмотрено проведение одной контрольной работы по итогам изучения наиболее важного раздела. Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания и приобрести необходимые умения и навыки.
Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать по окончании изучения, каких разделов и тем следует проводить рубежный контроль.
1.4. рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
В том числе: лабораторные работы -
практические работы -
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы конституционного права.
Тема 1. Конституция РФ –
основной закон государства. Содержание учебного материала 2 2
Введение.
Общее понятие Конституции, ее форма. Классификация Конституций. Конституция РФ: основные черты, особенности, функции и юридические свойства Самостоятельная работа обучающихся в виде презентации. 1 Тема 2.
Конституционные основы
правового статуса личности. Содержание учебного материала
4 2
Права человека и гражданина в Конституции РФ. Основы правового статуса личности. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Личные, политические, социально-экономические права и свободы личности. Гарантии конституционных прав и свобод личности. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Законодательные акты и иные нормативно-правовые документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся в виде рефератов. 2 Раздел 2. Трудовое законодательство.
Тема 3. Трудовое право. Содержание учебного материала 2 2
Понятие, источники трудового права. Трудовой Кодекс РФ. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения. Самостоятельная работа обучающихся в виде презентации. 1 Тема 4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Содержание учебного материала 2 2
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости. Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного. пособия по безработице. Иные
Меры социальной поддержки безработных. Самостоятельная работа обучающихся в виде рефератов. 1 Тема 5. Трудовой договор. Содержание учебного материала 4 2
Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытание при приеме на работу. Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. Основания прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. Самостоятельная работа обучающихся в виде презентации. 2 Тема 6. Рабочее время и время отдыха. Содержание учебного материала Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся в виде рефератов. 1 Тема 7. Заработная плата. Содержание учебного материала 2 2
Понятие и системы заработной платы. Правовое регулирование заработной платы. Тарифная система, надбавки и доплаты. Порядок выплаты заработной платы. Самостоятельная работа обучающихся в виде реферата. 1 Тема 8. Трудовая дисциплина. Содержание учебного материала 2 2
Понятие трудовой дисциплины, методы ее обеспечения. Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. Самостоятельная работа обучающихся в виде презентации. 1 Тема 9. Материальная
ответственность сторон трудового
договора. Содержание учебного материала 4 2
Понятие материальной ответственности. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику и порядок возмещения
ущерба. Самостоятельная работа обучающихся в виде реферата. 1 Тема 10. Трудовые споры. Содержание учебного материала
Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров.
Понятие и механизмы возникновения коллективных трудовых споров:
примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.
Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению
трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам.
4 2
Самостоятельная работа обучающихся в виде презентации. 2 Раздел 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Тема 11. Правовое регулирование
экономических отношений. Содержание учебного материала 2 Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие
предпринимательской деятельности, ее признаки. Отрасли права,
регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. Самостоятельная работа обучающихся в виде реферата. 2 Тема 12. Экономические споры. Содержание учебного материала 2 Понятие экономических споров.
Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров, его значение. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности. Самостоятельная работа обучающихся в виде реферата. 2 Всего 32 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- технические средства обучения: видеофильмы, презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. «Основы права» - В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова, М.В.Сытинская – М. 2009
2. «Право. Основы правовой культуры» Е.А.Певцова – М. 2014
3. «Право» Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин – М. 2011
4. «Основы правоведения» Мушинский В.О. – М. 2009
5. «Основы правоведения» А.И.Яковлев – М. 2007
Дополнительные источники:
1. «Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс РФ (с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г.) (ред. от 29.11.2012 г.).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.) (ред. от 25.11.2009 г.).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 25.12.2010 г.).
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
7. Налоговый кодекс Российский Федерации" (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Интернет – ресурсы:
1. www.socreal.fom.ru
2. www.socio.rin.ru
3. www.socreal.fom.ru
4. www.garant.ru
5. www.kodeks.ru.
6. Совет органов государственной власти РФ: www.gov.ru
7. Официальный сайт Администрации Президента РФ: www.gov.ru/page2.html.
8. Научный Центр Правовой Информатизации Министерства Юстиции РФ: www.scli.ru
9. Официальный сайт Верховного Суда РФ: www.supcourt.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Право» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: правовое общество, государство, правовой статус личности, Федеративное устройство России, полномочия Президента РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ, структуру правоохранительных органов РФ, структуру судов РФ, собственность, труд, трудовое право, заключению, расторжению трудового договора, временя отдыха, трудовые споры, административное право, административная ответственность, гражданское право, гражданский договор, сделка, уголовное право, преступление, уголовная ответственность, экологическое право, налоговое право, муниципальное право, правоохранительной системы, прокуратура, прокурор, нотариат, нотариус, адвокат, адвокатура, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, международное право, международный договор.
уметь:
работать с правовой информацией, содержащейся в СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе, владеть методами поиска, выделять основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа;
самостоятельная работа;
оценка практической работы;
экспертная оценка самостоятельной работы.
Тестирование;
контрольная работа;
внеаудиторная самостоятельная работа;
устный и письменный опрос;
дифференцированный зачёт;
экспертная
оценка внеаудиторной самостоятельной работы