Выступление на педсовете на тему: Воспитание патриотизма на уроках истории Казахстана.

Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана
Родина это город, где родился,
аул где ты вырос, школа, где ты учился,
одним словом, это среда, которая
способствовала твоему формированию как
человека.
Если это так, ты должен знать
их, они нужны тебе, как воздух и вода
М. Ауэзов


В свете событий последних лет, которые подтверждают, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов РК, формированию духовно-нравственных качеств личности.
Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Как сказал Д.С. Лихачев: “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”. Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом выше перечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.
Тема патриотизма успешно решается на уроках истории, потому что история – это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. В преподавании истории учитель ориентируются на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей должны воспитывать уважение. История нашей родины – это наше достижение.
Патриотическое воспитание начинается с ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:
1) интеграция предметов гуманитарного цикла;
2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;
3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.
Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.
Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории Казахстана, имея один час в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.
Единству всех компонентов воспитания способствует интеграция разных предметных областей. В содержании воспитания в процессе обучения развивается междисциплинарная интеграция, интеграция предметных дисциплин в предметные области (история, литература, обществознание, география, граждановедение, МХК). Интегрированное изучение истории является наиболее эффективным способом развития личности. Начальными пунктами, например, при структурировании интегрированного материала по истории и литературе становятся преобладающий тип мышления (теоретический, практический, исторический, философский и др.), центральные проблемы эпохи, исторические деятели, герои того или иного времени, гражданские, патриотические, нравственные, социально-политические, эстетические, этические идеи, мировоззренческие особенности. Изучение историко-литературного материала должно осуществляться в основном не за счет расширения номенклатуры знаний, а в результате усложнения учебных проблем, которые ставятся перед учениками, развития их творческой самостоятельности и активности.
Учитель, преподающий историю, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся данной категории даже в старших классах. Приемы, способствующие решению этой задачи, могут быть следующими:
а) рассказ о воображаемом путешествии во времени (например, в стране саков, в героический Отрар, в средневековые города Казахстана...) или в пространстве (например, на карте по дорогам Шелкового пути, путешествие в Кашгар, в страну тюрков, по следам Золотого человекаУчащиеся вместе с учителем воображают, каким транспортом можно отправиться в путешествие в далекое прошлое, что можно увидеть необычного в жизни предков и т.п.;
б) экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий помогут развитию воображения и сделают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала (например, при написании сочинений на такие темы, как «Как жили андроновцы?», «Улицы нашего города»») или при дальнейшем его изучении;
в) чтение отрывка из художественной и научно-популярной исторической литературы даст дополнительные сведения, которые также будут способствовать активизации познавательной деятельности. Учитель может зачитать небольшой фрагмент из книги и предложить ученикам продолжить рассказ или обратиться к ним с вопросом: «Подумайте, к чему это могло привести?» и т.п.; Использование документально-методического комплекса возможно на различных этапах урока. Так при изучении темы «Джунгаро-казахские войны» для создания эмоционального фона, поддерживающего познавательный интерес к изучаемым фактам, стало применение книги И. Есенберлина «Кочевники». Ярко описанные подвиги Богембая-батыра, решающая схватка Бурундука с Караченом, описания внезапного нападения джунгар на Казахстан, описание картин жестокости джунгар по отношению к мирному населению. тактики»волчьей стаи», последствия нашествия, заставили представить величие народа в его стремлении к победе, понять, что только в единстве Казахстан мог выстоять. При изучении восстания под руководством Кенесары Касымова ставлю проблемную задачу: раскрыть личность Кенесары как политика, воина, человека. Были использованы статьи из газеты «Казахстанская правда»: «Кенесары Касымов: политик и воин», «Непокорный султан» Г. Круглякова, «О подготовке и праздновании 200-летия хана Кенесары», отрывки из произведения И. Есенберлина «Кочевники». Учащиеся выявили такие качества, как цельность натуры, беспредельная преданность интересам народа, жертвенность в достижении цели, незаурядное качество тонкого политика. При изученеии темы «Моголо-татарское нашествие» используется отрывки из романа Калашникова «Жестокий век», поэмы М.Шаханова «Отрарская поэма», в которых раскрывается подвиг героев Отрара, Каир- хана, оставшимися верными своей земле и оставшимися героями и вечно живыми в памяти народа. Ученики лучше запоминают материал, в их душах загорается огонек интереса к истории , появляется чувство гордости за своих предков. Воспитывается патриотизм.
г) знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов, позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся.
В фактах прошлого учащиеся учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т.п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине и т.п. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет дальше
Наиболее важными критериями отбора содержательных аспектов изучения истории целесообразно считать: целостность и системность исторического материала, его преемственность, постановка и изучение гражданских, нравственных проблем, при этом объем содержания должен точно соответствовать заданным целям. Структурно-функциональный анализ учебного интегрируемого историко-литературного материала выявляет и внутрипредметные связи его содержания. Наблюдения на уроках показывают, что для многих учащихся изучение интегрированного материала дает лучшие результаты, чем раздельное изучение.
На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Например, изучении темы «Коллективизация в Казахстане» используются документы о голоде, описанные очевидцами событий. Или при изучении темы Восстание Кенесары Касымова» изучаем документы об эпохе, указы Кенесары, характеристики современников. Так, при работе с историческими документами, мемуарами происходит формирование целостного видения исторического процесса. Эффективность освоения знаний в процессе изучения истории повышается при создании психолого-педагогических условий для изучения исторических источников, для эмоционального восприятия исторического материала, для познания окружающего мира, человека и с
