Статья Развитие у обучающихся интереса к математике посредством информационно- коммуникативных технологий






Развитие у обучающихся интереса к математике посредством информационно- коммуникативных технологий
Выступление
учителя МАОУ СОШ п. Новониколаевский
Балаковского района
Саратовской области
Орловой Нины Ивановны
Февраль 2017 года
Век информационно-коммуникативных технологий требует от учителей перехода от традиционного изложения материала, с помощью мела и доски, на демонстрацию учащимся наглядного материала, например, презентаций. В данной статье можно найти всё необходимое, чтобы начать работать по новому.
XXI век – это век высоких информационных технологий. В то же время, в процессе информатизации образования возникает ряд проблем. Это недостаточный выбор обучающих программ, несоответствие большинства имеющихся программных продуктов всем требованиям, необходимым для успешной организации учебного процесса, отсутствие электронных информационных ресурсов.
В наши дни в образовательной практике всё более востребованным становится использование информационно-коммуникативных технологий, которые представляют собой ресурсы в локальных или глобальных сетях. Наиболее удобной формой для восприятия является материал, скомпонованный в единый обучающий комплекс.
Преимущества информационных технологий, по сравнению с традиционными, очевидны:
1) современный дизайн;
2) возможность включения мультимедийных  способов представления информации;
3) использование интерактивных средств контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки;
4) простота использования в домашних условиях.
Использование информационно-коммуникативных технологий  в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения. А увеличение объёма информации на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к математике, их активность на протяжении всего урока. Решением этой проблемы может стать компьютер.
Использование компьютера на уроках позволяет более нагляднее и доступнее представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес ребёнка к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на уроках.
Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы - заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы.
Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы, при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения. Создавая презентацию к уроку необходимо делать акцент на основные моменты урока, то есть привлекать внимание учащихся, а это можно сделать с помощью анимации, видеоролика. Презентации являются не только источником информации, но и определяют ту или иную организацию работы класса или группы учащихся.
В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится интереснее. По итогам таких уроков можно значительно повысить эффективность обучения.
Результатом систематического применения информационно-коммуникативных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося.
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим»
(Блез Паскаль)
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика - сама по себе, математика также. По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников наша великая страна оказалась на неприятном и обидном месте в четвертом десятке стран мира.
99,99% гражданам России никогда в жизни не пригодятся знания: дата сожжения Яна Гуса, формула квадратного трехчлена и технология производства конвертерной стали, – все это настойчиво впихивается в бедные ученические головы. Детей интересуют знания, которые смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни. В социальном заказе большинство родителей ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в ВУЗы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Проблема:
• Как обеспечить готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества?
• Как сделать обучение, гарантирующим результат?
Пути решения проблемы:
Подготовить своих учеников к решению всех проблем не в стоянии ни один учитель, однако любой учитель может в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать ключевые компетенции, использовать необходимые технологии и методы. При минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне (в соответствии с Федеральным базисным учебным Компетентностный подход
Новый образовательный результат включает в себя: (из концепции о модернизации российского образования):
Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
Развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);
Выработка экспертной оценки результатов накопленного материала;
Формирование навыков исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов);
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
Формирование навыков работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
Развитие толерантности – как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Подходы к набору ключевых компетенций отражены в работах О.Е Лебедева, А.В. Хуторского, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, И.С. Фишмана, Дж. Равенна, роль общеучебных умений в учебной деятельности школьников – в работах Ю.К. Бабанского, С.Г. Воровщикова, Д.В. Татьянченко.
Наиболее распространенной классификацией ключевых компетенций человека является классификация А.В. Хуторского:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
учебно-познавательная;
информационная;
коммуникативная;
социально-трудовая;
компетенция личностного самосовершенствования.
Термины:
Компетентность (компетентный специалист) - способность действовать в ситуации неопределенности; определенный уровень владения ЗУН.
Компетенция (коммуникативная компетенция) - (от лат.competentia – соответствие, соразмерность) – универсальные способности для решения проблем личной или общественной значимости (ЗУН в различных областях жинедеятельности).
Компетентностный подход, как педагогическая технология – цель: формирование ключевых компетенций.
Компетенции:
Метапредметные (надпредметные)
МежпредметныеПредметные
Рассмотрев различные подходы к набору ключевых компетенций выделяю основные, которые считаю необходимым формировать на уроках математики и во внеурочное время:
Ключевые компетенции (метапредметные)
Информационная
Совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности
Коммуникативная Высокий уровень владения устной и письменной речью, умение продуктивно общаться в социуме
Учебно-познавательскаяГотовность к образованию на протяжении всей жизни
Социально-политическая Психологическая готовность брать на себя ответственность за принятые самостоятельно решения
Социокультурная Готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире.
Формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
- проектного метода;
- критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологического компонента личностно-ориентированного урока,
а также за счет использования межпредметных заданий, конкурсов и олимпиад.
