Статья по ВКР на тему: Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на урока литературного чтения


Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Главным условием формирования коммуникативной личности является владение языком, речью, а важными источниками освоения коммуникативных компетенций становится опыт восприятия искусства и опыт народной культуры. Возможностью для таких приобретений могут стать уроки литературного чтения.
Но, несмотря на то, что формирование коммуникативных компетенций является важным аспектом современного образования, на данном этапе недостаточно обобщено опыта, раскрывающего способы формирования коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, многие из которых напрямую связаны с формированием коммуникативных компетенций, что доказывает то, что их развитие у учащихся является одной из основополагающих целей образования.
Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе предполагает использование, так называемого, компетентностного подхода в обучении, который можно представить, как совокупность общих принципов определения целей обучения, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
В исследовании О. Лебедева компетентностный подход включает в себя следующие характеристики:
«Смысл процесса обучения заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
Смысл организации процесса обучения заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней обученности и образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения».
В работах исследователей по проблемам организации компетентностного подхода в процессе обучения можно заметить тенденцию к выделению ими того суждения, что компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который нельзя свести к знаниево-ориентированному компоненту, он, в свою очередь, включает обобщенный опыт решения жизненных проблем, выполнения центральных (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей. Как отмечает Б.Д. Эльконин, «мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», т.е. сведений)».
Таким образом, компетентностный подход выставляет на первое место не информированность ученика, а способность преодолевать трудности и разрешать проблемы.
Успешность формирования коммуникативных компетенций напрямую зависит от учета возрастных особенностей ребенка, которые предполагают свои трудности и препятствия на пути к формированию коммуникативных качеств.
В младшем школьном возрасте особенно интенсивно выражаются следующие психологические особенности, связанные с формированием коммуникативной компетентности:
происходит смена социального статуса и роли ребенка;
происходит становление внутреннего плана действий ребенка;
формируются нравственные черты, такие как, коллективизм, честность, чувство долга, взаимовыручка;
формируется самооценка;
формируется умение дружить;
формируется осмысленность и ориентация в собственных переживаниях (логика чувств);
развивается речевая выразительность, обогащается интонация речи;
формируются мыслительные действия: анализ, планирование и
рефлексия;
осваивается новый вид речи - письменная речь.
На основе теоретического материала, изученного нами, была проведена экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Целью констатирующего этапа было определение уровня сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников.
На диагностическом этапе нами были использованы такие методы, как: наблюдение, беседа и опрос учителя, анкетирование и опрос детей, а также, методики: «Диагностика развития речи» О.С. Ушаковой, таблицы самодиагностики учащихся В.Г. Новиковой, оценочные таблицы И.Н. Чередовой.
По итогам констатирующего этапа, все полученные данные были обработаны и проанализированы. Результаты показали, что, в целом, класс находится на адаптивном (среднем) уровне развития коммуникативных компетенций.
На основании этого был проведен формирующий эксперимент, который содержательно включал следующие способы и приемы: игры и игровые ситуации; элементы технологии уровневой дифференциации; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения; физминутки с «проговариванием»; элементы личностно-ориентированного развивающего обучения, а также, "Рассказ от первого лица", "Комплимент", "Сказка в заданном ключе" и "Изменение сказочной развязки".
Результатами контрольного эксперимента было доказано, что вышеперечисленные способы и приемы работы положительно повлияли на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников.