Доклад на тему: Формирование гражданских и правовых знаний на уроках общественно-гуманитарного цикла
Доклад на тему :Формирование гражданских и правовых знаний на уроках общественно-гуманитарного цикла.
Учитель истории школы-лицея№20: Горбач Г.Э.
Атырау 2016
Воспитание гражданского самосознания, патриотизма, духовности, формирование поликультурного мировоззрения, толерантного поведения и высокого правового сознания – остаются актуальными задачами воспитания.
Государственной программой развития образования предлагается новая трактовка результата обучения не только как суммы знаний, но и как обретение жизненно-важных компетентностей, помогающих выпускнику в социализации и самореализации. Основные задачи направлены на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни, организацию работы с родительской общественностью.
На уроках общественно-гуманитарного цикла педагоги школы совершенствуют воспитательную работу по формированию патриотического сознания, уважения к государственным символам республики, обеспечивая активное участие детей в патриотических акциях, фестивалях, конкурсах.
Дополнительное образование и решение вопроса занятости школьников осуществляется через развитие кружковой работы.
Гражданское воспитание, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование у будущих граждан представления о современных социальных проблемах и путях их решения, должно рассматриваться как средство помощи растущему человеку в решении этих проблем, должно создавать условия для широкой демократизации жизни образовательного учреждения и способствовать воспитанию демократических потребностей учащейся молодежи. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей... Основными компонентами содержания гражданского образования являются также политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры Казахстана и мира...
Гражданское воспитание школьников на уроках общественно-гуманитарного цикла направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Основная цель гражданского воспитания на уроках истории, обществознания состоит в формировании у обучающихся гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.На уроках общественно-гуманитарного цикла обязательным является формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание); формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину; формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира; формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении, участие в акциях по оказанию помощи пожилым людям.Органическая составная часть гражданского воспитания - формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения. Задачи правового воспитания в школе заключаются и в том, чтобы довести до сознания учащихся и воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Работа в данном направлении начинается с элементарного знакомства детей с нормативно-правовыми документами, такими как «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», Закон РК об образовании. Наша задача помочь детям в овладении элементарной юридической грамотности, осознании своих прав и обязанностей и ответственности за свои поступки. Воспитание правовой культуры - один из главных и в тоже время сложных вопросов. Нам необходимо в доступной форме помочь школьникам осознать необходимость соблюдения законов, правил общества, так как от этого будет зависеть будущая судьба и здоровье наших воспитанников.
Важным элементом гражданского воспитания является общечеловеческое воспитание. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях и принимают участие в акциях, направленных на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.
В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее - чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность. Честность, порядочность, ответственность имеют гражданский смысл. Стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображение общественного блага, гражданская ответственность.
В своей работе я стараюсь применять различные приемы, методы и формы изучения обществоведческого материала (беседы, ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии, уроки-встречи, практические занятия,уроки-дебаты), оформление стендов, экскурсии.
Важно воспитывать в детях гражданские чувства, побуждающие искать пути улучшения жизни в обществе, вырабатывать активную позицию, принимать взвешенные решения, отвечать за свои поступки, обладающего гражданской компетентностью.
Создание условий для успешной сдачи учащимися ЕНТ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для достижения эффективных результатов необходима системная подготовительная работа, поэтапное её отслеживание, отражаемая в таблицах. Графики и схемы подготовки к экзамену выстраиваются в план.
Подготовка к ЕНТ начинается с нового учебного года с анализа тестов . На первом этапе я выясняю, на какой раздел нужно уделить больше времени для глубокого изучения и анализа. В итоге получилось следующее: на «Древний Казахстан» в тестах отводят в среднем 3-вопроса, это 12%, на «Средневековый Казахстан»-5 заданий, это 20%, на «Новый Казахстан» -8 вопросов, это 32%, и на «Новейшую историю» 9 вопросов, 36%. от общего числа вопросов.
По данному анализу видно, что Новейшая история занимает важное место в тестах. Материал учебника история Казахстана включает события, начинающиеся с Новой истории по современность, и дает возможность актуализации прежних знаний учащихся.
Каждый проведенный урок тщательно разрабатываю, так как на разных этапах урока можно проводить упражнения напрямую связанные с ЕНТ.
Изучая новую тему, мы закрепляем ее по таблице, заранее мною составленной. На одном формате А4 я печатаю даты, на другом имена. Задача учащихся повторить еще раз факты и запомнить с изученного урока. Такая систематизация дат и имен идет каждый урок, в течение пяти минут учащиеся повторяют все даты и имена по прошлым параграфам и с каждым уроком я их добавляю. Сначала это шло сложно, учащиеся путались и слабо запоминали, но сегодня этот метод отработан, и они легко справляются с таким видом работы.
Содержательный аспект таких заданий направлен на глубокое и прочное усвоение, а также, систематическое повторение приводит к отложению информации в памяти и подготовке учащихся к изучению нового учебного материала.
Повторение домашнего задания всегда проходит в форме тестового опроса. Тесты я составляю по вопросам учебника, а так же на основе параграфа. Вопросы стараюсь формулировать так, чтобы учащиеся привыкали к разной подаче одного и того же вопроса. Часто проверку домашнего задания учащиеся прорабатывают в группе, тем самым экономя время на уроке на новую тему.
К сожалению, учебник История Казахстана в 11 классе составлен с большим объёмом информации, но не в каждой теме есть конкретизация. Поэтому при разработке урока использую учебник 8 и 9 класса, где по темам даны четко факты и конкретно прописаны события. Дополнительно для информации используем учебник ШЫН , а для точности дат использую брошюру «4000 вопросов по истории Казахстана» и сборник «Цифры и даты по истории Казахстана», так как некоторые даты в тексте отсутствуют.
Хотя я делаю основной акцент на тесты, нельзя забывать о формах и методах развивающих критическое мышление у учащихся. Задавая сложные вопросы, требую развернутые ответы, это необходимо для того, чтобы учащиеся учились логически мыслить, расширяли свой кругозор, учились выбирать главное и умели при работе с тестами находить правильный ответ.
Кроме уроков ведётся работа с учащимися 11 класса с начало учебного года на консультациях, так как важно повторить теоретический материал за 6 и 7 классы. По истории Казахстана это день – четверг. Учащиеся ведут тетради для консультаций, в которых фиксируют весь материал в форме таблицы. Это дает возможность лучше запоминать через зрительную память и быстро находить нужный материал по необходимости
После консультации некоторые учащиеся просят дополнительного консультирования.
Главным источником дополнительной информации является интернет. Его помощь огромна, основную массу заданий берём из интернета, дополняем их по каждой теме и раздаём ребятам вопросы с ответами для заучивания по прошедшим темам.
История Казахстана в ЕНТ является обязательным предметом и по подготовке к данному предмету уже выработаны некоторые методические рекомендации. В плане запланированы следующие направления: методическое, диагностическое, просвещение и профилактика, консультативное и коррекционное направление.
По плану проводятся пробные тестирования. После каждого тестирования обязательно проводим разбор всех вариантов, делаем анализ результатов, работу над ошибками и подводим итоги. Даю возможность ученикам самим найти ошибки и исправить их. Здесь идет текущий контроль знаний.
Так же в качестве домашнего задания я даю тесты по сборникам за прошлые года. Бывали случаи, когда дети набирали до 12 баллов, несмотря на то, что выполняли работу дома, отнеслись не достаточно серьезно. Видя отношение учащихся к предмету, стало понятно , что учитель - предметник, готовивший к ЕНТ, не имеет право быть мягким и добрым, ему должны быть присущи качества: жесткость и требовательность. Именно поэтому работаем совместно с классным руководителем. Вместе проводим и будем проводить беседы с учащимися и их родителями, доказывая и убеждая их в том, что история - предмет который требует длительной и тщательной подготовки, постоянной систематизации знаний, а времени осталось мало.
Но, как и во всякой работе есть плюсы и минусы при подготовке. На мой взгляд, одной из причин низкой подготовки учащихся является слабая память. Я стараюсь подбирать формы и методы работы, помогающие ее развивать. Но кроме этого не все учащиеся до конца осознали необходимость подготовки уже сегодня, думают, что смогут наверстать упущенное.
Ежегодно в выпускном классе я веду мониторинг пробного тестирования, где могу отследить, какие вопросы являются западающим звеном, проанализировав, провожу дополнительную работу с учениками. Это дает возможность не упустить неусвоенный материал и апробировать его снова.
На сегодняшний день среди выпускников есть «группа риска»,требующая особого внимания. Необходимо найти и внедрить такие формы работы, которые помогут улучшить результат учащихся, развить индивидуальный потенциал ученика, формировать навыки конкурентоспособности и сотрудничества, развивать навыки организации умственного труда и подготовки к обучению в течение всей жизни. Это на сегодняшний день и является важнейшей задачей. Результат детей зависит, прежде всего, от убеждения учителя в том, насколько это важно для тебя, насколько ты кропотливо и терпеливо подводил учащихся к осознанию и осмыслению исторических событий не только при подготовке к ЕНТ, но и в жизни в целом!