Выступление на педагогическом совете Развитие общей языковой культуры учащихся 5-11 классов посредством интегрирования предметов гуманитарного цикла
Учитель русского языка и литературы Агапова Р.А., г. Тула
Развитие общей языковой культуры учащихся 5-11 классов посредством интегрирования предметов гуманитарного цикла
Урок был, есть и в ближайшем будущем наверняка останется главной формой организации обучения и воспитания в школе. Сегодня школа направлена на создание свободного урока, появившегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика. Передо мной встала проблема выбора инновационной педагогической технологии, отвечающей требованиям современности. Ясно, что современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы работы, а на творческие, развивающие. Одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока, является межпредметная интеграция.
Зачем мы стремимся к интеграции? Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем, по истории) со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим, на литературе или географии). Замечу кстати, что дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы сообщаем им в рамках одного предмета. Например, изучая биографии М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева, они могут не обратить никакого внимания на то, что у них был один и тот же учитель литературы, Семен Раич.
Если обобщить сказанное, то можно сделать следующий вывод: большинство учеников наших школ в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Вывод дикий, но верный. Причин много. Одна из них – невероятная информационная перегруженность ребенка (мозг не успевает проделать необходимую работу). Вторая – возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий, которые еще не имеют конкретного ассоциативного подкрепления в «вещном» мире (а непонятное и ненужное в повседневной жизни можно только зазубрить – чтобы забыть сразу же после того, как тема будет изучена; через год понятие понадобится ребенку вновь, а он его забыл, в отличие от составителей учебника, которые убеждены, что соответствующая тема пройдена и усвоена). Третья – неподготовленность ребенка к чтению серьезных текстов ( они понимают в тексте отдельные слова, с трудом складывая их в какое-то подобие осмысленных произведений, не воспринимая текста в целом). Четвертая – учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далеком от ежедневной речевой практики школьника; фактически это тексты на иностранном языке, которые легче заучить, чем понять до конца. Пятая – дефекты учебников и методик
Перечень можно было бы продолжить, но важнее напомнить, что любое недопонимание базовых понятий и категорий (в арифметике, в языкознании, в истории – да где угодно) влечет за собой тяжелые последствия в средней и старшей школе, когда вернуться к единой и стройной картине мира ученику уже не под силу.
Учителя, даже не осознающие всех причин «изолирующего» мышления, давно заметили неладное, и сама идея интеграции родилась именно как один из способов противодействия опасному процессу. Да вот только нередко средство заставляет забыть о цели и превращается в самоцель. И тогда на уроке начинается изучение утки во всех её ипостасях – как у В.Каверина в «Двух капитанах».
Как же сделать интеграцию по-настоящему осмысленной и плодотворной? Боюсь, что для этого придется переосмысливать всю систему школьного образования. Такая реформа – дело будущего. Но кое-что можно сделать и сейчас, и едва ли не самые большие возможности для этого у русистов.
Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения русского языка и литературы. Интеграция на уроках русского языка и литературы дает широкие возможности. Проблема теоретического обоснования и методического обеспечения интегрированных уроков литературы и русского языка – это предмет исследования в работах многих ученых и методистов. С.А.Леонов определил задачи интегрированных уроков следующим образом: «Интегрированные уроки призваны содействовать формированию мотивационной сферы деятельности учащихся, т.е. прививать им интерес к предмету, расширять их кругозор, повышать общий уровень образованности». Разработка интегрированного урока – это поиск новых эффективных форм обучения, основанных на гуманистическом и личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию школьников».
Понятие «интеграция» происходит от лат. Integer – целый, что подразумевает восстановление некоего единого пространства (в школе – это пространство учебных дисциплин). Интегрированный урок требует тщательного планирования, т. к. учащимся предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме.
Организация и проведение урока литературы, интегрированного с другим предметом гуманитарного цикла, проводится мною следующим образом. Работа над уроком состоит из трех основных этапов.
1. Подготовительный этап. Определяю цели и задачи урока, составляю план-конспет, определяю индивидуальные задания для учащихся. Учащиеся подбирают дополнительный материал (иллюстрации, видеоматериалы, литературу).
2. Основной этап. Организация и проведение урока.
3. Заключительный этап. Совместно с учащимися подвожу итоги урока. Организуется обмен мнения учеников о возможности проведения в дальнейшем интегрированных уроков.
При подготовке и проведении интегрированного урока меняется роль учителя и ученика. Основной задачей ученика является не воспроизведение и пересказ знаний, взятых в учебнике или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения этих знаний. Что дает подготовка интегрированного урока ученику?
