Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок.

Методическая разработка
По теме



Развитие навыков
диалогической речи на основе фонетических зарядок.















Оглавление

Вступление. Реализация программы по английскому языку на уроках.


Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических и речевых зарядок.


Разработка уроков, урока-конференции и внеклассного мероприятия

























Разработанная программа коренным образом меняет роль учителя и ученика на уроке английского языка, предусматривает иной характер их взаимоотношений, ответственности за результат обучения.
Учитель выступает теперь не столь в роли, полноправного участника коммуникативного процесса, партнера в общении, фасилитатора (облегчитель) учебного процесса.
Учитель привлекает учащихся к творческому сотрудничеству для эффективной подготовки и проведения урока через поисковые, личностно-ориентировочные задания, проектную методику.
В центре внимания- личная деятельность учащихся. Они (учащиеся) являются главными автономными субъектами обучения, которые вырабатывают определенные индивидуальные стили овладения языком и общение. Атмосфера урока, предлагаемые задания, избранные режимы и формы работы стимулируют учащихся к расширению общеобразовательного и лингвистического кругозора, накоплению коммуникативного опыта. Теперь не только учитель решает, что должно быть на уроке иностранного языка, а и ученик, который может вносить предложения, определяет проблемы для обсуждения или творческого письменного задания, предлагать ролевые и деловые игры, создавать свои учебные материалы (коллажи, постеры, проекты и т.д.). При таких условиях ученик в большей мере отвечает за свои успехи и неудачи.
Логика урока иностранного языка, направленного на обучение сотрудничеству, предвидит также наличие в его структуре неизменных элементов.

С позиции учителя такими неизменными элементами являются:
- создание атмосферы иностранного общения;
- демонстрация функционирования материала, который должен быть усвоен;
- осуществление руководства процессом тренировки.
С позиции ученика – это активное включение в атмосферу иностранного общения, сознательное восприятие материала и средств его использования для решения речевых заданий, тренировки для достижения необходимого уровня овладения материалом.

Оргмомент или речевая зарядка.
При коммуникативном подходе оргмомент носит характер реального общения учителя и учащихся, во время которого может происходить обмен новой, интересной для обеих сторон информацией, мыслями по поводу услышанного или увиденного, опытом решения проблем, которые возникают в их жизни и т.д.
Такая зарядка в начале урока создает речевую атмосферу, эмоциональный заряд, способствует вовлечению всех учащихся в активное слушание, говорение.
Речевая зарядка, проводимая таким образом, служит толчком к активизации речевой, мыслительной деятельности. Это способствует установлению атмосферы доверия и сотрудничества на уроках иностранного языка. Например:
T.: Hello, everyone! I’m full of impressions.
Are you interested in having my story?
Cl.: Yes, of course.
T.: I saw a football match between the Dynamo tеаm and German опе yesterday. Did you?
Cl.: Sure. It was a tough game.
T.: Unfortunately, the Dynama lost. I think it had something to do with the absence of some key players.
Cl.: Not only that
T.: Hello, everybody. Have you heard the
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·though you have applied for it, haven’t you?
Cl.: It can’t be true. We’ve already paid the money for the tickets.
T.: Whatever shall we do?
P.: Let’s try and

