урок по познанию мира Влаголюбивые и засухоустойчивые растения (3 класс)

Открытый урок по познанию мира в 3 классе
Тема: Влаголюбивые и водные растения . Засухоустойчивые растения.
Цели:
1) познакомить учащихся с разнообразием растений, их особенностями; формировать у учащихся понятий « влаголюбивые», «водные», «засухоустойчивые» растения. Научить распознавать деревья, кустарники и травянистые растения.
2) показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему её судьба в наших руках.
3) развивать речь у учащихся, повышать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: картинки с растениями, куб с вопросами, учебник, тетрадь, ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной:
- Я желаю тебе добра,
- Ты желаешь мне добра.
- Если тебе будет трудно, я помогу.
А теперь, повернитесь ко мне лицом:
- Если вам будет трудно, то я вам помогу.
2. Проверка домашнего задания
Игра « Х О»
- Если согласны с моим утверждением ставите-Х
- Если не согласны-О
1.Почва- это верхний плодородный слой земли.-Х
2. Почва состоит из песка, глины, воздуха. -О
3.Плодородие- основное свойство почвы.- Х
4. Почва приобретает коричневый цвет за счёт остатков погибших растений и животный –перегноя.-Х
5. Больше всего перегноя в солончаковых почвах.- О
6. Чернозёмы занимают северные районы нашей области. – О
7. Рыхление почвы помогает сохранить воздух и влагу.- Х
8. Солончаки образуются там, где выпадает много осадков, прохладно.- О
9. Травянистые растения, деревья защищают почву от размывания.-Х
10 Для получения хорошего урожая нужно вносить в почву навоз и минеральные удобрения.-Х

3.Тема урока.
На доске дана следующая запись. ( Буква соответствует порядковому номеру в алфавите)
18, 1, 19 ,20, 6, 15,10 ,33
Р А С Т Е Н И Я





План.
Разнообразие растений.
Необходимые условия для жизни растений.
Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Влаголюбивые и водные растения Засухоустойчивые растения.
4.Составление кластера.
- Что вам известно о растениях?


Корень листья плоды


Деревья

Стебель травы

Ствол кустарники выделяют кислород

Дополнение кластера.- Чем отличаются деревья от кустарников?
А сейчас отгадайте загадки.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. ( Берёза)
-Рассказ о берёзе.
2) Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. ( Ель)
- Рассказ о ели.
3) Какое дерево, как и берёза, лает сладкий сок? ( клён)
-Рассказ о клёне.
4) Какие дрова самые жаркие? ( дубовые, берёзовые)
-Рассказ о дубе.
5) Вроде сосен, вроде ёлок.
А зимою без иголок. ( лиственница)
- Ель, дуб, клён, берёза, лиственница. Что это?
- На какие две группы мы можем разделить эти деревья? ( хвойные и лиственные)
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? ( дополним кластер)
6. Игра» Что лишнее?» ( картинки)
1) мухомор, белый, лисички, сыроежки ( служат лекарством для лося)
2) берёза, дуб, ель, клён (лист)
3) смородина, земляника, шишки, малина ( Ягоды)
4) пшеница, горох, арбуз, жёлудь ( сухие плоды)

Дополним кластер
7. Второй пункт плана.
- Какие условия необходимы для жизни растений?


Условия

свет вода воздух тепло питательные вещества

- А сейчас мы докажем, что эти условия необходимы для жизни растений.
8. Физминутка. (Презентация)

9. Работа над новым материалом.
Работа с учебником.
Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Составление таблицы.
Название растения
Среда произрастание
Особенности строения














Обсуждение данных таблицы. Формирование вывода.
Рассматривания различных частей растений от среды их произрастания.
10. Работа в группах.
Задание: обсудите, нарисуйте и объясните среду обитания растения:
1-я группа – влаголюбивые и водные растения.
2-я группа – засухоустойчивые растения.
Время на работу 4-5 минут. Презентация.
11. Игра « Кубик»
- На гранях кубика написаны вопросы. Вы на них должны ответить.
1. Докажи, что растение - живой организм.
2. Расскажите о необходимости воды для жизни растений.
3. Расскажите, какую роль играет почва в жизни растений.
4. Откуда получают растения воду? ( через почву, корни)
5. Для чего нужно разрыхлять почву? ( воздух и влага)
6. Назови части растений, которые принимают участие в его дыхании.

12. Рефлексия.
- Как вы думаете, выживет ли растение, если его перенести из одной среды в другую?
- Каким растениям тяжелее приспосабливаться к окружающей среде?
- Могут ли расти рядом саксаул и верблюжья колючка?
13. Итог урока. Выставление оценок.
Д/з стр. 112 – 113 читать, отвечать на вопросы.



















Название растения
Среда произрастание
Особенности строения














Название растения
Среда произрастание
Особенности строения














Название растения
Среда произрастание
Особенности строения















Название растения
Среда произрастание
Особенности строения








































растения



15