Активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики через применение информационных технологий».
Шуакова А.К., преподаватель математики,
цикловая комиссия естественно-математического цикла
Тема:«Активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики через применение информационных технологий».
Цель: активизировать творческую деятельность и познавательный интерес студентов посредством изложения учебного материала с использованием новых информационных технологий, необходимых в профессиональной деятельности в условиях информационного общества
Задачи:
оптимальное развитие математических способностей студентов посредством внедрения мультимедийной продукции;
усиления связи знаний с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
внедрение ИКТ для развития познавательного интереса студентов, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
Актуальность проблемы.
Знания, которые формируются при изучении математики в колледже, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, на уроках нужно активно использовать информационные технологии. Данные технологии способствуют:
- активизации познавательной деятельности студентов;
-развитию мышления, математической логики;
-направленности мыслительной деятельности студентов на поиск и исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.
Объект исследования: – уроки, внеурочная и воспитательная работа
Предмет исследования – информационно – коммуникативные технологии как дидактическое условие активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики
Гипотеза исследования – процесс активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики будет более эффективным, если:- внедрены в учебно – воспитательный процесс информационные технологии обучения как дидактическое условие, способствующее активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики.
Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.
При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:
определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Целью является изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация.
Урок закрепления знаний. Это практикум., практические работы. Целью является выработка умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование, контрольная работа, зачет и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.
Использование ИКТ в группе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
284416555245Практикую проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых студенты самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания.Например, при изучении темы: «Функции и их графики» преобразования графиков тригонометрических функций студенты осуществляют с помощью программы Advancedgrapher и на экране монитора прослеживают всю динамику последовательных действий. Затем составляют алгоритм преобразования и делают выводы. Такой урок, на мой взгляд, очень эффективен, т.к. студенты получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности.
Если студент пропустил занятия или не может сдать зачеты во время сессии,то применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных студентов. Эта работа хороша тем, что студент самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, студентам дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.
Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач студент может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране.
Работая с обучающейся программой, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как студент не комплексуется из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
-13335456565В воспитательной работе неоценима помощь образовательных информационных ресурсов сети Интернет. Каждый классный час, родительское собрание, любые мероприятия в группе не проходят без компьютерного сопровождения. Для родителей очень наглядны успехи студентов в электронном журнале группы.
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание студентов на значимых моментах излагаемой информации. При изучении нового материала ребятам можно предложить исследовательскую работу. Например, при прохождении темы “график тригонометрической функции” учащиеся выдвигают гипотезы о виде графика, а затем проводят вычислительный эксперимент, результаты которого подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного.
Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше [1].
На сегодняшний день могу поделиться опытом работы по использованию ИКТ на различных этапах урока математики. В качестве примера взяла тему «Введение в стереометрию», знакомство с которой мы проводимна 1 курсе.
Какие же интернет-ресурсы я использую в своей работе?
К примеру, при изучении главы «Стереометрия», целесообразно будет использовать различные фрагменты мультимедийных уроков, иллюстраций, изображений трёхмерных моделей для развития познавательных способностей обучающихся и поддержания интереса к предмету.
Можно так же сопровождать просмотром видеороликов, в которых голосом другого учителя будет введено то или иное понятие, что призывает студентов быть более внимательными, иначе придётся просматривать весь сюжет ещё раз и терять драгоценное время урока.
При обучении построению стереометрических фигур можно рассматривать различные 3D-объекты, выбирая наилучшие ракурсы для построения.
Введение в стереометрию с помощью презентации позволяет использовать её так же на различных этапах урока. Так, например, после небольшой исторической справки и напоминания о том, как переводится слово «планиметрия», создать проблемную ситуацию с переводом слова «стерео». Можно для решения этой проблемы предложить ребятам разгадать математический кроссворд. При разгадывании и заполнении кроссворда нацелить студентов на участие в конкурсе составления кроссвордов во время проведения предметной недели.
Примеры изображений многогранников и других объёмных тел можно сопровождать различными иллюстрациями и комментариями.
Удобно с помощью слайдов презентации готовить обучающихся к зачётам по вопросам теории. Любой статический чертёж из учебника можно «оживить». Студенты лучше запоминают такую информацию, более точно воспроизводят чертежи.
Очень удобно с помощью презентаций давать решения задач и доказательства теорем. Всегда можно быстро вернуться на тот или иной момент решения задачи, чего невозможно сделать быстро при работе с мелом и тряпкой на доске.
Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках стереометрии, на уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций, а также на уроках изучения материала, выходящего за рамки учебника (например, при изучении тем «Решение уравнений и неравенств с параметрами», «Решение уравнений и неравенств с модулем» , «Решение уравнений высших степеней»).
Использование интерактивной доски позволяет также повысить эффективность уроков при изучении геометрии.
Рассмотрим, за счет чего происходит это повышение эффективности урока на примере нескольких тем.
При изучении темы «Функция, свойства функции, графики» также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:
1.Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
2.Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
3.Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
4.Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
6. Результативность опыта
Управление обучением с помощью компьютера привело к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках познавательной деятельности.Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к овладению студентами навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции студентов.
Применяя информационные технологии на уроках математики мне удается:
повысить информативность урока, эффективность обучения, придать уроку динамизм и выразительность;
повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников т.д.);
использовать компьютер для освобождения студентов от рутинных вычислений;
снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;
повысить интерес к предмету, уверенность в том, что студент может усвоить предмет;
итогом применения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации студентов.
Проявляется стойкий интерес к изучению предмета математики. Повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ)
Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний студентов по предмету. Ежегодно успеваемость студентов составляет 100%, качество знаний – от 34% до 41%.
Интерес к урокам математик вырос. Студенты с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуально, так и группой.
Перспективность опыта:
Информационная технология направлена на самостоятельный поиск студентов новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Путь к совершенствованию системы образования лежит через совершенствование преподавателей. ИКТ мобилизуют педагогическое творчество и открывают возможности для педагогических инноваций. Сетевые содружества учителей стимулируют обмен опытом, повышают самооценку педагогов и разрушают национальные барьеры образования.
Вывод: Таким образом, информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности при внедрении информационно коммуникационных технологий являются:
- стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся математике;
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации.
Литература.
1.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с2. В.В. Клюсова «Концепция проектирования методики обучения математике в условиях инновационной педагогической системы».
3.«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С. Полат.
4.«Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии» ХК ИППК ПК.
5. «Межпредметные связи в процессе обучения» В.Н Максимова
6. «Педагогические технологии» Г.К. Селевко.
7. Естественно-научный образовательный портал. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
8. "MicrosoftPowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений", Д. Ю. Усенков // "Вопросы Интернет образования № 22.
"Создание презентации и техника эффективного выступления", Л.И. Ястребов//"Вопросы Интернет образования № 32.