Методическая разработка на темуМетодика проведения практических занятий с использованием современных методов и средств обучения и оценивания умений обучающихся по теме: «Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек»
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымский колледж общественного питания и торговли»
Методическая разработка
Тема: « Методика проведения практических занятий с использованием
современных методов и средств обучения и оценивания умений обучающихся по теме: «Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек»
Содержание
Вступление. 3
Значение практического преподавания. 6
Подготовительный этап, роль самостоятельной работы студентов. 12
Методика проведения занятия. 14
Заключение 31
Библиография 33
Вступление
В связи с бурным развитием науки и техники возрастают требования к профессиональной подготовке студентов колледжа, в получении высокой эффективности обучения в сравнительно сжатые сроки. В этих условиях к подготовке кадров повышаются требования, в связи с этим стоит вопрос об усовершенствовании учебно-воспитательного процесса, о творческих поисках путей и способов повышения качеств обучения и воспитания специалистов торговли.
С развитием торговли через самообслуживание, с повышением требования культуры торговли появились новые функции: продавец консультант, контролер, что требует умения быстроты ориентировки, культуры речи и, конечно знаний предметов- товароведения, организации и технологии торговых процессов, коммерческой деятельности, менеджмента, маркетинга, экономики.
Перед преподавателями колледжа поставлена очень важная задача- подготовить активных и инициативных специалистов, которые должны решать жизненно важную задачу- организовывать культурную торговлю. Будущие товароведы- коммерсанты обязаны обеспечить широкий ассортимент и отличное качество всех товаров на уровне мировых стандартов. Эту задачу наши студенты могут успешно решить ,если в процессе обучения в колледже они получат необходимые знания и навыки, разовьют свою активность и самостоятельность.
На занятиях товароведения преподаватель должен готовить студентов к определенной творческой деятельности. И каждого преподавателя волнует вопрос: как сделать обучение эффективным , как добиться того, чтобы минимальных затратах времени студенты получили большой объём знаний и не только накапливали их, но и научились рационально использовать при решении учебных и практических задач. Каковы же стоят задачи перед преподавателями данного курса в настоящее время? Перед преподавателями стоит ответственная задача- использование инновационных, современных методов обучения для более глубокого изучения курса.
Изучив данный вопрос, считаю, что нужен совершенно новый подход к чтению курса товароведения непродовольственных товаров. Каждому преподавателю приходиться серьезно думать над методами обучения, выбирая такие, которые в наибольшей мере стимулируют активную мыслительную работу студентов, требуют у них самостоятельных рассуждений, сравнений, обобщений и выводов. Современный подход к изучению курса товароведение непродовольственных товаров- это совершенствование новых методов обучения с применением традиционных методов. Необходимо обратить внимание на внеклассную работу, на межпредметные связи, на связь практического и теоретического обучения.
Торговая деятельность по своему характеру требует инициативных, умелых, активных работников и эту активность, инициативу и умения самостоятельно разбираться в вопросах мы должны воспитывать у своих студентов.
Основной формой обучения является практическое занятие, но каждое занятие должно быть творческим, его форма и методы должны быть наиболее эффективными. Для полного сознательного усвоения материала по товароведению необходимо сочетание традиционных методов обучения с применением инновационных технологий и технических средств, что положительно повысит уровень учебной работы.
Практическое занятие – коллективная форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путём обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящие под руководством преподавателя. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысления теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Методическая разработка по проведению практических занятий с использованием современных методов обучения помогут молодым преподавателям в проведении практических занятий по специализации культтоваров - игрушки.
Тема для методической разработки выбрана не случайно.
Игрушки –это особый вид товара, который предназначен для воспитания детей. От того, какие игры и игрушки окружают ребёнка, во многом зависит интеллектуальное и личностное развитие. В настоящее время рынок игрушек очень насыщен, к сожалению, доля отечественного производителя составляет всего 5%, а остальное –это 95% игрушка из Китая. Поэтому будущим торговым работникам необходимо знать: классификацию, ассортимент, требования к безопасности качеству игрушек, а также факторы, формирующие и сохраняющие качество игрушек.
1. Значение практического занятия.
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.
Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.
Так, на практических занятиях по теоретическим основам товароведения у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по товароведению непродовольственных товаров овладевают навыками распознавания ассортимента товаров в соответствии классификации и определение качества товаров в соответствии стандарта.
Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных групп товаров. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. При разработке их содержания следует учитывать уровень сложности специалиста среднего звена.
При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала.
Таким образом, содержание практических работ составляют:
- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;
- анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических, товароведных и других заданий, принятие управленческих решений;
- решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений;
- изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем;
- ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации;
- работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;
- конструирование по заданной схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;
- диагностика качества различных веществ, изделий.
Методика обучения студентов решению практических задач требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого выяснения условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача; составления плана решения.
Схема решения задачи может быть следующей.
Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка).
Что известно и в какой степени известное может помочь решению поставленной задачи.
Гипотезы решения.
Методы решения.
Способы предупреждения ошибок.
