Методические рекомендации: Развитие речи младших школьников с легкой умственной отсталостью.


Развитие речи младших школьников с легкой умственной отсталостью.
"Составляем рассказ по картинке"
У ребенка с легкой умственной отсталостью, как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже нормы. Речь его скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние речи, – слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном.
Весьма ограниченным кругом слов располагают ученики младших классов для обозначения действий. Чрезвычайно беден словарь умственно отсталых учеников словами, характеризующими свойства и качества предметов. Они обычно называют 2-3 признака рассматриваемого объекта или его изображения, но, пересказывая текст, пропускают в нем имена прилагательные.
Наряду с этим возникает неправомерно частое использование одной и той же группы слов, что делает речь однообразной, шаблонной. Значения слов, употребляемых учащимися, неточны, нечетко отграничены друг от друга, расплывчаты.
От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом.
Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей — постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.
Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В своей работе я использую практическое пособие по развитию речи младших школьников Чистяковой О. В. "Составляем рассказ по картинке". В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними. Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКЕ
Рассказ по картинке — это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге.
Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь ребёнка, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас школьника.
При работе над сочинением по картинке можно соблюдать определённый порядок действий.
1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.
2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).
3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.
4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.
5. Составьте план будущего сочинения.
Составить план сочинения — значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план — значит, озаглавить каждый рисунок.
6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.
7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.
Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.
8. Дайте ребёнку время самостоятельно написать сочинение.
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА.
1805940189865
ПОМИДОР
I. Подготовительная работа.
1. Ответь на вопросы.
Какой овощ изображён на картинке?
Какой формы этот овощ?
Какой размер, цвет, вкус помидора?
Есть ли запах у этого овоща?
Какие блюда с помидорами ты любишь?
2. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Аппетитный овощ»
«Помидор»
«Мой любимый овощ»
3. Подумай, в каком порядке ты будешь описывать овощ (цвет, величина, форма, запах, вкус).
4. Составь план сочинения-описания.
5. Что ты представляешь, когда слышишь слово помидор?
6. Замени слово помидор другим словом.
7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам помидор, вкус, запах.
8. Из слов каждой строчки составь предложения.
• имеет, форму, помидор, круглую
• кисло-сладкий, у, вкус, него
• из, люблю, помидоров, салат, я
9. Напиши предложения правильно. У бабушки растут десять помидор. Помидоры едят сырые.
10. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление. Название овоща.
2. Основная часть. Описание овоща:
• цвет;
• размер;
• форма;
• запах;
• вкус.
3. Заключение. Употребление в пищу.
III. Опорные слова и словосочетания.
Овощ, гладкий, ярко-красного цвета, круглый, ароматный запах, сочный, кисло-сладкий вкус, овощной салат с помидорами.
IV. Образец сочинения.
Аппетитный овощ.
Этот овощ — помидор.
Помидор гладкий, ярко-красного цвета. Он небольшой и круглый. У этого овоща ароматный запах. Он сочный, кисло-сладкий на вкус.
Помидоры чаще всего едят сырыми. Я люблю овощной салат с помидорами.
1282065-215265СНЕГИРЬ
I. Подготовительная работа.
1. Ответь на вопросы.
Кого ты видишь на картинке? Где сидит снегирь? Какого размера эта птица? Какие краски использовал художник, чтобы изобразить снегиря?
Ты видел снегиря в природе? Расскажи.
2. Подбери родственные слова к слову снегирь.
3. Продолжи предложение.
Снегирь имеет такое название, потому что...
4. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Снегирь»
«Необыкновенная птица»
5. Составь план сочинения-описания.
6. Придумай необычные сравнения. Снегирь словно красное яблочко на снегу...
7. Замени слова снегирь, красивый, появляться другими словами.
8. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам снегирь, клюв, крылья, головка.
9. Из слов каждой строчки составь предложения.
• на, сидит, рябины, ветке, снегирь
• лесу, птица, первым, появляется, в, снегом, с 10. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление. Необыкновенная птица.
2. Основная часть. Описание снегиря:
• размер;
• окраска грудки, шейки, щёчек, головки, крыльев, хвоста;
• клюв.
3. Заключение. Название птицы.
III. Опорные слова и словосочетания.
Снегирь, ветка рябины, необыкновенная окраска
ярко-красная грудка, чёрная шапочка, светлые полоски на крыльях, толстенький и широкий клюв, первый зимний гость.
IV. Образец сочинения.
Необыкновенная птица.
Снегирь сидит на ветке рябины.
Эта птица небольшая, чуть крупнее воробья. У неё очень яркая и красивая окраска. На голове чёрная шапочка. Крылья и хвост тоже чёрные. Клюв у птицы чёрный, толстенький и широкий. Снегирь — ранний зимний гость в наших лесах. Он так называется, потому что появляется с первым снегом. Какая красивая птица!
1263015189865
БЕРЁЗА
I. Подготовительная работа.
1. Ответь на вопросы.
Что изображено на картинке?
Какие чувства вызывает у тебя берёза?
Какие особенные приметы есть у этого дерева?
Почему берёзу называют символом России?
2. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Берёзка»
«Люблю русскую берёзу»
«Берёза — символ России»
3. Подумай, в каком порядке ты будешь описывать дерево (ствол, ветки, листья).
4. Составь план сочинения-описания.
5. Придумай необычные сравнения. Берёзка словно девушка...
6. Подбери к словам ствол, ветки, листья сравнения, образные слова и выражения.
7. Замени слова восхищение, загадочность, изумление другими словами.
8. Продолжи предложение.
Берёза — олицетворение прекрасной, великорусской земли, поэтому...
9. Выбери подходящее слово.
Берёза (накрыта, покрыта) зелёной листвой. Это дерево (очаровывает, нравится) своей красотой.
10. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление. Название дерева.
2. Основная часть. Описание берёзы:
• ствол;
• ветки;
• листья.
3. Заключение.
Моё отношение к берёзе.
III. Опорные слова и словосочетания.
Русская берёза, похожа, белый ствол, тонкие свисающие ветки, листья овальной формы, символ России.
IV. Образец сочинения.
Берёза — символ России.
Как хороша русская берёза!
Это дерево похоже на девушку. Белый и гладкий ствол точно стройная фигурка. Тонкие свисающие ветки с листочками похожи на длинные косы. Листья у берёзы овальной формы с резными краями.
С давних времён берёза была символом России. У нее лёгкий чудесный наряд. Нельзя пройти мимо, не полюбовавшись берёзой!
Овладение связной устной речью детьми с легкой  умственной отсталостью осуществляется в значительно более поздние сроки, чем в норме, и имеет определенное своеобразие.
Устная речь детей данной категории лишена эмоциональной окрашенности, монотонна, растянута, изобилует ненужными паузами или, напротив, чрезмерно ускорена. При построении связных высказываний младшие школьники часто опускают необходимые лексические единицы, не умеют использовать средства межфразовой связи, допускают неадекватные замены слов. Как правило, учащиеся школы VIII вида пользуются короткими, неполными предложениями, в которых встречаются нарушения синтаксической структуры и предложно-падежных конструкций. По мере общего развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью строение его речи усложняется, предложения и тексты становятся более развернутыми, а связи между членами предложения и частями сложного синтаксического целого – более разнообразными.  
Литература:
Чистякова О. В. "Составляем рассказ по картинке".