Проблемы социализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Хохорская средняя общеобразовательная школа»
Проблемы социализации обучающихся в учебной
и внеучебной деятельности.
с. Хохорск, 2013 г.
Литература
О.Б. Соболева. Профориентационный потенциал обществознания.
ПИШ, № 9,2009 г
Е.В.Прямикова Компетентностный подход при изучении
обществознания ПИШ, №8, 2010 г
А.И.Ивонина Обществознание: как ненужное сделать нужным?
ПИШ №6,2009 г.
Социализация ребёнка – это стратегическая цель деятельности каждого педагога , так как знания, приобретаемые на уроках .- это база для социального становления ребёнка, даже если он даже к примеру не станет специалистом в области социальных отношений или истории.
В последнее время трансформируется само понятие знание – школа должна не только и не столько дать ученику определённый объём знаний, но и научить его, используя эти знания, проектировать свою жизнь т.е каждый преподаваемый в школе предмет обязан иметь помимо знаниевой ещё и компетентностную составляющую
В школе преподаётся много различных предметов, все они займут определённое место в жизни будущего взрослого человека. Но особая роль всё –таки принадлежит обществознанию. Вкратце это можно представить следующим образом: будущая жизнь нашего ученика является проектом, который разрабатывает и реализует он сам. . Как и в любом другом, в этом проекте огромную роль играет информация, особенно та, которая будет способствовать социализации ребёнка, его адаптации в обществе. Именно этим должно заниматься обществознание. На этом пути встречается ряд проблем, связанных с содержанием и методическими аспектами курса обществознание.
1. содержательный компонент.
Обществознание вообще сложный предмет, своего рода « беспредметный». Обычно с первых параграфов приводится перечень предметов, которые занимаются изучением общества. Их много, охватить все проблемы данных дисциплин в одном школьном предмете практически невозможно. Если проанализировать содержание учебников, то можно выделить, что основой является знаниевый компонент. Но при обилии информации нет той информационной составляющей, которая способствует социализации образования. Соответственно согласно знаниевого компонента данных учебников строятся КИМы на ЕГЭ. Налицо противоречие: на первый взгляд непримиримое. Несколько исправить положение можно, применив практикоориентированный подход к содержанию и отбору учебного материала. Наибольший интерес ребята при изучении сфер общественной жизни проявляют к экономической и политической сфере , особенно к правовой составляющей: от административных правонарушений и защите своих прав в сфере гражданского, трудового семейного права, правильное составление бюджета семьи или сведений о продуктах. Можно на это возразить , что нельзя угадать, кому что в жизни понадобится.
Но если мы говоримо о построении гражданского общества и правового государства, то кроме обществознания практические сведения о них, необходимые каждому современному человеку, не может дать ни один школьный предмет.
2. методика изучения.
В основе методической составляющей изучения обществознания должен лежать деятельностный подход. Именно он позволяет строить свою жизненную траекторию, научиться ставить цель и рассчитывать пути её реализации.
Обычно мы под деятельностью мы понимаем всякую активность ребёнка, главным образом – реактивную деятельность, осуществляемую в ответ на требования педагога. Схема деятельности, предложенная А.Н.Леонтьевым: потребность – мотив- цель – задачи – действия - рефлексия, очень неплохая, если мы главной составляющей определим и поставим потребность и мотивацию ученика на более высокий уровень. Огромная роль в данном случае должна отводиться работе над мотивацией ученика и его рефлексией. На фоне других предметов, преподаваемых в школе, обществознание значительно выигрывает и в смысле формирования мотивации на уроке и в проведении рефлексии, так как включает в себя науки, наиболее близкие к повседневной жизни ребёнка. Рефлексию на каждом уроке делается по следующим направлениям: что нового я узнал? Как я это сделал? Зачем мне это нужно в жизни? Эти вопросы задаю довольно часто, зачастую не акцентируя внимания, на разных этапах урока. И опять та же самая проблема – перегруженность учебного материала именно знаниевым компонентом. Несколько решить эту проблему может проблемный подход . В этом случае учебный материал как бы делится на две части: первая – теоретические знания о сферах общественной жизни, основных проблемах в каждой сфере и историческом аспекте их решения. Вторая часть должна информировать о современном содержании этих проблем. Вот на этом этапе ребят можно научить выделять эти проблемы и находить пути их решения. Пример – проблемы экономики: теория и современное состояние, решение экономических задач, связанных с теми или иными ситуациями, причём практической направленности; решение правовых задач невозможно без знания законодательства и т.д.
Понимание сути общественных явлений на основе жизненного опыта , межличностных отношений самого ученика и более широкого социального контекста является одним из способов социализации. Накапливаемый жизненный опыт ,очевидно, не всегда положителен. Задача учителя помочь переосмыслить его, развивая социально-критическое мышление. Это должно послужить основой для создания у школьников более адекватной картины мира, способности человека к пересмотру собственных взглядов и представлений, способности противостоять разного рода манипуляциям как в межличностных отношениях, так и в потоке разного рода информации в т.ч и получаемой через СМИ.
Следующая немаловажная задача современного школьного курса обществознания – помочь определиться с выбором будущей профессии. Здесь можно выделить два аспекта влияния на профориентацию- содержание обучения и методы обучения. При изучении « Человек. Антропогенез.» обращается внимание формированию ценностного отношения к труду. Важно представить труд как видовую черту человека, как необходимое условие его формирования и в историческом и в индивидуальном плане. Представляя версии происхождения человека акцентирую внимание на роли труда, по теории Ф.Энгельса, и на изменение отношения к труду от Ветхого ( ( наказание за грехи» ) к Новому (« кто не работает, тот не ест») Завету.
При изучении темы « Общество и его развитие» обращается внимание на то, что с развитием общества появляются новые профессии, изменяется содержание профессий и в конечном счёте профессия является неким отражением человеческих потребностей.
При характеристике неолитической революции раскрывается и такая сторона, как появление профессий. Всё более узкая специализация становится тенденцией общественного развития. Говоря об НТР, останавливаюсь на современном и будущем этапах её развития, акцентируя внимание на наиболее динамично развивающихся областях. Данные об удвоении научных знаний каждые 15 лет важны для осознания широких перспектив научной деятельности, носят хороший мотивационный потенциал. Также в плане роста мотивации показательны показ таких противоположных тенденций развития науки, как интеграция и специализация. При рассмотрении глобальных проблем современности делается акцент на формирование экологической культуры как неотъемлемой части жизни человека, в том числе как часть профессиональной компетентности.
Изучение темы « Деятельность» имеет первостепенное значение для формирования уважительного отношения к разным видам человеческой деятельности. Показывается ценность как практической, так и духовной деятельности, как физического, так и умственного труда. Обращаю внимание на возможность и необходимость наличия творческого элемента во всех видах деятельности человека. При изучении темы « Познание» « Самопознание» обращаю внимание на вопросы профессиональной этики, ответственности представителей разных профессий, за то, что они делают. При изучении тем, связанных с духовной сферой, необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с производством, распространением и сохранением духовных ценностей. Наряду с нравственным воспитанием, этот блок обществознания имеет чётко направленный социализирующий аспект: сохранение и приумножение духовных ценностей необходимо, чтобы человек со школьной скамьи понимал меру своей ответственности. Изучение тем « Образование» показывает необходимость постоянного повышения квалификации, направлена на то, чтобы ребёнок осознал необходимость непрерывного образования и самообразования.
