Разработка мастер-класса «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
Тема: «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке
Задачи:
информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха;
инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроке;
развитие навыков сотрудничества.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о педагогической технологии создания ситуации успеха. Но прежде чем мы начнем, я предлагаю каждому из Вас стать капитаном корабля, пусть только вырезанного из бумаги. У каждого корабля должно быть имя и Вам предлагается назвать свой корабль так, чтобы это название отражало Ваше внутреннее состояние перед началом нашей студии. Предлагаю назвать свой корабль, согласно рекомендации капитана Врунгеля «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт) можно так же вписать своё имя – имя капитана.
А сейчас давайте послушаем прекрасную авторскую песню Б.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Прослушивание песни. Слайд-шоу “Цветы”.
Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.
Игра “Комплименты”
Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.
Обязательные условия.
Обращение по имени.
Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов : “А вы…” или “А у вас…”.
Рефлексия.
Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
Какой комплимент вам понравился больше всего?
Деление студии на 2 группы (по цвету кораблей)
Капитанов кораблей голубого цвета прошу занять левую гавань, а капитанов розового цвета – правую гавань.
Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности учителей.
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеется на его светлое будущее.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Теперь я предлагаю капитанам- мастерам своего дела включится в работу и составить постер.
Составление постера
1-ая команда пишет все слова, которые ассоциируются со словом «Успех»
2-ая команда пишет все слова, которые ассоциируются с выражением «Ситуация успеха»
Презентация постеров
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Вывод
Важно разделить понятие «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации. Ситуацию организовывает учитель, а успех – переживание радости учеником, т.е. нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от окружающих.
Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Сейчас совершим небольшую остановку на островке «Поделись опытом»
Мой доклад
Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся.
Считаю, что задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности.Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне его.Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же ситуацию можно часто, можно несколько раз, но с каким-то временным интервалом, а что-то можно применить единожды.Начать урок можно так:- Сядьте те, кто доволен выполнением своей домашней работы.- А что тебя огорчило? Что не так? (дети могут ответить, что были исправления в тетради, не получилось написать аккуратно, не смогли выполнить все задания и т.д.)- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок. Поднимите левую руку те, кто хочет работать у доски.В течение всего урока я использую так называемое «эмоциональное поглаживание ». Часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую прием «Ожидание лучших результатов», это может активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложнить и не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь. Вот несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!».Да ты, умничка!Ты очень постарался! Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!Благодарю за работу!Ты меня порадовал!Уже намного лучше!Горжусь тобой!Грандиозно!Поздравляю, молодец!Продолжай также хорошо работать.Самое главное – это снятие страха.- Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются. Можно проавансировать успешность результата, сказав: - У тебя обязательно получится…- Я даже не сомневаюсь в успешном результате.При затруднении в выполнении задания путем намека, так сказать подсказки, подойдут слова:- Может быть лучше всего начать с …- Выполняя работу, не забудь о …Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:- Тебе особенно удалось то объяснение.- Больше всего мне в твоей работе понравилось …- Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.Иногда я могу поставить оценку «в кредит», причем любому ученику, т.к. считаю что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д. Акцентировать внимание на этом, а не на том, что ученик глупый, плохо себя ведет и т.д.Часто использую прием «Умышленная ошибка». Этот прием можно применять только на известном учащимся материале. Я предлагаю ученикам задание с ошибкой.При изучении нового материала очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю, опираясь, хоть и на небольшой, но все-таки жизненный опыт учеников.- Что вы уже знаете об этой теме?- Подберите слова об этом или на эту тему…- Оказывается, вы много уже знаете, в вашей памяти уже многое хранится, значит, изучение этой темы будет не таким уж и сложным.
(Привести пример о Йоге)С 1-го класса я приучаю учеников начитать свой ответ со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», таким образом, подчеркивая его индивидуальность. Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждать и успокаивать: - В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.
- Давай начнём вместе.А после выставления отметок, спросить хорошо успевающих ребят:- Что ты делал, чтобы написать эту работу на «5»?- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.«Пятиминутка сообщений» с 1-го класса дети готовят сообщения (что-то интересное по теме, чего нет в учебнике). Это достаточно легкий способ для всех учеников, в том числе и для слабых детей, проявить не только свои знания, умение ориентироваться в различных источниках, но и показать, как он хорошо рисует, аккуратно пишет, выразительно читает, хорошо пересказывает. Это - радость успеха, причем радость, для некоторых, не от пятерок, а радость от процесса поиска. В 3,4 классах я использую “Защитный лист”. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Но, конечно, нужно держать ситуацию под контролем. Если ученик часто пользуется Листком, значит, есть причина индивидуальной беседы с ребенком и его родителями.
Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие и предоставляет возможность реализовать коммуникативные потребности учеников.
