Доклад «Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. На сегодняшний день наиболее востребованы такие качества личности как социальная мобильность, инициативность, умение легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения, самореализации.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. А благодаря этому у учащихся формируются , как мне кажется, ключевые компетенции.
Принято выделять три основных типа компетенций:
1.профессиональные;
2. мобильные;
3. ключевые.
В преподавании географии, наиболее важны ключевые компетенции - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и мобильные компетенции – такие как социальные, коммуникативные, информационные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.
Необходимо заметить, что формирование всех вышеперечисленных компетенций эффективно происходит на уроках – играх.
Все образовательные игры выполняют одновременно три функции:
обучающая – развитие умений и навыков;
развивающая – развитие различных психических функций;
воспитывающая – развитие качеств личности, общей культуры ученика.
А сама игровая деятельность, в свою очередь, отличается следующими особенностями:
добровольность;
высокая активность;
контактная зависимость учеников.
В литературе представлено множество классификаций игр, но для меня наиболее подходит следующая:
неимитационные в 5- 6 классах;
ролевые в 7 – 8 классах;
деловые в 9 -10 классах.
Каждая игра включает в себя рад этапов, четкое следование которым позволяет добиться хорошего результата. Это:
этап подготовки, на котором происходит постановка цели игры, определение правил игры, распределение ролей, формирование групп, консультации.
этап проведения, где уже непосредственно происходит работа с раздаточным материалом, выступление групп, защита проектов, работа экспертов.
этап анализа и обобщения, который включает в себя подведение итогов игры, выводы игроков, рефлексию, рекомендации.
Так в 5 - 6 классах, когда только начинается знакомство с новым предметом, я применяю неимитационные игры. Это игры с использованием разнообразных карточек с заданиями, загадок, кроссвордов. На уроках – игах ребята учатся сравнивать географические объекты и явления, сопоставлять факты, группировать, выделять лишнее. Происходит формирование организационной и коммуникативной компетенций, учебно-познавательной (сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки) Ребята работают и в больших и в малых группах возможно парами. Предлагаю такие игры как: «Кто последний и кто больше», «Путешествие Капельки».
В 7 классе, помимо неимитационных игр, начинаю проводить ролевые игры. При подготовке к ролевой игре не первом этапе, подготовительном, появляется необходимость деления класса на группы, раздача им опережающих заданий. К выше перечисленным компетенциям добавляется еще и информационная а так же оценочная (направленная на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки),общекультурная (сюда относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира)
Игра «Город в океане»
Игры «Конкурс капитанов»
Конкурс туристических фирм.
Особое внимание уделяю этапу анализа и обобщения результатов. Где каждый из участников игры должен суметь провести самоанализ, анализ работы в группе и анализ всего мероприятия в целом. В помощь ученикам я предлагаю план проведения анализа или таблицу:
Сегодня на уроке мне
Меня особенно удивило то, что
До начала урока я думала, что, а сейчас знаю.
Было бы хорошо, если бы
Мне не понравилось
Или предлагаю заполнить таблицу:
Что я узнал нового
Что я хотел бы узнать, рассмотреть более подробно.
Как я оцениваю свою работу на занятии.
Как я оцениваю работу своих одноклассников.






