Доклад «Нарушение письменной речи у учащихся с ОНР».


Доклад «Нарушение письменной речи у учащихся с ОНР».
Учитель- логопед: Жасубиева Б.Т.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых аткуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоурвоневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является опренделенным процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам ( буквам), а как единое целое.
Процесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.
Многие исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, мотрика рук, чувства ритма.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико- грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально- волевой сферы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ.
-Ошибки на уровне буквы и слога.
- Ошибки на урвоне слова.
-Ошибки на урвоне предложения( словосочетания)
Ошибки на уровне буквы и слога- это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова его звуковых компонентов, например: «снки»-санки. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звуковго анализа, приводящего к искажению и упрощению струтуры слова: колокольчики- «колкочи». Брат- «брт».
Пропуск букв и слогов способствует позиционные условия:
А) встреча 2-х одноименных букв на стыкеслов: «ста(л)» лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно.
Б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), каранда(ши).
Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе повторяющийся звук.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан-«чунал», плюшевого- «плюшегово», на лугах «на галух» и др.
Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога. Заменяются прямым слогом: он «но»,от школы «то школы». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима «зиам», дети «деит». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор «»довр, брат «барт».
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных ( особенно , когда один из них взрывной: шекола, девочика, носбарь. Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма.
ОШИБКИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук. Но для его обозначения и выбрал несоответствующую букву.Это может иметь место при:
Нестойкости соотнесения фонмы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
Нечетком различении звуков, имеющих акустико- артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные, сонорные, свистящие и шипящие.
Д-Т- тавно, втрук, ситит. З-С- кослик, вазилек, звою сумку. Ж-Ш- шдет, ложадь, жишки. Г-К- долко, досга, кокда. Б-П- просают, пелье, балатка. В-Ф- потвель, ковта, вавли. Лабиализованные гласные: О-У( голобь), е-у ( клеква). Заднеязычные ( г-к-х- черемука). Сонорные ( р-р-крюч). Свистящие( с-ш шиски, з-ж- жажгли). Аффрикаты( ц-т- пцица, Пеця; ц-с- куриса, ч-щ- роча,; ч-ц- граци.
СМЕШЕНИЕ БУКВ ПО КИНЕТИЧЕСКОМУ СХОДСТВУ.
О-А-бонт, ураки( в ударной позиции), Б-Д- людит, убача, И-У прурода, на береги, Т-П- стешил, шатка,Х-Ж- поймал еха, можнатын, Л-Я- кяюч, весеяо.
В этих заменах совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ученик не сумел дифференцировать тонкие движения рук в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов ( Л-М, П-Т), либо ошибочно выбрал последующий элемент( И-У, Г-Р).
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно- мышечным ощущениям( кинестезиям). Умение правильно оценивать начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у школьников не могут иметь направляющего значения. И тогда происходит смешения букв.
ПЕРСЕВЕРАЦИИ, АНТИЦИПАЦИИ.
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит названия:
Персеверации( застревание) и антиципации( предвосхищение, упреждение): согласный, а реже- гласный- заменяет вытесненную букву в слове.
А) в пределах слова- магазим, кольозниз( магазин, колхозник).
Б) в пределах словосочетания( деда Модоза)
В) в пределах предложения( девочка кормила петуха и курм).
АНТИЦИПАЦИИ:
А) в пределах слова( на девевьях, дод крышей)
Б)в пределах словосочетания, предложения( жукчат ручьи).
ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА.
Ученик не умеет уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание частей слова:
1)когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, метсоимение( и дут, на чалось).
2) при стечении согласных из-за меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова «б рат», «по просил».
Слитно обычно пишутся служебные слова( предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом ( надереве, елии сосны). Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более ( кругомтихо, всядетвора).
Своеобразны ошибки смещения границ слов. Включающих одновременно слияния смежных слов и разрыв одного из них ( у дедмо рза- у деда Мороза).
ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЧ,
Неумение выделить ведущее слово в ссловосочетании приводит к ошибкам согласования, управления, смешенияе окончаний Р.и П падежа существительных за счет совпадения (омонимии) форм имен прилагательных в этих падежах, слабо воспринимающих связь слов в предложении.
Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже удваивать( вызвал доске, зайка жил живом уголке).
ВИДЫ ПИСЬМА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ.
Списывание:
С рукописного текста;
С печатного тектса;
Осложненного заданиями логического и грамматического характера.
Ценность такой работы- в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.
Необходимо при списывании запоминать слог, а не букву, правильное послоговое проговаривание, согласованное с темпом письма.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.
Графичесикй диктант- отвечает задаче проверке усвоения детьми изученных тем по дифференциации смешиваемых пар фонем. Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так ка исключает из поля зрения другие орфограммы, тренирует учащихся в различении смешиваемых звуков.
Литература:
И.Н. Садовникова «Нарушение устной и письменной речи учащихся начальных классов». М. 1991г.
Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М.1991г.