В рамках изучения блока « Политико – правовая сфера общественной жизни» изучаем правовые основы трудовой деятельности. Анкета « Оцени свой уровень правовой культуры» обычно воспринимается с большим интересом и даёт повод для размышления как учителем, так и в большей степени самими обучающимися ( приложение). Практические вопросы , связанные с трудоустройством, основными правами и обязанностями трудящихся переплетаются с изучением темы « Экономическая сфера жизни общества». Специфика изучения этой сферы заключается в том, что ребята сталкиваются с большим объёмом информации , связанных с этапом перехода на рыночные отношения в нашей стране. Будем откровенны, ребята с ещё несформировавшимися устойчивыми правильными взглядами на жизнь, воспринимают происходящее очень буквально, видят только то , что на поверхности. Исходя из этого считаю, что изучение вопросов, связанных с законодательством, привитие правовой культуры является крайне необходимым элементом в изучении курса обществознания.
Социальная сфера жизни общества с точки зрения профессионального самоопределения может быть показана как социальная стратификация современного общества по профессиональному признаку. И здесь особое внимание уделяется показу роли профессии как «социального лифта». Определение роли понятия « профессиональный статус личности» в жизни человека как одной из ключевых считаю определяющим при изучении этой темы. При изучении этой темы всегда вызывает интерес тема « Конфликт». Если такие социальные конфликты, как межнациональные, межличностные имеют хорошее описание в учебнике, то к сожалению, тема профессиональных конфликтов, представлена в меньшей степени, хотя она немаловажна. Обращаю внимание на то, что могут не совпадать личные статусы на работе и в семье, существуют разные социальные роли внутри одной профессии, привожу примеры ролевых конфликтов и с вариантами их разрешения. Обращаю внимание на то, что может возникнуть проблема « семья или карьера», проблема женской занятости, существование гендерных профессий.
Т.е. необходимо отметить, что при изучении каждой темы курса обществознания можно рассматривать вопросы профессионального самоопределения, не расширяя содержание учебного материала, а лишь по -новому расставляя акценты .
В качестве методов профориентационной деятельности использую :
1. воспроизведение элементов профессиональной деятельности ( например решение юридических и экономических задач).
2. организация рефлексии профессиональных настроений учащихся ( написание сочинений, эссе о выборе профессии.
3. профориентационное тестирование
4. применение памятки для рассказа о профессии и т.д.
Следует отметить, что подобная работа актуальна и в основной школе. Чем раньше человек задумается серьёзно о будущей профессии, тем лучше.
Тестирование « Оцени свой уровень правовой культуры»
На вопросы теста следует давать ответы « да», «нет», не знаю», « не уверен»
Интересует ли тебя юриспруденция ( элементарная теория, права, законы, правовые факты и т.д.) ?
Часто ли вы специально смотрите телепередачи о праве, законах ( « Человек и закон», « Дежурная часть» и др.) ?
Часто ли вы читаете популярную литературу о праве, законности, правопорядке?
Есть ли у вас убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?
Испытываете ли вы возмущение или неприятное чувство, когда узнаёте об очередном грубом правонарушении?
Вы хорошо представляете себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?
Вы неплохо знаете основные нормы ряда отраслей права ( конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного)
Когда идёт предвыборная кампания или подготовка к референдуму, вы интересуетесь её развитием.
Вы считаете, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.
В будущем вы хотели бы принимать активное участие в политической жизни региона на основе хорошего знания права.
Каждый ответ « да» 3 баллами
« нет» -1 баллом
« не знаю», « не уверен» - 2 баллами.
Уровни правовой культуры
26 -30 баллов – уровень вашей правовой культуры достаточно высокий
16-25 баллов – правовая сфера вызывает у вас определённый интерес, но предстоит много освоить в этой области.
Менее 15 баллов – ваши интересы далеки от права.
Памятка для рассказа о профессии
название профессии
сущность профессиональной деятельности
История профессии: когда появилась, чем это было вызвано, как видоизменялась.
Роль профессии в современном мире, перспективы её развития.
Набор специальностей.
Необходимое образование и возможность его получения в регионе, в России, за рубежом.
Необходимые для данной профессиональной деятельности личные физические и психологические качества, проблема профпригодности.
Уровень заработной платы.
Возможности для карьерного роста.
Теневые стороны профессии- профессиональные риски.
Возможность трудоустройства: ситуация на местном, российском и мировом рынках труда .