Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников.

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников.

Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

Творческий потенциал – это творческие возможности ребенка, как его креативность, которая может проявляться в мышлении, общении, играх и характеризовать личность, как в целом, так и ее отдельные способности, продукты творческой деятельности, процессах их создания. Понятно, что у разных детей творческий потенциал будет проявляться в зависимости от их индивидуальных особенностей, творческих способностей и личностных качеств: их заинтересованности, подсознательной активности, эмоциональной лабильности и т. д.

Творчество является постоянным спутником детского развития. Лучшим средством для развития способности к творчеству является деятельность. (Л.С. Выгодский)

Именно, занятия по изобразительной деятельности подчинены в основном реализации творческих задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений.
Дошкольник - прирожденный исследователь. И по тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.
Педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками рисования.
Экспериментирование – основа творческой фантазии детей. Поэтому необходимо создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктельные трубочки, зубную щетку, расческу, поролон, парафиновую свечу, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчик да в краску.
Нетрадиционные техники рисования вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения: «Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и т. д.
В целях развития воображения и творчества воспитатель предлагает детям изобразить: различное настроение, свою мечту, музыку, запах, рисуем себя, семью, друзей и самое любимое, важное интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное. Например, несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.
Все это можно рисовать не только в альбоме, но и на ватмане, на старых обоях. Рисовать можно лежа на полу, стоя, на школьной доске или мольберте, на асфальте.
Свою творческую деятельность можно продолжить и дома.
Большинство детей рисуют красками, и, конечно, это правильно. Но разве не интересно узнать, что получится, если рисовать кофейной гущей, ягодами, пластилином, даже пухом тополя или камыша, зубной щеткой, кусочком кирпича, малярной кистью, птичьим пером и т. д.
Также дети очень любят печатать. И это так легко. Достаточно сложить бумажную салфетку в несколько слоев и смочить ее краской. Затем прижать к ней разные предметы и сделать отпечатки (катушки, пуговицы, ключи, кусочки морковки, печатки из картофеля и т. д.)
Что еще можно придумать? Разнообразие материалов, доступных для работы, ставит новые задачи и заставляет что-то придумывать.
если рисовать на круглом (квадратном или треугольном) предмете или листе бумаги, то его форма заставляет каждый раз по-другому обдумывать будущий рисунок.
Можно сделать большое панно из обведенных рук всех членов семьи или отпечатки ног, которые очень удобно нарисовать на обратной стороне обоев, оставшихся после ремонта.
Таким образом, начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности.

Исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально – творческого потенциала детей.

Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

Все, все закладывается в детстве, дает расцвет в будущем. Дети – наше будущее общество. Каким оно будет (это общество) зависит от нас.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.
15