«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».


«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».
Шахматова М.Н., учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. В.Белозерки       Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю  ИКТ.       Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.     Во-вторых, использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.    В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).    В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.      В-пятых, обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.    Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы  ИКТ.       ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.   Уроки окружающего мира с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей
овладение современными информационными – коммуникационными технологиями  (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.
    Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
   Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
     Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме,2) уроки – иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,  
3) уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.
   Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
При помощи ИКТ решаются такие дидактические задачи, как:
повышение индивидуализации обучения;
повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
усиление мотивации к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения.
Применение информационных технологий на уроках окружающего мира повышает мотивацию учащихся к учению, развивает логическое и алгоритмическое мышление, активизирует познавательную активность.
В процессе применения ИКТ происходит развитие учащихся, подготовка их к жизни в информационном обществе. В том числе происходит развитие:
наглядно – образного, наглядно – действенного, творческого мышления;
коммуникативных способностей;
формирование умений самостоятельно осуществлять обработку информации.
Исходя из увиденного и выше сказанного, можно сделать вывод, что использование информационных технологий на уроках открывает широкие возможности для учителя. Детям можно показать животный и растительный мир других материков, познакомить их с космосом и звёздным небом.
При помощи компьютерных технологий я провожу на уроках проверку знаний и умений учащихся. Для этого использую мною составленные компьютерные тесты.
Также, помимо мультимедийных презентаций показываю детям различные научно-познавательные фильмы .