Тесты по истории Средних веков по теме Средневековая культура
Контрольная работа № 7 по истории средних веков для 6 кл. по теме «Средневековая культура» (XI-XV вв.)
I. Отметьте верный ответ:
1. Немец Иоанн Гуттенберг изобрёл книгопечатание в середине:
а) XIII в.;
б) XV в.;
в) XVI в.
2. В Западной Европе подъёму культуры способствовали:
а) быстрый рост городов:
б) образование централизованных государств;
в) успехи в сельском хозяйстве.
3. В производстве бумаги с помощью водяного двигателя поднимали и опускали:
а) жернова;
б) наковальню;
в) пресс.
4. В XV веке был создан парусник-каравелла, который мог двигаться:
а) при попутном ветре;
б) при встречном ветре;
в) при боковом ветре.
5. В средневековых школах обучались:
а) взрослые мужчины;
б) только девочки:
в) только мальчики.
6. В XI-XV веках огромных успехов люди добились:
а) в образовании;
б) науке;
в) искусстве;
г) сельском хозяйстве.
7. В начале XVI века переворот в военном деле связан:
а) с использованием огнестрельного оружия;
б) развитием огнестрельного оружия;
в) применением пороха.
8. Иоанн Гуттенберг изобрёл печатный станок и выпустил первую печатную книгу:
а) около 1338 г.;
б) около 1415 г.;
в) около 1450 г.
9. С помощью водяного двигателя в горном деле:
а) приводили в движение пресс;
б) поднимали и дробили руду;
в) приводили в движение тяжёлый молот.
10. Лучше всего обучали письму и арифметике:
а) в замках;
б) городских школах;
в) церковных школах.
II.
1. Что способствовало расширению знаний о мире в XI-XV вв.?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что называли университетами? Как в них велось преподавание?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое диспут? Как проходили диспуты?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На каком уровне развития была медицина в XI-XV вв.?
___________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
5. Какие новые открытия и изобретения появились в науке и технике в XI-XV вв.?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Соотнесите название науки и определение, данное учёным Кассиодором в трактате «Наставление о науках божественных и светских»:
1. Арифметика.
а) Есть искусство изысканной речи, заимствованное у знаменитых поэтов и писателей, её задача состоит в создании прозы и стихов без изъянов. Вершина её – в обретении способности к совершенной речи и безукоризненному письму через знание;
2. Астрономия.
б) Означает способность к составлению убедительной речи;
3. Геометрия.
в) Наука, рассматривающая числа в отношении к звукам;
4. Грамматика.
г) Наука о неизменных величинах и числах;
5. Диалектика.
д) Наука о небесных телах во всех формах, изучающая обычное положение звёзд по отношению друг к другу и земле;
6. Музыка.
е) Наука о числовом количестве в себе;
7. Риторика.
ж) То же, что сжатый кулак... заключает в узких границах своих аргументы (в споре)... обладает сжатой манерой выражения.
IV.
1. Назовите современные технические устройства, предвиденные Роджером Бэконом:
1) ... Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой. ___________________________________________________________________
2) ... Летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья. Ударяющие по воздуху, подобно птичьим. ________________________________________
3) ... На невероятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать малейшие вещи, рассматривать звёзды: где пожелаем, скрытное станет видимым. _____________________________________________________________________________
4) ... Можно построить приспособления для плавания без гребцов, чтобы самые большие корабли приводились в движение силой одного человека. ____________________________
2. Впишите недостающие сведения:
1. Большую роль в развитии средневековой философии сыграл магистр Парижской школы _______________________________________. Он доказывал, что ____________________ выше «слепой веры». Он утверждал, что «истинно только то, что доказано _____________________ ». Вольнодумство Абеляра навлекло на него гонения со стороны _______________________________________________. Церковь признала его _______________________________ и потребовала, чтобы он публично __________________________________________. Его противники с горечью признавали: «Его ядовитые книги не лежат спокойно на полках, нет, их читают на перекрёстках. Они снабжены крыльями». Поясните эти слова.
2. Вершиной богословия считаются взгляды учёного XIII века _________________________________. За свою жизнь он написал много книг, но самая известная из них - ______________________________________. В ней он обосновывает христианское учение, излагает представления церкви о торговле, ростовщичестве, морали, устройстве мира. После смерти Фоме было присвоено почётное звание _________________________________________, а вскоре церковь объявила его святым.
3. Английский учёный монах ______________________________________ один из первых настаивал на необходимости опытного изучения природы. Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучать _____________________________________________. Он занимался ____________________________ и _________________________________. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Его считали волшебником и прозвали _____________________________________________________________________________.
V. Напишите рассказ о том, что вы считаете главным техническим открытием в средние века.