8 и 9 классы – происходит переход от просто ролевой игры к деловой.
В 8 классе это такие игры как:
Заповедники и национальные парки России.
«Удивительное путешествие по.».
«Дуэль почвоведов».
9 класс:
«Лаборатория нерешенных проблем» ТЭК;
Урок – экскурсия «Дворцово – парковые ансамбли окрестностей Санкт - Петербурга».
Ребята примеряют на себя, помимо уже известных им ролей капитанов кораблей, директоров туристических фирм, географов, климатологов, биологов, этнографов, роли экологов и пытаются объяснить те или иные экологические проблемы, а так же роли экскурсоводов.
Одной из моих самых любимых игр является урок – экскурсия. При проведении подобных игр ученики примеряют на себя роли экскурсоводов. Им необходимо профессионально представить ту информацию, которую они собрали по предложенной теме. Ребятам необходимо вжиться в роли экскурсоводов, заинтересовать и даже заинтриговать своих слушателей, при этом им необходимо выучить достаточно большой объем материала (читать нельзя, можно только несколько раз посмотреть в подготовленный ими текст). Доносить информацию четко, членораздельно и с выражением.
Продолжается формирование уже перечисленных компетенций – организационной, учебно-познавательной, информационной, коммуникационной, оценочные (компетенции личностного самосовершенствования), общекультурные.
Нельзя забывать и про работу с картой, при проведении всех уроков – игр обязательно присутствуют задание по работе с картой. Карта - язык географии. Использование в работе картографического источника информации позволяет сформировать образное представление об объектах, явлениях и территории. Но чтение карты является "сухим действием", а вот путешествие по ней в качестве капитана корабля или туристического агента в поисках нового туристического маршрута - дело иное.
В первом случае - ребенок перемещается во времени и пространстве, а во втором - творит и ощущает значимость своего творения.
Один из оригинальных способов работы при изучении нового материала - «Фишбоун» что в переводе с английского означает рыбий скелет. Суть его довольно проста и интересна для учеников, позволяет организовать как индивидуальную, так и парную работу.
Голова нашей рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.
А так же «Корзина» идей, понятий, имен
Этот прием я обычно применяю для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе изучения нового материала. Чаще всего по тем темам, которые связаны с ранее пройденным материалом.
В 8 классе это может быть тема ПТК. На доске рисую значок корзинки и предлагаю ученикам начать ее заполнение. Задаю ребятам прямой вопрос о том, что им известно по данному вопросу. Ученики преступают к индивидуальной работе, вспоминают и записывают себе в тетрадь все, что им известно поданному вопросу. Возможно, предложить им для работы листочки в форме корзинок, что добавит элемент игры в работу. Это строго индивидуальная работа, которая длится 2-3 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или малых группах,2 парты работают вместе. Время обсуждения около 5 минут. В ходе работы ученики должны выявить, в чем совпали их корзинки, а в чем нет. Можно раздать им корзинки большего размера, для обобщения. Далее каждая группа по очереди представляет один факт из своей корзины, не повторяя ранее сказанного. Я, в свою очередь, записываю все факты на доске, в большую корзину, даже если они ошибочные. В корзину собираем все факты, мнения, имена, понятия, проблемы имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные, в сознание ребенка факты или мнения, проблемы или понятия связываются в логические цепочки, причинно – следственные связи. Все ошибки исправляются далее, по мере обсуждения новой темы и выбрасываются из корзинки.
В рамках перехода на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт необходимо понимать, что методика обучения должна перейти из «обучения делать что-то» в «оказание помощи научиться что-то делать».
В основе моей работы лежит обучение посредством деятельности, а главный вид деятельности, который свойственен детям по их природе - это игра.
По моему мнению, использовать такой подход в преподавании географии просто необходимо, не происходит разрыва между теорией и практикой, ученики получают возможность учиться через собственную практику и ошибки, обеспечивается интеграция теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться».
У учеников, в ходе урока – игры появляется возможность обучаться в рамках многообразных ситуаций, а мне использовать различные стили обучения.
Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.
Можно выделить целый ряд принципов, на которые ориентироваться при формировании ключевых компетенций на уроке вообще и на уроке – игре в частности.
Эти принципы можно считать и основными задачами:
Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.
Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.
Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».
Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.
Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.
Особое внимание в своей работе уделяю подготовке учеников к сдаче экзамена по географии в новой форме в 9 классе и в форме ЕГЭ в после 11 класса.
Как мне кажется именно результаты, которые дети показывают по итогам этих экзаменов и являются подтверждением сформированности у них ключевых компетенций в должном виде.
Я стараюсь начинать данную подготовку уже с 6 класса, предлагая своим ученикам разнообразные вопросы и задания, взятые мною из материалов по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Стараюсь предлагать ученикам эти задания в форме игры.
Предлагаю, например ученикам 6 класса, после изучения темы «План и карта» поработать парами над заданиями по данной теме, взятыми мною из ЕГЭ. При этом во вступительном слове рекомендую им представить себя «взрослыми» - выпускниками школы, сидящими на самом важном экзамене – ЕГЭ.
Иногда позволяю ученикам побыть экзаменаторами, обменяться заданиями для проверки.
Данную работу стараюсь проводить на уроках закрепления материала практически всех тем курсов.
Далее работа становится уже индивидуальной, оставляю за учениками возможность побыть в роли экспертов по проверке ЕГЭ, затем разбираем ошибки, ранжируем, выставляем оценки в зависимости от количества баллов.
В данной форме работы можно увидеть элементы ролевой игры, где ученики выступают сначала в роли экзаменуемого, а затем и в роли экзаменатора.
Мною уже давно замечено, что если предложить ученикам поиграть, то в форме игры им можно предложить выполнить и проверочную работу, а отношение к ней будет более позитивным, чем при выполнении обычной проверочной или контрольной работы.
Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме.
Большое внимание уделяю вопросам мониторинга результативности использованных мною методик и технологий.
Критериями результативности выбираю такие показатели как:
качество образования,
степень обученности,
сформированность ключевых компетенций учащихся,
отношения учащихся к предмету (авторская методика Л. Балабкиной).
Все вышеизложенное позволяет мне сделать вывод, что игровая деятельность должна и может стать неотъемлемой частью преподавания географии в рамках перехода на ФГОС.









13PAGE 15


13PAGE 14215