Доклад на тему:Особенности проведения занятий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы


Особенности проведения занятий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Среди различных заболеваний сердечно-сосудистой системы у школьников наиболее распространены неревматические кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты, ревматические поражения сердца, а также нарушения регуляции сосудистого тонуса, протекающих в форме синдрома вегето-сосудистой дистонии, гипертонической и гипотонической болезни. По данным Министерства здравоохранения, среди учеников общеобразовательных учебных заведений наблюдаются функциональные отклонения в работе сердечно-сосудистой системы в 26.6% случаев.
Причины возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы:
1) наследственность;2) повышение темпа жизни и вследствие этого — увеличение стрессовых ситуаций, психоэмоциональных нагрузок;3) гиподинамия — малоподвижный образ жизни (следствие научно-технического прогресса);4) неправильный образ жизни:
нерациональное питание;
вредные привычки;
нерациональный режим дня и отдыха;
5) частые заболевания или перенапряжения;6) воспалительные процессы, действие микробных и других ядов, токсичных веществ.
Нарушение кровообращения наиболее негативно влияет на человека, поскольку организм испытывает недостаток кислорода, питательных веществ, гормон и т.д.
При патологии сердечно-сосудистой системы разные изменения функционального характера наблюдаются во всем организме, поэтому меняется реакция на различные виды физических нагрузок.
Физические упражнения, отвечающие возможностям больного организма, путем активизации венозного кровотока способствуют уменьшению застойных явлений и улучшению кровообращения в целом.
В случае недостаточности кровообращения тонус мышц, сокращения скелетной мускулатуры обеспечивают компенсацию пониженной сократительной способности миокарда как путем непосредственного воздействия на венозный кровоток, так и за счет восстановления нарушенной регуляции всех компонентов функциональной системы. Улучшение кровообращения при использовании средств лечебной физической культуры достигается также благодаря усилению дыхательных экскурсий грудной клетки и увеличению их посасывающего действия по кровотоку.
Физические упражнения также способствуют улучшению коронарного кровообращения. Повышение уровня обменных процессов в миокарде при мышечной деятельности является основным стимулятором этих положительных изменений кровоснабжения миокарда.
Даже при физических упражнениях минимальной интенсивности мышц, кровоток может возрастать в 10-15 раз. Таким образом создаются прекрасные возможности для восстановительных и репаративных процессов в сердечной мышце, а для детского организма, который растет, — еще и предпосылки для морфологической и функциональной перестройки сердца, задерживается и искажается в условиях патологии.
Физические упражнения играют значительную роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно широки. Но при упорном использовании занятий физическими упражнениями необходимо не допускать перенапряжения, правильно подбирать средства и обеспечивать оптимальный уровень нагрузок.
Наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запас, и сердечнососудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркуляции крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д.
При коротких скоростных и силовых упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни.
Вместе с тем, физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т.д.) и при условии небольшой реакции на них со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, быстротой движения в отдельных мышечных группах. Такие упражнения оказывают благоприятное влияние при наличии гипотонии. При сердечно-сосудистой патологии могут широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове и т.п.).
Общие рекомендации для проведения занятий с учащимися с сердечно-сосудистыми заболеваниями:
не допустить возникновения сердечной недостаточности (в случае, если она уже есть, — способствовать ее уменьшению);
обеспечить приспособление организма в целом к физическим нагрузкам;
содействовать повышению эмоционального состояния.
При гипертонической болезни используют упражнения, которые выполняют с полной амплитудой движений, свободно, без задержки дыхания и значительного мышечного усилия, с преимущественным использованием циклических упражнений (различные виды ходьбы, бега, сочетание бега и ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках).
В начале занятия целесообразно делать самомассаж (начиная с шеи и зоны воротника, лоб, головы, груди, живота). Эффективны упражнения на расслабление и дозированная ходьба. При вестибулярных нарушений в занятия включают упражнения на равновесие. Упражнения выполняют в медленном и среднем темпе, количество повторений постепенно увеличивают.
Используют групповой и индивидуальный методы занятий, а также занятия в малых группах (желательно на свежем воздухе, предусматривающий закаливаемый эффект).
Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений. Признаками перенапряжения сердечно-сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, одышка, побледнение и т.п.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследование.
Признаками улучшения состояния сердечно-сосудистой системы в процессе занятий считают улучшение самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение показателей реакции сердечно-сосудистой системы (пульса, артериального давления) в ответ на стандартную нагрузку, стабильность пульса и артериального давления в покое.
В случае значительного улучшения реакции на физическую нагрузку возможным является перевод ученика к занятиям в подготовительную группу, но не раньше чем через 1-2 года после острого ревматического процесса или пол года-год после перенесенного инфекционного заболевания. Однако перевод в основную группу (при сердечно-сосудистых заболеваниях) зачастую является невозможным.