Фронтальное логопедическое занятие по лексической теме «Фрукты» для детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста


МБДОУ «Детский сад №17»
«День рождения незнайкиной мамы»
(фронтальное занятие по лексической теме «Фрукты»)
Учитель-логопед: Свечкарева Т.Ю.
Бийск 2014
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обобщать и уточнять знания детей о фруктах. Активизировать и расширять словарь за счёт слов-действий, слов-признаков. Развивать связную речь (составлять предложения по теме занятия «Фрукты»). Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образовывать относительные прилагательные; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; употреблять существительные в родительном падеже).
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух, оптико-пространственные представления, зрительный анализ и синтез. Развивать диалогическую речь, умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, формировать основы системного мышления. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, внимание к собственной речи, стремление к активной деятельности, желание оказывать помощь, самостоятельность в принятии решений.
Материалы к занятию:
Куклы: Поваренок и Незнайка; стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в миске, блюдце с нарезанными фруктами. Ширма. Фрукты.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Ребята назовите, какие вы знаете звуки, с которыми вы уже подружились (Гласные и согласные звуки). Какие звуки мы называем гласными? Какие звуки мы называем согласными?
- Эти звуки можно обозначить буквами, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Попробуйте догадаться, что это за звуки?
(За ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в кастрюльке с бульоном, сыплется крупа в пустую миску, дети отгадывают).
- Кто же прячется за ширмой?
Отгадайте:
Расскажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты
Все завтраки, обеды?
Дети: Это повар.
(На ширме появляется Сиропчик).
2.Основная часть.
Сиропчик:
Здравствуйте ребята! Я поваренок Сиропчик. Я работаю в кафе «Вишенка». Слышал я, что вы любите фрукты. Вот я вам и принес фрукты. А лежат они в красивом мешочке. Лежат и ждут, когда вы отгадаете, какой фрукт в нем спрятался. Да еще и назовете, большой он или маленький, гладкий или шероховатый, какого цвета.
Кто хочет попробовать?
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан и т.д. Ребенок опускает руку в мешочек, выбирает фрукт.
Ребенок:
Это яблоко.
Педагог:
Какое оно?
Ребенок:
Яблоко большое, круглое, твердое, гладкое, зеленое.
Педагог:
А что из него можно приготовить?
Ребенок:
Из яблока можно приготовить компот, варенье, повидло, пирог с яблоками.
Педагог:
Повидло из яблок, какое повидло? (Яблочное).
Компот из яблок, какой компот? (Яблочный).
Молодец.
(игра повторяется, пока все фрукты не окажутся на столе).
Сиропчик:
Ребята, мне нужен помощник. Вот для него поварской колпачок.
Дидактическая игра
«Узнай, чего не стало»
Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза. Ребенок – поваренок прячет один фрукт. По повторной команде дети открывают глаза.
Поваренок спрашивает:
«Угадай, чего не стало?» (Дети полным предложением отвечают на вопрос).
Игра повторяется несколько раз.
Педагог:
Сиропчик, мы слышали, как ты что-то готовил за ширмой.
Сиропчик:
Это я готовил праздничный обед. Меня пригласил Незнайка, у его мамы сегодня день рождения. Я сварил борщ, испек пирог, нарезал салат, а вот компот Незнайка сварил сам. Интересно, что у него получилось? Незнайка так старался, что очень устал и лег отдохнуть. Как же мне его разбудить?
Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.
«Разбудим Незнайку»
Педагог:
Может быть Незнайка услышит, как часы тикают. Превратитесь в часики.
(Дети ставят руки на пояс, выполняют наклоны в стороны проговаривая: «Тик – так, тик – так …»).Педагог:
Незнайка не слышит. Придется использовать часы с будильником в виде кукушки.
(Дети поднимают руки над головой «домиком» вытягивают голову вперед и говорят «Ку – ку, ку – ку…»)
Педагог:
Не просыпается Незнайка от будильника. Дети превратитесь в петушков, разбудите Незнайку.
(Педагог читает первую строчку, дети заканчивают)
Педагог:
Петушок, петушок…
Дети:
…золотой гребешок.
Педагог:
Снова утро наступает…
Дети:
…Петя песню запевает.
Педагог:
Петя громко поет…
Дети:
…детям спать не дает. Ку – ка – ре – ку! (На эти слова дети наклоняются вперед, руки поднимают вверх).
(Незнайка просыпается).
Сиропчик:
Ты, почему спишь так долго, ведь у твоей мамы день рождения?
Незнайка:
Вчера я очень устал! Варил для мамы компот.
Сиропчик:
Расскажи, как ты его варил.
Незнайка:
Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил. Только пусть ребята мне помогают.
Я решил сварить компот
В мамин день…(рожденья),
Взял изюм, орехи, мед,
Килограмм…(варенья, печенья).
Все в кастрюлю поместил,
Размешал, воды…(налил),
На плиту поставил
И огня…(прибавил).
Чтобы вышло по вкуснее,
Ничего не пожалею.
Две морковки, лук, банан, огурец…
Сиропчик:(перебивая)
Что это за компот! Ребята, из чего варят компот? (Из фруктов). Из каких фруктов можно сварить компот? (ответы детей) А за что вы любите фрукты?
Дети:
Они вкусные, полезные, в них много витаминов, они помогают расти и не болеть.
Сиропчик:
Хочу вас угостить. Сможете угадать, какие это фрукты, с закрытыми глазами.
Дидактическая игра
«Угадай на вкус», «Назови ласково»
Ребенок с закрытыми глазами угадывает, какой это фрукт, называет его и описывает его вкус. Например: «Это апельсин - апельсинчик, он сладкий, сочный, спелый и т.д.»
3. Итог занятия. Оценка.
Сиропчик:
Молодцы, ребята, вы очень умные и любознательные, знаете много фруктов и можете о них рассказать. А сейчас я пойду помогать нашим поварам готовить ужин, а вы помогайте своим мамам. Желаю вам не болеть. До свидания.