·амого себя с позиции исторического антропоцентризма. Изучив все эти материалы, делается вывод об исторических личностях и времени, в котором он жил самостоятельно.
Характеристика и оценка исторического деятеля:
1.Когда. в какой стране жил, работал, что повлияло на формирование его
взглядов
2.Каковы его планы, цели, средства достижения цели. Какова связь
между целями и мотивами его деятельности?
3.Внешность, характер. Какие личностные качества помогали, мешали
идти к цели? Что вы цените в характере личности, осуждаете?
4.Каковы основные результаты деятельности, роль в истории
страны?
5.Чьи интересы (каких слоев населения) защищал?
6.Ваше личное отношение к личности, его значимость в жизни страны,
народа
Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития. Исследуя особенности системы мировоззренческих ценностей, принятых учащимися, выявляется следующее: для современных учеников понятия патриотизм, единство народа и территории государства, защита Отечества, дружба, труд, межнациональные отношения, Отчий дом, семья, работа не являются чем-то абстрактным. Эти понятия наполнены конкретным, реальным смыслом, и имеют значение в дальнейшем развитии их взглядов и убеждений.
Уже с 5 класса изучается предмет «История Казахстана». Учащиеся знакомятся с историческими и государственными деятелями, основными событиями, традициями, обрядами и культурой страны- РК. Открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции, изучение прошлого своего края, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие.
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Наряду с героями всего Казахстана изучаем подвиги костанайских героев- Л.Беды, И.Павлова, С.Баймагамбетова, С. Темирбаева. Имена героев увековечены в названиях улиц, памятниках, книгах. Они выдержали это страшное испытание. Именно, подвиги героев, всенародная помощь фронту в тылу и воинов питало Победу, она была неизбежна. Ученики стремятся осмыслить подвиг народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» – задают вопрос старшеклассники. Смог бы я отдать жизнь за свою родину?
История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родной город, прославившийся трудовыми и ратными подвигами, район, где они живут, а значит любили свою историю.
Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.
Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории?
Ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только к Казахстану, но и к своей малой Родине. Если этого не происходит, то отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает.
Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жив Казахстан.
Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места.
Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.
Человек не может уподо6ляться кусту перекати-поле, которому не ведомо, куда гонит его ветер и в каком овраге ему истлевать. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- «Место, куда капнула кровь твоей пуповины - понятие священное». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- «Край родной, лю6имая сторонушка» - это центральный мотив всех народных песен, мотив родины, родной земли, золотой колы6ели. Он в генетической памяти каждого нормального человека.
«Где родился, там и пригодился» - не праздная фраза. На этой земле ты появился на свет, в эту землю в положенный срок и уйдешь. Это закономерно. Этим путем прошли твои предки. Это твоя земля, политая щедро потом и кровью. Земля священна. Мы говорим «Жер-Ана» - материнская земля. Казахстанская немка, известная поэтесса Эльза Ульмер, уезжая на исконную Родину, взяла с собой горсть родной казахстанской земли. В одном из своих стихотворений она задается вопросом: «Где ж отныне родина моя?». Об этом мучительно думают переселенцы. Люди находятся на распутьях 6ытия и духа. Сознание раздваивается. Душевного комфорта нет. Очутившись на вожделенной земле предков, в сытом, обустроенном, полном соблазнов «раю» многие наши соплеменники подолгу не находят утешения. Оказывается, истинные патриотические чувства - не 6леф, не лозунг, не поэтическая метафора. Из души вырывается признание как отчаяние:«Здесь даже муха на окне и та - чужая».
Отвечая на вопросы анкеты, «Что такое патриотизм и считаешь ли ты се6я патриотом» большинство наших выпускников ответили: «Родина - это наш Казахстан, город, мой дом, школа, учителя; это переживание за свою страну, чувство ответственности за ее 6удущее, уважительное отношение к истории, традициям и обычаям народа». Или: «Я лю6лю Казахстан, потому что здесь не воюют». Есть и каверзные ответы: «Я не могу 6ыть патриотом, потому что нужно полностью отдаться родине».
А вот эти рассуждения должны заставить нас о многом задуматься.
«Как вам ответить? спросил один из учеников. - Красиво или правдиво?»:
«...Я не считаю се6я патриотом потому что не осознал в чем конкретно заключаются права и возможности патриота»;
«...мне не нравится то государство, в котором я живу, его законы, идеи национализма»;
«..я не ощущаю своей родины, потому что не вижу своего 6удущего здесь, поэтому по возможности постараюсь уехать из Казахстана».
А в некоторых ответах - полное равнодушие: «Меня вопросы патриотизма никогда не интересовали и я об этом не задумывалась».
Программа Министерства образования РК «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учебных заведениях.
Патриотизм объективное реальное духовное явление. Оно проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства. Сегодня нет сомнения в изучении этого феномена. Ибо не было и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан.
«Страна сильна любовью патриотов,
Они – ее надежда и оплот.
Из глубины веков и вдаль веков грядущих
Родную землю сбережет народ».
Вот портрет юного патриота. «Я – сын своего Отечества:
- изучаю прошлое, интересуюсь настоящим моей Родины, меня волнует будущее моего Отечества;
- люблю богатый, красивый язык моего народа;
- горячо откликаюсь на происходящее в Отечестве и на судьбы моих соотечественников;
- горжусь своей Родиной и страдаю от постыдных явлений отечественной жизни;
- желаю блага и процветания моему народу;
- честно делаю свое дело во имя блага своей страны и во имя улучшения жизни моего народа;
- если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.
Это будет кодекс чести патриота.
Чтобы вырастить настоящего патриота надо уберечь его от очень большой опасности – праздности рук и ума. Если человек не знает, что ему делать, у него «портится» голова, сердце и в конечном итоге – все его существо. Народная мудрость гласит: «Человек есть то, что он из себя сделал».

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА»