Аналитический отчет на тему: «Формирование информационно-коммуникативных компетенций младших школьников»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА 2009-2014 гг.
на тему:
«Формирование информационно-коммуникативных компетенций младших школьников»
Автор:
учитель начальных классов
I категории
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов
Мурдасова Ирина Борисовна
Екатеринбург
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Важность темы5
Глава 2. Результаты деятельности7
Заключение9
Список литературы12
Приложение 14
ВВЕДЕНИЕ
В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Актуальность выбранной темы очевидна, потому что в 21 веке без информационно-коммуникативных технологий обойтись нельзя.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Я считаю, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Необходимо создать условия для формирования системы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках начальной школы, которые не только будут «оживлять» учебный процесс, но и повысят мотивацию обучения.
Но при этом возникает проблема: недостаточная сформированность информационно - коммуникационной компетентности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Отсюда возникают противоречия:
- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей – с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения – с другой;
- между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Объектом моей педагогической деятельности является процесс формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся
Предметом – формирование информационно - коммуникационных компетенций младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель моей работы: определение механизмов и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей педагогической деятельности;
- формировать у учащихся ключевые компетенции: навыки деятельности по отношению к информатизации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу); способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями; умения представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.;
- овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий;
- создать комфортные условия для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.
Я считаю, что новизна моей педагогической деятельности заключается в применении элементов личностно - ориентированных технологий для формирования ИК - компетентности, способствующей развитию коммуникативных УУД обучающихся начальной школы.
ГЛАВА 1. ВАЖНОСТЬ ТЕМЫ.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В настоящее время 91% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер.[3] Я считаю, что педагог должен развивать любого ученика согласно нормативно-правовой базе[17, 18 ] индивидуальным способностям.
С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.[7]
Совершенствование образовательного процесса предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.[19]
Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.[2]
И самое главное заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника: к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам.
Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.
Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.Как показывает моя практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.[20]
Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий.[7]
Для начальной школы использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ означает готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную информацию для дальнейшего самообразования.[8]
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Информационно-коммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.
Я считаю использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.
Сайты Дневник.ру, школьный сайт, сайт педагога предоставляют родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Моя педагогическая практика реализована через урочную и внеурочную деятельность, проектно - исследовательскую деятельность обучающихся. Результатом стали доклады, проекты, презентации, разработанные ЭОР, систематизированный и обобщенный опыт.
В начале своей работы я предположила: что если сформировать у обучающихся информационно - коммуникационную компетентность, то это расширит возможность самостоятельной деятельности, сформирует навык исследовательской деятельности; обеспечит доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; будет способствовать повышению качества образования.
Основными типами уроков, используемыми мною в процессе обучения с информационной поддержкой, являются: комбинированный урок, урок – контроль и коррекции, урок совершенствования знаний и умений.
Я использовала информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении и систематизации знаний, при контроле усвоения пройденного материала. А также использовала электронные физминутки, презентации, CD-диски и электронно-образовательные ресурсы.
При объяснении нового материала важен предварительный подбор мультимедийного материала по теме. Детям можно представить готовую презентацию к данной теме урока или озвученную анимацию, предложить рассмотреть схему или таблицу, можно дать проблемное задание, в ходе выполнения которого под руководством учителя будет разъяснен новый материал. Использование проектора, интерактивной доски при объяснении нового материала позволяет усилить наглядность.
Для закрепления и систематизации знаний мультимедийные материалы по изучаемой теме подбираются таким образом, чтобы обеспечить учеников достаточным количеством интерактивных заданий и упражнений. Предусмотрена организация индивидуальной и групповой работы на уроках с использованием ИКТ.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся можно предоставлять творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др. (Приложение 1).
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей начальной школы предполагают 3 формы обучения: фронтальная форма, групповая форма, индивидуальная форма обучения.
Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:
ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
обсудить просмотренный материал с классом;
совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;
выполнить некоторые задания в группах или парах.
