Обобщение педагогического опыта по модульной технологии на тему «Формирование читательской компетентности младших школьников»
Базовая модель инновационного опыта работы
Сурковой Анны Николаевны, учителя начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Ильинская основная общеобразовательная школа»
Тема «Формирование читательской компетентности младших школьников»
Идея: обеспечение продуктивной деятельности учителя и учащихся на уроках литературного чтения, направленной на формирование читательской компетентности младших школьников через технологию проектной деятельности в обучении
ИПМ 1. Сведения об авторе
Ф. И. О. Суркова Анна Николаевна
Образование Высшее
Название учебного заведения, год его окончания ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого», 2013 год
Специальность по диплому Направление «Педагогика», профиль «Начальное образование»
Место работы МКОУ «Ильинская ООШ»
Должность Учитель начальных классов
Педагогический стаж 2 года 6 месяцев
Стаж работы в занимаемой должности 2 года 6 месяцев
Квалификация Нет
Награды Нет
ИПМ 2. Условия формирования опыта
На возникновение и становление данного опыта оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
активное участие в работе городских методических объединений, семинаров и педагогических мастерских.
Проблема выбора этого опыта возникала перед автором всегда. В настоящее время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Поэтому целенаправленная организация детского чтения выдвигается в ряд первоочередных задач. Чтение – своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Чтение побуждает к нравственным поступкам. Книга будит эмоции, делает человека лучше, а это одна из основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького школьника «талантливого читателя» (С.Маршак). Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом произведении, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Поэтому автора опыта заинтересовала проблема формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения. На основе этого и возникла идея проанализировать, как проектная деятельность влияет на формирование читательской компетентности.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта по формированию читательской компетентности младших школьников лежат ведущие идеи:
деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);
идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);
теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев)
теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);
технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
Опираясь на деятельностный подход к обучению А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского, автор предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. На первый план выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей.
В опыте автор использует обучение в сотрудничестве, «главная идея которого – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших первоклассников работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.
Поэтому нам, педагогам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций.
В ходе изучения темы были выявлены следующие противоречия:
между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
между уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (3 часа) по литературному чтению и необходимостью формирования читательских компетенций;
между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Выявленные противоречия позволили определить проблему формирования читательской компетентности: совершенствование характера познавательной деятельности учащихся, способствующей развитию читательского интереса у них.
ИПМ 5. Новизна опыта
В рамках МКОУ «Ильинская ООШ» обобщение подобного опыта не осуществлялось.
Данный опыт позволяет успешно устранить затруднения в практике учителя начальных классов по формированию читательской компетентности младших школьников, опираясь на обучение в сотрудничестве учителя и ученика. Одной из важнейших целей данной технологии авторы считают создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребенка, включение его в творческую деятельность, дающую новые, неповторимые продукты высокой общественной ценности.
Суть опыта в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения.
Новизна опыта состоит в создании системы организационно-педагогических условий, ориентированных на формирование у младших школьников навыков проектной деятельности и развитие у них на этой основе целенаправленного и осмысленного чтения книг.
ИПМ 6. Адресность опыта
Данный опыт адресован как начинающим учителям, так и опытным педагогам, заинтересованным в обогащении читательского опыта ребенка, помощи стать ему самостоятельным читателем и приобщению к чтению детской художественной литературы каждого ученика.
Использование опыта будет интересно учителям начальных классов, разных квалификационных категорий, работающим по различным учебно - методическим комплектам в современной школе. Опыт (целиком или частично) успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами, педагогами дополнительного образования, родителями. Опыт приемлем в общеобразовательном учреждении любого вида. Применение его ориентировано на работу с детьми 7-11 лет (1-4 класс).
ИПМ 7. Трудоемкость опыта
Трудоемкость представленного опыта заключается:
в необходимости овладения и использования учителем основными принципами технологии проектной деятельности;
в организаторских усилиях педагога по установлению педагогического взаимодействия и социального партнерства;
в обеспечении комплексного подхода к планированию, осуществлению и анализу собственной педагогической практики.
Трудоемкость реализации опыта может быть снижена при следующих условиях:
поддержке внедрения опыта родителями обучающихся, администрацией образовательного учреждения;
взаимодействии со школьной и городской библиотекой.
В целом внедрение опыта доступно педагогам как городской школы, так и сельской, оптимально по объемам трудозатрат, не требует существенного дополнительного финансирования.
ИПМ 8. Технология опыта
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая, коммуникативная и познавательная компетенции.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль, умение апеллировать к источнику знаний.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Процесс формирования читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательской компетентности развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для проектной деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику.
В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно, поэтому педагоги организуют и направляют эту деятельность.