Фонетическая зарядка.
Традиционный подход к фонетической зарядке предполагает обработку изолированных звуков, слов и предложений через их многократное репродуцирование. Я же в своей практике использую ситуативно-обусловленный аутентичный материал, связанный с вербальной и изобразительной наглядностью, с помощью которого в определенной мере компенсируется отсутствие языковой среды. Ситуативно-обусловленную тренировку фонетических навыков.
Привожу следующий образец:
T.: Yesterday I had a problem with my little grand. She was complaining the whole evening. Listen to her complaints and state the problem
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Таким образом, учащиеся имеют возможность тренироваться в произношении контрастных звуков [i:] и [i], специфически ритмичного рисунка и интонационного образца на основе The Low falling tone в речи, логически связанному в контексте с ярко выраженной функцией (complaint and advice).
Многолетний личный опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод: начало урока является одним из его важных этапов; во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане: “A good beginning makes a good ending”.
Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога.
При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. А доброжелательный тон учителя создает рабочий контакт с учениками, настраивает их на общение.
Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:
- повторить и прочно усвоить лексику;
- закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;
- лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.
Опыт проведения итоговых аттестаций подсказывает, что учить диалогу надо постоянно, чтобы осуществить поставленные цели, я стараюсь:
Вовлечь в беседу как можно больше учеников, используя заранее намеченный и рационально отобранный языковой материал;
Связать речевую зарядку с основным содержанием урока, чтобы обеспечить логический переход к последующему этапу;
Избегать монотонности, однообразия и шаблона в проведении речевой зарядки (или вводной беседы).
Первое требование не нуждается в пояснении.
Поясню два последних требования на конкретном языковом материале.
Как увязать вводную беседу с темой урока на этапе его закрепления?
По мере того как учащийся знакомится с формами глагола в Present Continuous, Present Perfect, Past Indefinite, Future Indefinite, эти грамматические структуры сразу же включаю в речь.

Present Continious.
T: What’s the weather like today?
P.1: It’s not fine.
T: Is the sun shining?
P.2: No,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Знание степеней сравнения прилагательных дает возможность учителю вести такую беседу с учащимися:
T: Is the day longer today than yesterday?
P.1: Yes, it is. It is longer today.
T: Are the days shorter in March or in February?
P.2: They are shorter in February.
T: When is it warmer in March or in April?
P.3: It is warmer in April.
T: Is it colder today than it was yesterday?
P.4: It is colder today.

Беседа в начале урока позволяет прочно закрепить грамматические структуры с модальными глаголами, а также в
·водные слова, речевые обороты и фразы, характерные для разговорного английского языка.
Примеры микродиалогов:
P: I am sorry I’m late. May I attend the lesson?
T: Yes, you may. But you must be on time next lesson.
T: What exercise did you have to do for today?
P.1: We had to do exercise 2 on page 15.
T: How long did it take you to do it?
P.1: It took me. minutes to do this exercise.
T: And you?
P.2: I’m afraid but I couldn’t do it.
T: I see N. is absent. What’s the matter with?
P.1: I think he (she) has fallen ill.
T: Who can help him (her) during his (her) illness?
P.2: I can.
Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, подсказанной самой жизнью, внести что-то новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.
Приведу несколько примеров.
Скажем, изменилась погода. Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, учитель может спросить: “Do you like the weather today? Why (not)? ”, “What do you usually do in good (bad) weather?”
На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить и на эту тему. Возможные реплики и вопросы учителя:
Spring has come to us at last.
Do you like spring? Why?
There are a lot of holidays in spring.
Can you remember what they are?
На последнем уроке недели ученики с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе. Возможны вопросы учителя:
What are you going to do at the weekend?
Will you stay at home or will you go to? И т.д.
На первом уроке недели можно спросить ребят: “How did you spent last Sunday? ”
В канун праздника или после него учитель организует беседу на уроке, задавая такие вопросы:
Will you come to school tomorrow?
Why won’t you come to school?
How will you spend the holiday? И т.д.

Учащиеся любят поговорить о спорте. После важного спортивного события беседу можно начать с таких вопросов:
What sporting event took place yesterday (last week)?
What teams were competed in the game?
Did your favourite athlete take part in the match? И т.д.
Время от времени речевой зарядкой может быть обсуждение разных сторон школьной жизни.
How many lessons do you have today?
What lessons do you have besides English?
Which lessons do you like best of all? Why?
What lesson was the most difficult?
Who couldn’t do all the exercise?
Let’s check it. Who would like to begin?
На старшем этапе школьников интересуют события в нашей стране, новости культуры, важные международные события. Учитель может начать беседу с таких вопросов:
How are things at home( at school) ?
What is the latest home news?
What is the most important world news?
(беседа обычно предшествует работе с прессой )
Речевую зарядку можно начать с сообщения учителя о каком-либо событии его жизни. Например:
I have been to the theatre this week.
I was at the museum yesterday.
I had a wonderful time on Sunday,and what about you ?