Для оценки результатов своей работы по формированию информационно-коммуникативных компетенций младших школьников я использовала анкетирование учащихся и их родителей (Приложение 2)
Результаты динамики отражены в диаграммах (Приложение 4)
Целенаправленная работа по перечисленным выше направлениям деятельности позволила достичь следующих результатов:
- за межаттестационный период учащиеся имеют стабильную 100% успеваемость и отмечается достаточно высокий уровень сформированности информационно-коммуникативных компетенций, у всех обучающихся отмечается положительная динамика: навыки деятельности по отношению к информатизации в учебных предметах и образовательных областях (на высоком уровне 39%); владение современными средствами информации и информационными технологиями (на высоком уровне 81%); способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями; умения представить себя, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. (по различным параметрам от 10 до 30%) (Приложение 5);
- качество знаний по результатам годовых контрольных работ составляет в 2009-2014 учебных годах по математике 81%, по русскому языку 86%, по литературному чтению 100%, по окружающему миру 96%. В 2012-2013 учебном году наблюдается рост уровня образованности по математике на 6%, по русскому языку на 13%, по окружающему миру на 6%; (Приложения)
- 1,2 место (окружающий мир 2011, 2012, 2013 гг.); Международные конкурсы «Русский медвежонок» - 1,2,3 место по школе (2012, 2013гг), «Кенгуру» - 1,2,3 место по школе (2012, 2013, 2014 гг.), «ЭМУ» - 1, 2, 3 место по региону и школе (2012, 2013, 2014 гг.). Победители разнообразных школьных конкурсов: «Песни о Родине» (20013, 2014 гг.), «Мама, папа, я – дружная семья» (2013 г.) и других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате своей работы за межаттестационный период я пришла к выводу, что основные условия, определяющие эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах можно свести к следующим положениям:
используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
для достижения педагогического эффекта использования дидактического материала на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение всего года;
использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной работы;
учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму. (Приложение 4)
Я выявила, что использование ИКТ в начальной школе позволяют:
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Я считаю, что преимущества, получаемые учителем, при использовании ИКТ следующие: скорость объяснения увеличивается почти вдвое; качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение); более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний; использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем»; изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию; повышение уровня использования наглядности на уроке; повышение производительности урока;
Также преимущества получают ученики: лёгкий путь усвоения информации; при изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни.
Я убедилась, что использование компьютера на уроках в начальной школе способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе, облегчается овладение сложным материалом, что подтверждается результатами мониторинга.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых я использую ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать, активно участвовать во внеурочной работе.
ИКТ позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.
Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на уроке.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь НЕ НАВРЕДИ! Компьютер только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.
В связи с повышением общественной значимости процесса и результата образования; развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, предоставляющего широкие возможности для позитивных изменений в образовательном процессе, на следующий межаттестационный период 2014-2019 гг. я планирую продолжить работу над темой: «Формирования информационно-коммуникационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности для успешного освоения ФГОС». А также:
продолжить работу по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
• продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
• продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей с применением ИКТ-технологий;
• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994.
Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.
Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Иванов В.В., С.А Зайцева Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.
Концепции модернизации российского образования на период до 2015г от 07 февраля 2011 г. №163-р
Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.
Панова Н.В. Внедрение стандартов второго поколения. Учебно-методическое пособие СПб.: ИДПИ, 2010.
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008.
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.18«Продолжительность непрерывного применения технических средствобучения на уроках» (пр. от 29 декабря 2010 года №189)
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 года № 373);
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока:
Этапы урока: содержание, цели, условия достижения положительных результатов
Организационный этап:
демонстрация темы и целей урока
подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
Проверка домашнего задания, демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения (могут быть подготовлены учащимися), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теориивыявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию, выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
Актуализация опорных знаний и способов действийвопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу: восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий, формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели.
Формирование новых понятий и способов действий:
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты
иллюстрирующие особенности нового материаладемонстрация нового учебного материалаприменение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
Контроль и учет знанийзадания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знанийорганизация контроля и самоконтроля:
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Механизм оценки результатов)
Анкета для школьников
№ Вопрос Да Нет Да
%
1. Интересовался ли ты раньше компьютером? 2. Появился (увеличился) ли интерес теперь? 3. Компьютер для тебя это возможность:
-поиграть, отдохнуть -научиться чему-то новому -повысить качество своих знаний -получить новые знания 4. Возникает ли у тебя желание узнать на уроке больше, чем об этом говорится в учебнике? 5. Ты ищешь дополнительную информацию чаще всего:
- в книгах, журналах - с помощью компьютера - спрашивая у взрослых 6. Хотел бы ты, чтобы компьютер на уроках использовался чаще? 7. Чему ты бы хотел научиться на компьютере:
- рисовать - печатать тексты - играть в игры 8. Мешает ли тебе в классе компьютер? 9. Есть ли у тебя компьютер дома? 10. Хотел бы ты иметь свой персональный компьютер Анкета для родителей
Есть ли у учащихся в наличие дома компьютер?
Для каких целей он используется:
-для развлечений компьютер
-для общения в интернет
-для работы с учебными образовательными программами
- для сбора дополнительной информации
Сколько времени должен работать за компьютером ученик нач. школы?
Хотели бы Вы, чтобы ваш ребёнок посещал кружки и факультативы по информатике в школе?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Гигиенические требования к презентациям
1.При показе презентации необходимо помнить, что презентация - это только сопровождение выступления. Длинные презентации утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были.
2.Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.
3. Соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе, и каждый ученик видит ее на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1-х классов -10-12 мин, 2-4-х классов - 15 мин.
Электронные физминутки
При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание необходимо здоровью учащихся. С этой целью можно использовать электронные физминутки для глаз.
Согласно проведенному исследованию, 43 % современных школьников имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата.
Дефициты движения учащихся пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза. Электронные физминутки (упражнения) сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рост уровня образованности (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рост числа учащихся желающих участвовать в дистанционных конкурсах (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Увеличение числа желающих выступить с презентациями (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Важность компьютера для обучающихся (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Где ищет дополнительную информацию обучающийся (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Чему ты бы хотел научиться на компьютере (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Качество знаний по русскому языку (%)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Качество знаний по математике (%)