Влияние этнопедагогики на формирование компетентности будущих специалистов
Мухсинова Асия Наримановна -
Преподаватель английского языка
1 категории
Педагогический колледж имени Ж. Досмухамедова
г.УральскВлияние этнопедагогики на формирование компетентности будущих специалистов.
Народная пословица гласит: «Цветы лишь на своей поляне – цветы, человек лишь на Родине – человек». В пословице заключена вековая хранимая и бережно передаваемая из поколения в поколение истина о Человеке и Родине. Только чувство Родины, осмысление своего единения с ней, своей сопричастности к жизни и судьбе Отечества делает нас настоящими людьми. Наш Казахстан сотни лет боролся за обретение независимости. Сколько крови наших предков было пролито ради нашей свободы. 2016 год для каждого казахстанца ознаменовывается весьма важной страницей в жизни – это год, в котором он становится свидетелем торжественного празднования 25-летия со дня провозглашения нашей Родины независимым государством.
Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Образование и наука являются движущими силами прогресса и духовного потенциала нации и должны соответствовать современным условиям. У казахстанцев есть потенциал, надо дать возможности для его раскрытия.
В ситуации становления новой казахской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства Республики Казахстан одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. История каждого народа, содержание которой отражает материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности и по настоящее время формирует лучшие общечеловеческие человеческие ценности и качества. Важной частью многомерного процесса развития личности человека в поликультурном обществе становится процесс формирования этнокультурных компетенций, а именно передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса. Использование ценностей этнокультуры определенного этноса позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное и физическое развитие современной молодёжи.
Так, по мнению ученных этнопедагогика изучает: процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Одним из аспектов развития этнокультурной личности является, как известно, эстетическое воспитание.
Будучи целенаправленным процессом формирования у студентов развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса и как бы «пронизывает» их, во многом предопределяя его эффективность.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций казахского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Национальность — это социальный фактор, результат воспитательного влияния родителей и социального окружения.
Народная педагогика уделяет особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, половому, трудовому и предпринимательскому воспитанию, сформировав у молодого поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие. Смысл народной педагогики — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге — осознание принадлежности к своим корням. Необходимо подчеркнуть, что одним из результативных средств воспитания нравственных качеств являются традиции и обычаи. Особенность воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким-то одним возрастным периодом жизни человека: каждый человек находится в сфере действия обычаев и традиций. Выполнение требований оказывает значимое влияние на формирование культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.Традиции и обычаи как средства воспитания и обучения этнопедагогики представляют различные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение студентов. Будучи общественным явлением, традиции выступают виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.
Для воспитания высоконравственной личности исторически подходят условия в Казахстане: накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающий мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. Основным принципом функциональности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение интересов населяющих страну этносов, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других. Считаем, что возможности этнопедагогики значительны, так как именно в Республике Казахстан, в связи с полиэтничностью общества, сохранилась дань традициям и обычаям всех этносов, проживающих на территории страны.
Литература:
Назарбаев Н. А. «Послание Президента народу РК 2050»
Алметов Н.Ш. Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения/ Н.Ш. Алеметов, Р.К. Касенова//Педагогика.-2011.-№5.-С.117-122.
Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова. — Л., 1984.
Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. — М., 1985.
Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004 - 384 с.
Каталог психологических и дидактических тестов. Братислава: Психодиагностические и дидактические тесты. – 1982. – 198 с.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя— Л.: Знание, 1985. — 32 с.
Маркова А. К. Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников М: Педагогика 1983
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., Педагогика. - 1978.
Педагогика как творческий процесс. Нурашева Г. С. Профессионал Казахстана №4 2013 год