Выводы и предложения.
Если содержание практических занятий является принципиально различным, то методика их проведения в значительной мере близка.
Структура проведения в основном сводится к следующему:
- сообщение темы и цели работы;
- актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
- разработка алгоритма проведения практической деятельности;
- инструктаж по технике безопасности (по необходимости);
- ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
- непосредственное проведение практических работ;
- обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков и т. д.);
- подведение итогов занятия.
Эффективность практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических работ.
Опытные преподаватели используют инструктивные карты для самостоятельного проведения студентами таких работ. Карты позволяют не описывать подробно весь ход выполняемой работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации знаний по теме, практическим действиям, теоретическому обоснованию выполняемых заданий. При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.
В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:
1) тема;
2) цель работы;
3) оборудование;
4) вопросы для повторения;
5) ход работы.
Педагогическая ценность подобных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое- то занятие, он может выполнить ее индивидуально во внеурочное время.
Важную роль на практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль. Потребность в руководстве преподавателя многие студенты испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них нужны помощь, корректировка действий, проверка промежуточных результатов. Опытные преподаватели не спешат подсказать студенту готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдают за действием студента, одобряют, или, наоборот, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомогательные вопросы.
Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучаемых при выполнении практических работ.
На формирование профессиональных умений должны быть направлены и практические задания, которые выполняются как на практических занятиях , так и в качестве самостоятельных внеаудиторных работ. Практические задания, как составная часть проверки знаний студентов, используется и на теоретических занятиях – от 5 до 30 минут.
Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения - неотъемлемое качество руководителя.. Поэтому среди методов используемых преподавателями большое достойное место должно быть отведено анализу производственных ситуаций, решению ситуационных производственных задач.
Как правило, задачи эти сложные , комплексные. Необходимо поэтому научит студентов решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их.
Среди сложных задач можно выделить:
- сквозные задачи, проходящие через весь курс.
- комплексные-охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики)
- целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Среди активных методов обучению профессиональным умениям широко используются деловые игры . Деловые игры позволяют студентам продемонстрировать не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, коммуникативность, инициативность, т.е. черты необходимые организаторам производства. При организации деловой игры следует соблюдать определенные правила, условия для достижения эффективности. Существуют методические разработки по подготовке и проведению деловых игр.
Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров – еще один метод, позволяющий формировать умения доведенные до автоматизма. Тренажер, совмещенный с ПЭВМ - очень современный способ обучения, позволяющий менять режимы, работы программы. Этот метод незаменим в процессе подготовки специалиста.
Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения производственной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.
Практическое обучение - очень важная часть подготовки специалиста среднего специального ученого заведения.
Цели практического обучения:
приобретение и закрепление теоретических знаний, овладение умениями и навыками по изучению ассортимента товаров, потребительских свойств, оценка качества по органолептическим и инструментальным показателям с элементами экспертизы;
работа с нормативными документами: сертификатами, актами приёмки по количеству и качеству;
овладение правилами оформления практической работы в форме отчета, выводов и предложений.
Цели инновационного обучения:
развивать способности к самостоятельной деятельности, к профессиональному решению торгово- коммерческих ситуацией, расширению кругозора и творческих способностей студентов;
в заданиях для практических занятий и в инструкционно-технологических картах указываются цели и задачи, этапы выполнения, средства обучения, методы и формы проведения, способы оформления работы.
Основные методы практического обучения это: самостоятельная работа, проблемно- поисковый, исследовательский, ситуационный.
Применяемые мною формы проведения практических занятий:
конкурсы;
ролевые игры;
организация работы в группах;
экскурсии;
анализ ассортимента в магазинах и исследование рынка конкретних групп товаров;
проблемные ситуации.
2. Подготовительный этап, роль самостоятельной работы студентов.
Переход к рынку существенно изменил систему подготовки кадров, требования к предоставленным качествам специалиста. Формирование специалиста осуществляется средствами обучения, воспитания и формами организации учебно-воспитательного процесса, который предоставляет собой целостную систему, в которой взаимосвязано всё:
цель;
уровень раскрытия учебного материала;
его самостоятельное изучение.
Поскольку содержание образования реализуется и в процессе обучения, и путем самообразования, важно правильно определить содержание обучения, т.е. состав, содержание и объём учебной информации, предъявляемой студентам для изучения и усвоения комплекс задач, заданий и упражнений, которые они должны выполнить, чтобы овладеть необходимыми умениями и навыками. Современные экономические условия требуют подготовки специалистов высокой квалификации, способных самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения.
В учебных планах количество часов, выделяемых на дисциплину велико, кроме того, часть их отведена для самостоятельного изучения. Это заставляет педагога искать способы интенсификации учебного процесса, вырабатывая творческий поход к овладению знаниями, вносить в процесс обучения элементы самостоятельной поисковой деятельности. Проводя самостоятельные исследования, обсуждая их результаты, студенты становятся мыслящими специалистами, способными принимать правильные решения.
Самостоятельная работа- это форма организации индивидуального изучения студентами учебного материала во внеурочное время.