Еще один интересный прием – работа с “Деревом настроений”, которое используется для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают листик и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает критическое отношение к себе, нежелание общаться, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.Успех надо постоянно поддерживать. Так как в 1-ом классе безоценочная система, а лучшие работы надо было как-то выделять, я завела, так называемую, «Красную папку», куда клала тетради с лучшими работами. И дети перед уроком с нетерпением ждали, чья тетрадь появиться из папки.Во 2-м классе я стала ставить оценку в конце каждого месяца за ведение тетради. И теперь ученик, если даже и пишет с ошибками, то у него может появиться в тетради 5 – это за ведение тетради. Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть успех, например, в рисовании. Поэтому в классе организуется стенд, куда после каждого урока рисования, технологии вывешиваются лучшие работы. Я стараюсь, чтобы работа каждого побывала там. Это для детей большая радость.
Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам.
Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».
Можно организовать и «Классный уголок», в котором есть место для фамилий отличников, хорошистов, детей, занимающихся чем-то вне школы. Ученики класса очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте. А один из учеников сказал: «Можно я принесу диплом сестры?» Заводим каждому ученику «Портфолио творческих работ», т.к. это создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. Ученик сам будет его оформлять и заполнять. Девиз работы с портфолио ученика это: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Но составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Настроение как устойчивое общее эмоциональное состояние играет важную роль в процессе деятельности. Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
Итак, можно сделать вывод: чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику, отмечать «персональную исключительность», верить в способности ученика. Уже доказана прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха.
А закончить мне хотелось бы афоризмом, что счастливого человека может воспитать только счастливый человек. А успех школьнику может создать только тот учитель, который сам переживает радость успеха.
Капитанам предлагаю получить «аванс-премию» за предстоящую работу (конфеты)
и разойтись по кают-компаниям, согласно названиям цвету своей «премии».
Поработаем в творческих группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом. . По результатам работы 1-й и 2-й групп у нас получится плакат «Обучение и воспитание успехом», участники творческой группы должны наполнить его содержанием. На плакате у нас изображён корабль с развивающимися парусом и учеником на палубе, олицетворяющий образовательный процесс в нашей школе. Задание для 1-й группы. Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Приветствуется, если вы предложите свои варианты действий учителя.
^ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ 1. Останавливаем внимание на негативном 2. Улыбка, добрый взгляд 3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому 4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …) 5. Сравнение одного ребёнка с другим 6. Отмечает персональную исключительность 7. Аргументирует надобность действий 8. Учит алгоритму действий 9. Оценка действий ученика с акцентом на детали 10. Учитель много говорит за детей 11. Выражает недовольство учеником, группой учеников 12. Верит в способность ученика 13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на парус – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд. Задание для 2-й группы. Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха. ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ (те же) Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якорь, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд. Задание для 3-й группы. Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка. Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» Презентацию работы этой группы можно провести как творческое выступление учителей. Некоторые варианты. Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера! Молодец! Вы меня порадовали! Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания! Грандиозно! У вас сегодня всё получилось! Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями! Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Задание для 4-й группы. Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать анкеты наших педагогов. Для эффективности вашей работы необходимо: 1) разрезать все анкеты на 4 части (по вопросам); 2) сформировать 4 микрогруппы для обработки каждого вопроса; 3) каждая микрогруппа делает вывод по большинству ответов; 4) вся группа выбирает одного представителя для представления общего результата по всей анкете (лучше цифровыми данными, можно вычислить процентное содержание типичных ответов). Презентация творческих групп. Проводя анализ, группа или ведущий педсовета делают вывод о действиях педагогов школы: направлены они на создание ситуации успеха или нет, какие проблемы вскрываются этой анкетой. Рефлексия.
Рефлексия “Острова”
INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/415967/img1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/415967/img1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/415967/img1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/415967/img1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/415967/img1.jpg" \* MERGEFORMATINET
Карта островов вывешивается на доске и каждому капитану методической студии предлагаю разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после участия в методической студии.
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся..- Думаю, обработка этой карты будет свидетельствовать о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Предлагаю подвести итог нашей совместной работы, для принятия решения. Подведение итогов. Принятие решения. Примерный проект решения педсовета: Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, школе, труду, то есть способствует эффективности обучения. Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке. Разработанные программы: «20 способов сказать: ты молодец!», «действия педагога, способствующие созданию ситуации успеха» - сделать достоянием каждого учителя (размножить и вручить каждому педагогу школы).
Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.
Правила управления успехом на уроке
Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. У С. Френе есть такое высказывание "Любой человек стремится к успеху". Даже самый пассивный ребёнок хочет быть успешным. Поэтому условия ситуации успеха необходимо создавать на уроке для каждого ученика. Существуют следующие правила управления успехом на уроке:
1. если после урока у учеников не осталось вопросов, которые им хотелось бы обсудить, то это значит, что урок может и был полезный, но оставил детей равнодушными.
2. необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и особенности детей.
3. успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся.
4. психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.
5. учитель должен любить детей и уметь это делать. нельзя предпочитать одних детей и отвергать других.
6. учитель должен знать весь класс и каждого ученика в отдельности.
7. начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит ход всего урока.
8. учитель должен включать всех учащихся в коллективную познавательную деятельность.
Если ребёнку трудно даются знания, но он стремится их получить и настроен на успех, то в большинстве случаев он добивается своего, а задача учителя ему в этом помочь.
Результатом использования ситуаций успеха становится повышение интереса к предметам, легче проходит процесс вовлечения в работу пассивных учеников, улучшаются взаимоотношения в классе.