Согласно технологии программированного обучения:
каждый учебный «шаг» завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
На практике применяются следующие методы контроля (системы последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса):
Устный контроль:
рассказ ученика;
ответы на вопросы;
защита работы учеником;
устная рефлексия разными методами;
чтение схем, диаграмм, полученных результатов и т.п.;
комментирование практических действий и т.д.
Письменный контроль:
письменные самостоятельные работы при проверке домашнего задания «Пять вопросов» (работа состоит из пяти заданий, предполагающих краткие, лаконичные ответы; вопросы носят репродуктивный или творческий характер, продолжительность работы - 5-10 минут);
контрольные работы разных видов;
зачёты.
Практический контроль:
практические работы;
лабораторные работы;
творческие работы;
результаты поисковой деятельности.
Тестовый и рейтинговый контроль:
тесты;
электронные тесты;
оценка скорости работы;
оценка полученных знаний, умений и навыков учащихся для определения группы, в которой они изучают информатику по расписанию уроков.
Наблюдение (результаты не фиксируются, учитывается для корректировки обучения):
поведение на уроке;
соблюдение правил работы на компьютере;
общение в коллективе (способен работать в группе или «одиночка»);
реакция на изучаемый материал (сложно, легко, понятно, непонятно и т.п.);
работа за компьютером (страхи, сложности, скорость работы, уверенность в работе);
эмоциональный настрой на урок.
Перечисленные формы, методы и приёмы не являются полным перечнем дидактических единиц, применяемых на уроках, но они наиболее чётко работают над формированием надпредметных умений в создании алгоритмов деятельности любой поставленной задачи.
Добавлю, что словесные формы при объяснении нового материала (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т.д) также способствуют формированию надпредметных умений, если их основа – чёткое определение целей работы, составление последовательных алгоритмов действий, нахождение нескольких способов выполнения операций, изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.
Если рассматривать формы уроков по количеству учащихся, то способствующими формированию надпредметных умений являются:
групповая форма, примеры:
при проведении практических работ по обобщению и систематизации учебного материала класс делится на несколько групп в зависимости от количества способов решения задачи, каждая группа решает задачу только одним, своим, способом, далее происходит защита своих решений (учитываются скорость решения, возможность составления алгоритма для решения однотипных задач, недостатки способа решения и т.п.);парная форма (разбиение на пары может быть произведено по одинаковой скорости работы учеников, по одинаковым интеллектуальным способностям, по принципу «теоретик-практик», по личным симпатиям), примеры:
при изучении материала, известного в общих чертах по другим программным продуктам, определяется задание парам «Составить конспект для учащихся по заданной теме», предварительно определяются требования к выполненной работе;
проведение творческих лабораторных работ в паре;
индивидуальная форма (на уроках практики на компьютере каждый ученик имеет возможность работать самостоятельно, овладевая учебным материалом в посильном для него темпе).
Использование в системе описанных форм, методов, приёмов и средств обучения составлению алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики в 5-11 классах (в соответствии с психолого-возрастными особенностями возраста учеников) способствует формированию надпредметных умений учащихся.
Фундаментальным для курса математики является понятие задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
постановка задачи;
построение, анализ и оценка модели;
разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
анализ и использование результатов.
Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Механизмом развития метадеятельности является система творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Использование межпредметных связей в школьных курсах физики, математики и информатики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Необходимость использования межпредметных связей между физикой, математикой и информатикой очевидна. Обучение этим дисциплинам должно сопровождаться использованием информатики и информационно-коммуникационных технологий как средства обеспечивающего наибольшую отдачу при изучении этих предметов. Использование мультимедийных презентаций в процессе преподавания математики, информатики и физики позволяет интегрировать знания и умения учащихся из различных предметных областей на практике осуществлять исследовательскую деятельность учащихся, используя полученные результаты в последующих разработках учащихся. Этот материал позволяет реализовывать учебный материал более полно. Использование банка электронных разработок в образовательном процессе имеет ряд достоинств:
значительное увеличение подаваемого за урок объема материала, охватывающего различные разделы учебных курсов;
улучшение наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
проявление большего интереса учащихся к предмету.
Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль играет образовательное учреждение, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:
Ø вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
Ø совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
Ø широкого общения со сверстниками;
Ø свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
 И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
 Одной из ведущих потребностей, в том числе личности учащегося, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации – основная задача современного образовательного учреждения. Личностно-ориентированный подход в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности. Так как в его основе заложены гуманистические идеи, сотрудничества, диалога, индивидуализация полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность преподавателя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся.
 Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преподавателю реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие. Основная задача современного образования не столько давать учащимся знания, сколько научить получать эти знания.
Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.
Применяя же ИКТ-технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И, следовательно, учитель выполнил своё предназначение: “нести огонь идеального!”
ЛИТЕРАТУРА
 http://km-school.ru ООО “Кирилл и Мефодий” КМ-Школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы
Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.
Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
1. Гусев В. А. Как помочь ученику полюбить математику? – М.: Авангард, 1994.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.– М.: Педагогика, 1987.
3. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. – М.; 1986
4. Шумакова Н. Б. Исследование как основа обучения. Одаренные дети, 2003, №5.