Проектная деятельность велась следующим образом:
- работа над проектными задачами
Под проектной задачей принято понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детский действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»)
Описание проектной задачи по литературному чтению «О дружбе»
Звучит любая детская песня о дружбе. Ребята делятся на 3 команды
-Ребята, к нам в класс пришло письмо из редакции журнала «Улыбка» читателями, которого являются дети 7 – 12 лет. Дело в том, что в редакцию приходит много писем от юных читателей о том, как им не хватает в жизни настоящих верных друзей. Редакция журнала решила, что в каждом выпуске журнала, будет страничка с полезными советами «Настоящий друг», цель странички: посоветовать ребятам как вести поиск друзей, показать, как можно и нельзя себя вести со сверстниками, познакомить детей с литературными произведениями о дружбе. Редакция просит вас помочь создать макет такой странички. Для работы вам прислали материал, который вы можете использовать на своей страничке. На страничке должны быть освящены следующие рубрики:
Народная мудрость
Литературный уголок
Дружелюбный словарь
В каждую рубрику вы должны выбрать 1-2 произведения, страничку можно дополнить собственными сочинениями и рисунками. Помните, не весь материал подходит для данной странички, тщательно отбирайте материал. При защите каждая группу должна обосновать выбор произведения для каждой рубрики, а также будет оцениваться эстетичность, аккуратность, выдумка и фантазия, которую проявит группа во время работы.
Каждой группе детей давались небольшие рассказы на разные темы, они должны были прочитать эти рассказы, проанализировать их, ответить на вопросы и отобрать рассказ, который подходит к теме «Дружба».
Далее детям предлагалось сходить в библиотеку и найти в книгах 5 пословиц по заданной теме.
В конце ребятам предлагалось поработать с толковым словарем и найти в нем слова, которые подходят к теме дружбы, и выписать их значение.
После того, как группы собрали всю информацию (рассказ, пословицы, слова) им предлагалось оформить страничку журнала на формате А3. Дети вклеивали, выбранный текст, оформляли его рисунками, писали отобранные пословицы и составляли свой словарь.
Под руководством учителя действия детей были направлены на получение нового «продукта» - страницы журнала.
-проведение уроков – проектов
Фрагмент урока – проекта по литературному чтению во 2 классе «Здравствуй, матушка – зима!»
- Ребята, как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?
-Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Зимушка-зима»
- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете?
-Это план, замысел, дело
Давайте обратимся к толковому словарю.
-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты. Давайте вспомним авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе: «Здравствуй, матушка Зима!»
-Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», Фёдор Тютчев «Чародейкою Зимою…», Сергей Есенин « Поёт зима – аукает», «Берёза», Константин Бальмонт «К зиме», Сергей Маршак «Декабрь», Агния Барто «Дело было в январе…», Сергей Дрожжин «Улицей гуляет…», Саша Чёрный «Рождественское»-Работать будете совместно, для этого вам нужно разделиться на две группы. Каждая группа будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.
II. Создание продукта проектной деятельности
Построение проекта выхода из затруднений.
Задание №1
-Ребята! Каждая страничка литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приложите заготовку на вашу страницу.
Варианты названия странички:
1. Гостья - зима. 2. Волшебница - зима. 5. Зимушка – зима.
3. Матушка – зима . 4. Чародейка - зима. 6. Проказница – зима.
Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.
Задание №2.
-Возьмите конверт под № 2. Откройте его, что вы там нашли?
-Портреты писателей, чьи произведения мы изучали на предыдущих уроках и их стихотворения). -Ваша задача выбрать портрет одного из поэтов, найти его стихотворение и поместить на вашей страничке. Молодцы!!!
Задание №3.
-Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, композиторов, но и художников. Их картины вы сегодня видели в «Зимней сказке». Я предлагаю вам открыть конверт под номером № 3 и выбрать одну из картинок. Приложите картинку на свою страничку.
Задание №4.
Зима в России долгая, но люди не унывают – веселятся и справляют праздники. Какие зимние праздники вы знаете?
-Новый год, Рождество, Старый новый год.
-В каких стихотворениях мы с вами об этом читали?
-Улицей гуляет Дедушка Мороз, Рождественское
- Откройте конверты под № 4. Следующее задание называется – «Зимний праздник». Нужно сделать рисунок любого выбранного вами праздника
Ребята украшают рисунками свои страницы.
Представление (защита) работ по плану
План:
1) Представиться. (Авторы работы)
2) Защита работ.
3) Определить, где можно использовать готовый продукт.
- работа над долгосрочными проектами
Проект «Мой любимый писатель – Николай Носов»
Во время внеурочной деятельности во 2 классе был прочитан веселый рассказ «Огурцы» и ребята узнали, что написал его Николай Носов. Среди учащихся были и такие, кто не слышал и даже не был знаком с этим писателем и его произведениями. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.
Именно идея эта определила цель проекта – глубже познакомиться с творчеством Николая Носова и повысить уровень читательской культуры.
Задачами этого проекта является:
-расширение круга чтения учащихся;
-формирование читательской самостоятельности;
-развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;
-формирование умений работать в команде, делиться своими идеями, предлагать пути их решения;
-формирование коммуникативной компетенции.
Этот проект творческий, так как предполагал максимально свободный подход в решении задач. А также межпредметный (интегрированный) – проект, интегрировал тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ)
1 этап – начальный (мотивационный)
23 ноября – день рождения Н. Носова. Желая как можно больше узнать об авторе, поближе познакомится с его творчеством, учащиеся начали подготовку к выполнению проекта. Учитель предложил побольше узнать об этом замечательном детском писателе, почитать его произведения дома. Уже на начальном этапе ребятам предлагалось посмотреть, какие книги Н. Носова имеются дома, в школьной библиотеке.
2 этап – планирующий (подготовительный)
Выбиралась тема проекта, цели и задачи. Разрабатывался план действий над проектом совместно с учителем
3 этап – информационно – операционный
Чтение произведений Н. Носова. Составляется график чтения произведений (ежедневно 1 произведение). Выполнение рисунков по произведениям Н. Носова (весь класс). Подготовка викторины по произведениям Н. Носова – итоговое мероприятие (весь класс). Распределяются задачи между группами. Класс условно делится на 3 группы: 1 группа – организует выставку книг Н. Носова 2 группа – оформляет выставку рисунков учащихся класса по произведениям Н. Носова 3 группа – готовит мультимедийную презентацию о жизни Н. Носова совместно с родителями
4 этап – рефлексивно – оценочный
Каждая группа отчиталась о проделанной работе по плану. Продуктом проекта стала викторина по произведениям Н. Носова.
Таким образом, в ходе проектной деятельности учащиеся приобретают следующие читательские умения:
Работать с различными жанрами произведений;
Отвечать на вопрос «О чем произведение?»;
Пользоваться библиотекой;
Проявлять читательскую самостоятельность;
Работать со словарем;
Формирование представление о различных произведениях и авторах;
Работать с книгой;
Владение основными видами речевой деятельности.
Приобретение данных умений свидетельствует о формировании читательских компетенций младших школьников.
Организация проектной деятельности способствует развитию социально – активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.
ИПМ 9. Результативность опыта
Предлагаемый опыт имеет положительные результаты, позволяет достигать высокой эффективности обучения и воспитания младших школьников. Об этом свидетельствуют следующие данные:
Результаты проверки универсальных учебных действий по литературному чтению показали, что учащиеся умеют:
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события иустанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Высокую эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты олимпиад и конкурсов:
1 победитель Всероссийского конкурса «Мои таланты» в номинации литературное творчество;
1 победитель и 1 лауреат Всероссийского конкурса «Мультмарафон»;
2 человека являются победителями Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению проекта «Инфоурок 2015»
4 человека являются победителями и 2 человека лауреатами первого Международного конкурса для школьников «Мириады открытий»
Литература:
Аникина, С.А. В помощь школьному учителю/ C. А. Аникина, И.В.Золотарева. - М.: «Вако», 2003. – 154 с.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература/ И. Н. Арзамасцева. - М.: Академия, 2001. – 108 с.
Арзамасцева , И.Н. Хрестоматия по детской литературе/ И. Н. Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Просвещение, 2000. – 289 с.
Бугрименко, Б.А. Чтение без принуждения/ Б. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - М.: Просвещение, 2002.- 205 с.
Будур , Н.В. Зарубежная детская литература/ Н. В. Будур, Э.И.Иванова. - М.: Академия, 2000. – 178 с.
Горецкий, В.Г. Родничок. Учебная хрестоматия по литературному образованию/ В. Г. Горецкий - М.: Аркгоус, 2001. – 285 с.
Гребешков, И.В. Школа и семья/ И. В.Гребешков. - М.: Просвещение, 2000. – 123 с.
Зайцев, Н.В. Резервы обучения чтению/ Н.В.Зайцев - М.: Просвещение, 2001. -196 с.
Зепалова, Т.С. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии по литературному чтению/ Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова. - М.: Просвещение, 2001. – 145 с.
Иванова, Г.И. Уроки внеклассного чтения/ Г.И.Иванова // Начальная школа. – 2000.-№8, с 50.
Кочетова, Б.П. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать/ Б.П.Кочетова // Начальная школа. - 2003- №5, с 32.
Лебедева, А.Э. Дети и книги – забота всего мира/ А.Э.Лебедева // Начальная школа. - 2003- №3, с.58.
Лутова, Т.Н. Литературное чтение в начальной школе/ Т.Н.Лутова - Н.Новгород.: «Учитель», 2006. – 205 с.
Методика преподавания литературы / Под. Ред.Богдановой Ю.О.- М.: Академия, 2000. – 300 с.
Михалков, С.В. Учить читать/ С.В.Михалков // Начальная школа. - 2003-№3, с.68.
Педагогика / под.ред. Пидкасистого П.И. -М.: Педагогическое общество России, 2007. – 430 с.
Психология / Под. Ред. Дубровиной И.В.- М.: Академия, 2002. – 300 с.
Розанов, В.В. Мысли о литературе/В.В.Розанов - М.: Просвещение, 2008. – 76 с.
Русская литература для детей/ Под. ред. Полозовой Т.Д.- М.: Просвещение, 2002. – 270 с.
Рябушкин, Н.А. Новые подходы к преподаванию литературы /Н.А.Рябушкин // Начальная школа. - 2009- №3, с. 25.