Выступление на августовском совещании на тему Актуальность проблемы по возрождению традиций и обычаев адыгского народа
Актуальность проблемы по возрождению
традиций адыгского народа.
Сегодня в наше время Министерство образования, Комитет по образованию и образовательные учреждения города проводят много полезных мероприятий для изучения адыгейского языка и литературы. И система работы направлена на воспитание гражданственности, уважение национальных культур жителей региона, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от их этнической, национальной принадлежности.
В условиях развернувшихся в стране перемен, процессов обновления и демократизации общества мы учим жить по-другому. Однако процесс обновления жизни общества идет болезненно, обнажая и серьезные недостатки нашей воспитательной работы. Особенно тревожит в наши дни, периодически возникающие межнациональные распри, как это имеет место на Кавказе, одним из путей преодоления, которых может стать путь, связанный с духовностью, с задействованностью рычагов образования и возрождения прогрессивных народных традиций.
В этих условиях возникает необходимость переосмысления всего воспитательного процесса, возрождения национальных традиций, культуры, быта в целях разумного их использования в воспитании, что, несомненно, приведет к лучшему взаимопониманию, быть может, и национальному согласию. Сегодня мы все понимаем, что без решения этой задачи, без живых воспитывающих примеров не может быть полноценного воспитания детей.
Язык – это не только средство общения, но и активный способ воспитания молодого поколения. И мы убеждаемся, что привить любовь к народному языку легче всего через традиции, обычаи… И не потому, что та или иная культура лучше, а потому, что через свое родное и близкое можно постичь общечеловеческие нормы поведения и взаимоотношения. Поэтому я считаю, что надо начинать с приобщения к национальной психологии, фольклору, литературе, искусству, традициям, обычаям, нравам, т.е. все то, что принято называть национальной культурой.
И с вязи с этим в лицее проводится внеурочная деятельность по этнокультуре. И именно этот предмет ведет нас к первозданной культуре древних адыгов. Цель возрождения – воспитать культурного человека, а не только собрать материал для архива. Здесь необходимо иметь в виду, что адыгская культура, адыгский этикет – это часть мировой культуры, который необходимо впитывать в само существо, в натуру каждого человека.
По-моему, детям необходимо знать, что представляли собой их старшие. Как они жили? С кем и как дружили? К чему стремились и на что нацеливали подрастающее поколение? В чем видели смысл жизни? Словом, перед ними открывается национальная психология, национальный характер.
И в связи с этим мной была составлена программа, начиная со второго по одиннадцатый классы включительно. Программа рассчитана на учащихся как русскоязычных, так и национальных классов.
Ребенок обязан знать свою культуру, а значит, историю, язык. Также считаю, что надо знать культуру народа, с которым непременно соприкасаешься. Знание другой культуры может предотвратить некоторые негативные явления. Но это, естественно, нужно делать мягко, не навязывая, не принуждая, и ни в коем случае не ущемляя права ребенка, т.е. добровольно.
И когда мы в коллективе подводим итоги года, мы еще раз убеждаемся, что нам это удается. Об этом свидетельствует проведенные работы. Вот некоторые из них.
Во всех классах, где изучался предмет, было проведено тестирование. Результаты тестирования свидетельствуют о наличии у учащихся интереса к адыгскому этносу. Есть у нас и опыт проведения переводной и итоговой аттестации по данному предмету. Разработаны билеты и этические задачи к ним. На начальном этапе изучения предмета учащиеся были знакомы с национальными этическими нормами на бытовом уровне, да и то частично. На экзаменах же они показали совсем другие, т.е. более глубокие знания, причем экзамен сдавали учащиеся разных национальностей. Было отрадно видеть как дети, у которых вероисповедание разное, отметили праздники «Масленица» и «Байрам».
То же свидетельствуют передачи, сделанные нашим телевиденьем и радиовещанием о родных обрядах.
И яркой работой детей явилось научно-практическая конференция по книге Шорова «Адыгская (черкесская) народная педагогика», где принимали участие учащиеся школ города. Высокую оценку дал ученый совет, который присутствовал на конференции.
Основная оценка такой работы:
Приобщение учащихся к сокровищнице духовной жизни, изучению, возрождению и внедрению в их жизнь добрых обычаев, традиций, обрядов народа.
Повышению интереса школьников к изучению национальной литературы, жизни и творчества адыгских писателей и поэтов.
Ознакомление учащихся с идеей и опытом адыгского народного воспитания, складывавшегося на протяжении многовековой истории адыгского этноса.
Такая система работы носит познавательный характер, способствует повышению интереса учащихся к литературе, фольклору и этносу адыгского народа. Невозможно сегодня не вспомнить этносоциологическое исследование по проблеме «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического народа». Вот такие результаты и наталкивают меня на мысль, что через традиции и обычаи легче подойти безболезненно к изучению родного языка. Тем более, предмет «Этнокультура» предусматривает изучение языка поэтапно, начиная со слова и терминов, затем словосочетания и т.д.
В целом реализация программы идет успешно, и тем не менее еще многое предстоит сделать.