Тезисы на тему Формирование профессиональных компетенций обучающихся через активные методы обучения

Формирование профессиональных компетенций обучающихся через активные методы обучения

Мозговенко Марина Дмитриевна
Преподаватель «специалист»
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Докучаевский техникум» Государственной организации высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»

В системе профессионального образования всегда будет актуальна проблема качества подготовки выпускника, поскольку она находится в прямой зависимости от развития его профессиональных компетенций. Задача обучающего сводится к созданию условий для повышения мотивации обучения. Одним из вариантов решения данной проблемы является применение активных методов. Эти методы формируют умение мыслить творчески, что положительно влияет на приобретение и развитие в процессе обучения профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции – понятие достаточно актуальное для современного рынка труда, важное в определении направлении профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов.
Термин же «профессиональные компетенции» не столь однозначен в определении методологической базы его изучения и имеют свои интерпретации для трактовок и подходов к его понимаю[3].
Обобщая все подходы к понимаю профессиональных компетенций, можно выделить 2 основных направления, толкования понятия «компетенции»: способность человека действовать в соответствии со стандартами и характеристики личности, позволяющий ей добиваться результатов в работе. Первый подход условно можно назвать «функциональным», так как он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй – «личностным», так как в основе стоят качества человека обеспечивающие успех в работе.
Профессиональные компетенции обладают рядом характеристик:
полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
требуют сложной ментальной организованности (включение интеллектуальных, эмоциональных качеств);
переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (сотрудничество, понимание, аргументации, планирование и т.д.);
реализуются на разные уровнях ( от элементарного до глубокого).
Профессиональные компетенции обучающихся формируются в ходе теоретической и практической подготовки в профессиональных образовательных учреждений.
Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определенного результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможности дальнейшего продолжения[2].
Формирование профессиональных компетенций обучающихся происходит на всех этапах учебно-производственного процесса.
Существуют несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся:
Учебные и лабораторно-практические занятия, в ходе которых изучаются технологические процессы производства.
Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на производстве.
Участие в профессиональных фестивалях, конкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства.
Средствами формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся являются:
проектная деятельность;
деловые игры;
ИКТ-технологии;
активные методы обучения;
нетрадиционные уроки и др.
Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.
Активные методы обучения это методы, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счёт сознательного воспитания способностей обучающихся и формирования у них необходимых видов деятельности[1].
Многообразие активных методов обучения раскрывает возможность органично сочетать усвоение учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с формированием и развитием профессиональных компетенций.
Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебно-производственного процесса: первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия); контроль знаний, закрепление (коллективная мыслительная деятельность, тестирование); формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы
При проведении семинарско-практических занятий можно использовать элементы технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются эрудиция, творческое мышление, профессиональные компетенции.
Такая активная форма обучения позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Эффективным методом является письменное инструктирование, которое представляет собой систему заданий, которые предусматривают с первых занятий овладения действием в процессе решения обучающимися практических задач, активизации их теоретических знаний, развития профессиональных компетенций. Письменное инструктирование помогает самостоятельно, без помощи педагога выполнять технологические процессы.
Для систематизации, углубления знаний и последовательного формирования профессиональных умений и как следствие – профессиональных компетенций особую ценность в профессиональном обучении приобретает педагогическая игра. Такая игра выступает как специфический феномен становления и развития профессиональной компетентности будущего специалиста.
Эффективной формой передачи знаний и профессиональных умений будущим специалистам на занятиях производственного обучения является мастер-класс, который предполагает демонстрацию оригинальных методов освоения определённого содержания производственных процессов при активной роли всех участников занятия. Активное включение мастер-классов в процесс производственного обучения является основанием для формирования и развития всех компонентов профессиональных компетенций.
Одной из современных активных форм обучения, способствующих отработке профессиональных навыков до нормативного качества, совершенствованию определённых профессиональных умений является тренинг[4].
Все перечисленные активные формы и методы обучения для формирования и развития профессиональных компетенций имеют дидактическую ценность только при условии мотивирования обучающихся на познавательную активность и самостоятельность. Таким образом, некоторые студенты не могут реально оценить важность проработки траектории обучения и ее влияние на развитие профессиональных компетенций и, в целом, на свое будущее. Большую роль в этом вопросе играет самоорганизация студента, желание получать знания. Поэтому, преподаватель должен оказывать помощь в этих двух аспектах: развитии самоорганизации и повышении мотивации в получении знаний
Литература
Анисимов В.В. Особенности активных методов обучения в высшей школе / В.В. Анисимов, Е.С. Ермаков, Ю.В. Краснов, А.Д. Шурашов. - Дзержинский филиал Нижегородского государственного университета // www.nntu.sci-nov.ru/RUS/NEWS/probl_nayk/cek1.htm 6КБ
Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. - 1997. - № 2.
Газизова Г. М. Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями //Труды МЭЛИ: электронный журнал. – 2008. – № 7. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Полякова Е.А. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки. / ж-л Среднее профессиональное образование №11, 2012.