- Во-первых, у него формируется умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники.
- Во-вторых, формируются навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации.
- В-третьих. Учащийся вступает в дискуссию, предъявляя и обсуждая собственные выводы. Он учится выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Главной задачей, стоящей передо мной, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе, независимо от уровня подготовки. Поэтому важную роль играет дидактическое наполнение урока.
Среди гуманитарных дисциплин, которые интегрируются с литературой, особое место занимает история. К началу изучения той или иной темы учащиеся получают задание повторить сведения об эпохе, которая описывается в художественном произведении, к которой относится творчество того или иного писателя. Нередко получается, что словесникам приходится опережать изучение материала по истории: в 8 классе изучается повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учитель истории знакомит учащихся с историей русского казачества, для них совершенно незнакомый материал. Но чаще все-таки историки опережают словесников: ведь невозможно осознать глубину поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорош» без хорошего знания эпохи великих реформ XIX века, нельзя постичь бездонность трагедии ахматовского «Реквиема» без понимания сложности эпохи 30-40 годов в сталинской России. Вот почему подход к изучению литературы и истории должен быть единым, и мы, словесники, видим в перспективе выход на создание единой концепции преподавания истории и литературы.
Хорошие результаты приносит интеграция двух самых близких предметов гуманитарного цикла – русского языка и литературы. Здесь интеграция очевидна, как очевидна сама связь содержания и формы. Считаю, что соединение литературного анализа раскрывает перед учителем большие возможности. Приведу основные приемы интеграции, которые я использую в своей работе:
1. Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно-критических статей о творчестве писателей.
2. На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика, синтаксис, средства художественной выразительности).
3. Особым содержанием наполняются уроки по развитию речи: обучение умению определить рамки сочинения, объем и взаимосвязь его основных частей – вступления, главной части и заключения; написание фрагментов сочинения, конструирование предложений с использованием синонимических синтаксических конструкций; лингвистический анализ художественных текстов.
4. На каждом уроке по развитию речи выполняется работа по обогащению словарного запаса учащихся с последующим включением этих слов в активный словарь учащихся.
Словарная работа проводится по следующему плану:
- словарный диктант;
- толкование отдельных слов путем подбора синонимов или синонимических словосочетаний;
- составление предложений с этими словами на лингвистическую тему.
Таким образом, на уроках самое пристальное внимание уделяется художественному слову. Далее работа строится по принципу: от слова – к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения – к тексту. Урок состоит из следующих компонентов:
1) Словарно-орфографическая работа.
2) Теоретические сведения по теме урока в изложении учителя.
3) Самостоятельная работа учащихся.
4) Письменное или устное оформление выводов.
Еще один путь межпредметной интеграции я вижу в использовании на уроках русского языка краеведческого материала. Если не удается полностью построить урок на основе краеведческого материала, то я ввожу его элементы на разных этапах урока. Понятно, что современные учебники не содержат краеведческого материала. А между тем трудно переоценить воспитательный и развивающий потенциал краеведческих текстов. Опора на них обеспечивает возможность научно-реалистического и духовного постижения окружающего мира и способствует духовно-нравственному воспитанию школьников. Я нашла выход в использовании на уроках русского языка текстов писателей и поэтов Тульского края, используя пособия учителя школы № 24 Макарочкиной Евгении Юрьевны.
Учителя-словесники в системе работают над интеграцией литературы с разными видами искусств – с живописью, музыкой, кино, театром. Использование живописи, музыки на уроках литературы, русского языка расширяет кругозор учащихся, развивает образное мышление, сопоставляет художественные произведения с экранизацией, раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, отзывы на театральные постановки являются формой творческой работы, формирует вкус учащихся. Мы активно работаем с филармонией, театрами города.
В интеграции литературы с другими видами искусств большую роль играет внеурочная деятельность учащихся, например, традиционный конкурс чтецов.
При интеграции литературы с предметами гуманитарного цикла ученику на уроке станет ясно, что литература есть отражение и «учебник» жизни, в ней можно найти ответы на многие вопросы. А это, в свою очередь, повысит интерес не только к чтению, но и к глубокому анализу литературных произведений, повлияет на расширение кругозора, читательского интереса и вкуса, а также поможет сформировать определенные нравственные ценности.
Система интегрированных уроков позволяет учителю формировать комплексное гуманитарно-эстетическое мышление. Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроках и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.
15