Конспект урока по предмету окружающий мир на тему Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. 2 класс Школа VIII вида.
Тема: Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения)
Цель: Познакомить обучающихся с комнатными растениями: фикусом, бегонией, фиалкой, кактусом.
Задачи.
Образовательные: - уточнить знания учащихся о комнатных растениях; - дать основные сведения о комнатных растениях: фиалке, фикусе, бегонии, кактусе; - учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений, ухаживать за ними, в том числе поливать растения в соответствии с их потребностями во влаге. Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся, исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы с помощью учителя);
- развивать артикуляционный аппарат;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, прививать интерес к цветоводству.
Коррекционные:
- корректировать аналитико – синтетическую деятельность детей на основе упражнений в сравнении, умозаключении, классификации; - корректировать и развивать связную устную речь, орфоэпически правильное произношение, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас, монологическую речь.
Оборудование: живые комнатные растения (с названиями на горшках), картинки с комнатными растениями; фикус, бегония, кактус и фиалка, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями; предметные картинки с изображением орудий труда; леечка с водой, влажная тряпочка.
Ход урока
I.Организационный момент.- Найдите каждой пчелке свой цветок (Работа с индивидуальным раздаточным материалом).
II.Введение в тему урока.
-Отгадайте загадки:
(Детям предлагается на доске выложить с помощью букв названия цветов)
На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше:
Очень больно колется.
(Кактус.)
Рано утром поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей моя… (фиалка).
Лист растёт косой,
Не умыт росой;
У него на спинке
Белые пестринки;
А цветы — горстями,
Красными кистями. (бегония)
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза. (фикус)
(На доску вывешиваются изображения цветов: фикуса, кактуса, бегонии, фиалки).
-Где растут эти цветы? К какой группе они относятся? Почему?
-Что значит «комнатные растения»?
- Такие растения люди выращивают дома, их ставят в комнате на подоконник или специальную полку. Эти растения привезены из тёплых стран, где не бывает холодной зимы. Комнатные растения приносят пользу людям. Некоторые из них обладают лечебными свойствами.
-Какие еще комнатные растения вам известны? Сегодня мы узнаем, как растут некоторые комнатные растения; вспомним, как надо ухаживать за ними.
-Тема урока - «Комнатные растения».
III. Изучение нового материала.
Рассматривание фикуса, кактуса, фиалки и бегонии.
Посмотрите на картинки, выставленные на доске. Соотнесите их с цветами, которые стоят на окне, и выберите нужные по теме. (Дети выбирают цветы в соответствии с картинками).
Рассмотрите эти растения.
Из каких частей состоит растение?
Покажите у фикуса стебель. Какой он? (Прямой.)
Покажите у фикуса лист. Какой он? (Широкий, большой.)
Сравните фикус с бегонией. Чем они похожи? Чем не похожи?
Рассказ о растениях
(Демонстрируется презентация в соответствии с рассказом учителя).
-Фикус. На родине вечнозеленое дерево 20-30 м высотой. Стебель прямой. Толстый. В комнате вырастает до 1 – 1,5 м. высотой. Листья овальные, крупные, тёмно – зелёные, блестящие, кожистые с хорошо выраженной тёмной жилкой. В комнатных условиях не цветет. Верхняя часть корней над землёй. (Слайд: 2, 3)
- Бегония Стебель тонкий, хрупкий, прямостоячий. Листья крупные, по краю зубчатые, могут быть гладкими или сильно опушенными. Цветки крупные, иногда махровые, различной окраски. Цветёт обильно и продолжительно. Все корни в земле. (Слайд: 4-7)
-Кактус. Стебель очень толстый массивный с вертикальными ложбинками вдоль которых расположены колючки. Листья отсутствуют. Цветёт кактус редко, но цветы у него очень крупные и яркие. Корни находятся глубоко в земле. (Слайд: 8-12)
- Фиалка. Стебель короткий, хрупкий. Листья не очень крупные, сильно опушённые. Цветки маленькие, иногда махровые различной окраски. Цветёт обильно и продолжительно. Все корни в земле. (Слайд: 13-16)
Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают
(Дети сидят на корточках, постепенно выпрямляются, поднимают руки вверх сжимая и разжимая кулачки и плавно разводят в стороны шевеля пальцами. Потом делают наклоны в стороны, снова поднимают руки вверх и соединяют их. Садятся на корточки, качают головой.)Беседа.
-Ребята, посмотрите вокруг. Как много красивых комнатных растений у нас в классе! Благодаря заботе дежурных и ответственных за цветы они хорошо себя здесь чувствуют.
-А что необходимо цветам, чтобы они хорошо росли? (Тепло, свет, уход за ними.)
Одинаковые ли у нас в классе растения? (Нет, они разные.)
Разные комнатные растения имеют и разную потребность воде: одним нужно ее много, другим поменьше, третьим - совсем мало; Это потому, что все растения из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, где всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие мягкие листья, и их очень много.
И есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах» на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут очень редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения, которые живутв этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду - накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли,мясистые, сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких листьев, которые отдают (испаряют) много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем неимеют листьев: вместо них - колючки.
Посмотрите еще раз на наши цветы и скажите, какие из этих растений могут запасать воду? (Кактус, фикус.)
А какие растения привыкли к избытку воды? (бегония, фиалка).
Молодцы!
IV. Закрепление.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
- А какие средства по уходу за комнатными растениями вы знаете? (Слайд: 17)
- Вспомните и расскажите, как надо ухаживать за комнатными растениями? (Поливать, рыхлить почву, удалять пыль с листьев, срезать сухие листья.)
- Как поливают цветы? (Аккуратно по краю горшка.)
- Можно ли поливать их водой из-под крана? (Нельзя. Вода должна отстояться.)- Как снимать пыль с листьев? (Пыль с листьев снимают влажной тряпочкой, аккуратно, чтобы не повредить их.)
Практическая работа по уходу за фикусом и бегонией.
- Покажите и расскажите, как вы удаляли пыль с растения, как поливали его.
Практическая работа по определению влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Определение частоты полива этих растений.
V. Подведение итогов.- С каким видом растений вы сегодня познакомились?
- Как называются растения, с которыми мы сегодня знакомились?
- Сегодня на уроке мы познакомились с самым лучшим украшением помещения - комнатными растениями. Комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. За ними нужен постоянный и индивидуальный уход.
- Какие правила надо соблюдать при этом?
- Если вы будете за ними тщательно следить и ухаживать за своими зелёными питомцами, то они отблагодарят вас чистым воздухом, красивыми цветами и листьями.
Я желаю вам полюбить комнатные растения и заботиться о них.