Обучению диалогической речи предшествует большая предварительная работа. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап включает обычную тренировочную работу со словами, словосочетаниями на основе подставочных упражнений, активизацию речевых структур! Повторяя тему «Общение по телефону» предлагаю учащимся заучивать эти структуры, чтобы использовать их в диалогах.
Например:
Hello, may I speak to
Good morning, I’d like to speak to
Hello, is this?
Just a moment/second, please.
Hold on a moment/second, please.
Speaking about..
I’m sorry, I have the wrong number.
I’m sorry, you have the wrong number.
Активизируем готовые речевые структуры (не требующие подстановки), как например:
What’s the message?
Could I take a message?
I’ll be waiting for your call.
I’ll call you right back.
Замечу, что чем больше видов работы над речевыми структурами, новыми словами, тем лучше решаться задача по обучению школьников диалогической речи.
Привожу некоторые примеры такой работы:
Перевод: English – Russian, Russian – English, English – Russian – English;
Работа с вопросами;
Повторение услышанного “shadowing”
Репетиция (“repetition or rehearsal practice”):
учащимся предоставляется несколько попыток для ответа:
Использование ситуативных карточек (с картинками или лексическими структурами), стимулирующих использование учебного материала при ответах – известная игра «снежный ком» (повторение предыдущих фраз с добавлением новой).
После отработки лексического материала подходим к условному второму этапу работы с диалогами. На базе учебного материала ученикам предлагаются конструировать новые фразы, предложения при составлении плана своего высказывания.
Учу учеников отвечать на звонок, сделать сообщение по телефону передать просьбу и т.д.
How are you doing?
Fine. I’m having a great time in . I’ve been to lots of fascinating places.
It sounds great. I’m calling you about our trip to/ about our outing to the museum / about our visit to
Just a moment / Hold on a second, Sasha! Telephone for you. / There’s somebody on the telephone for you.
May I leave a message?
Sure. I’ll write it down. And what’s the message?
It’s about
После знакомства с этими образцами предлагаю учащимся реализовать выученный материал в конкретных ситуациях. (Школьники сами составляют диалоги в соответствии с предложенной ситуацией.)
Приведу примеры таких ситуаций.
Ситуация1. Вы звоните по телефону. Вам отвечают, что абонента нет на месте. (Вам предлагают подождать у телефона.) Попросите передать свое сообщение.
.
May I leave a message?
Sure. Who’s calling?
This is Sasha.
And what’s the message?
It’s about the computer classes?
Is that all?
.
Ситуация 2. Вы звоните другу. Его нет дома, он ушел в магазин. Вам предлагают помощь. Что вы ответите?
.
Hello. May speak to Sasha, please?
I’m sorry, he’s gone out shopping.
Could I take a message ?
Yes, please. Our train will arrive in ..at noon пext Tuesday. We’ll be waiting for him at the railway station.
Does he know your number?
.
Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, в коммуникативной деятельности. Все предложенные ситуации обыгрываются учащимися в парах. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера – собеседника, но и поддержать его разговор, ответить на реплику и т.д.
На различных этапах обучения форма беседы, как ее содержание, меняется. Уже в конце первого года обучения учитель, убедившись, что ученики прочно усвоили определенный круг вопросов, уступает свою роль классу, и учащиеся беседуют с дежурным учеником. На более позднем этапе диалог может проводится в парах всем классом. После такой тренировки лучшие ученики выступают в роли учителя и ведут беседу с классом.
На старшем этапе диалог «ученик - класс» более продуктивен. У старшеклассников всегда есть желание высказаться по различным ситуациям, информации из интернета, да и мотивов для общения более чем достаточно.

15