Целью самостоятельной работы студентов является: содействие формирования самостоятельности как черты личности и важного профессионального качества, суть которого состоит в умении систематизировать, планировать, контролировать и регулировать свою деятельность без помощи и контроля со стороны преподавателя.
Самостоятельная работа студентов - планируемая познавательная организационно и методически направленная их деятельность. Самостоятельная работа не только помогает студенту успешно овладеть программным материалом приобретаемые навыки и умения профессиональной деятельности, она вырабатывает потребность к постоянной работе над собой , к расширению кругозора, постоянному самообразованию и самовоспитанию.
Готовясь к открытому занятию по данной теме , студентам была выдана самостоятельная работа по теме: « Игрушки», проведена консультация.
3.Методика проведения занятия по теме «Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек.
Методическое обеспечение
Учебного занятия
Дисциплина: Товароведение непродовольственных товаров
Специальность: «Товароведение и коммерческая деятельность»
Тема: Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек.
Курс: I
Семестр: III
Группа: ТКПу -2
Преподаватель Серая О.П.
Методическая цель:
Совершенствование методики проведения
практических занятий с использованием
современных методов оценки
(Рейтинговой оценки) умений студентов
Рассмотрены и одобрены
на заседании предметно
методической комиссии
экономики и предприятия
Председатель методической комиссии ________ М.В.Горячих
План учебного занятия
Вид занятия: практическое занятие.
Тема: Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек.
Цель согласно ОКХ: изучение классификации и ассортимента игрушек, их показателей качества.
Учебная цель:
1.Систематизуваты теоретические знания по пройденной теме;
1.1. Идентификация ассортимента игрушек с характерными признаками;
1.2. Предоставление товароведческой характеристики образцов;
Воспитательная цель:
1. Способствовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело;
2. Мотивировать интерес к выбранной профессии;
3. Формировать навыки коллективной деятельности.
Развивающая цель:
1.Формировать аналитические компетенции, профессиональный язык;
2. Развивать сенсорные способности;
Аспекты
Дидактический: совершенствование форм использования дидактического материала с целью глубокого познания дисциплины, формирования способов познавательной деятельности использование полученных знаний.
Методический : совершенствование рейтинговой оценки знаний студентов при использовании многоуровневой системы.
Психологический: создание мотивации психологического комфорта; психологическая подготовка студентов к приобретению профессиональных навыков.
Организационный: внешний вид, правильно организованное рабочее место студента.
Воспитательный: развитие профессиональных навыков студентов в процессе распознавания ассортимента игрушек; развивать творческий потенциал; формулировать познавательную самостоятельность, аккуратность, добросовестность.
МТЗ: методические указания по выполнению практического занятия; образцы игрушек, стандарты, видео презентации.
Вид занятия: практическое.
Межпредметные связи:
1.Теоретични основы товароведения. Тема «Химические и физические свойства".
2. Организация и технология торговых процессов. Тема «Правила продажи непродовольственных товаров»
3.Коммрческая деятельность на рынке товаров и услуг. «Формирование ассортимента в магазине»
4.Основы стандартизации, метрологии и управления качеством. Тема «Виды стандартов»
Основная литература:
1. Васильева Г.А. Коммерческое товароведение и экспертиза.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.- 195с.
2. Байбеков Ш.С. и др. Товароведение культтоваров: Учебник для товароведн.отд. / Байбеков Ш.С., Голодницкий А.Б.-М.: Эконом, 1993.-360с.
3. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е. Коммерческое товароведение: Учебник. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009.-218с.
4. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие для сред. проф. обр. / Под ред. А.Н.Неверова, Т. Н.Чалых.-М.Издат 2009г.
5. Поликарпопов И.С., Лукашов В.С. Товарознавство.Непродовольчи товары: изделия госпадарського и культурно-бытового назначения: Учебно-наглядное пособие.-Львов: «Магнолия 2006», 2011.-296с.
6. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снытко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для средних Специальных учебных заведений.-М.: Издательско-торговая корпарации «Дашков и К», 2006. 540с.
Алгоритм занятия.
1.Оргмомент - 1 минута.
2. Ознакомление с темой, целью и планом занятия - 2 минуты.
3.Мотивация учебной деятельности - 5 минут
4. Актуализация опорных знаний - 10 минут
5.Основные часть занятия - 50 минут
5.1Задание №1 Дать товароведческую характеристику образцов игрушек.
5.2 Задание№2 Сделать вывод о качестве игрушек в соотношением с требованиями стандарта.
5.3Задание№3 Подобрать игрушки в соотношением с возрастом.
6.Резюмирование деятельности студентов -10 минут
Мониторинг знаний и умений в ответственности рейтинговой таблицы.
Анализ учебной деятельности студентов.
Рефлексия.
Преподаватель О.П. Серая
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Вид занятия: практическая работа
ТЕМА: Распознавание ассортимента показателей качества игрушек.
ЦЕЛЬ: согласно ОКХ изучит классификацию и ассортимент игрушек, их показателей качества.
МТЗ: образцы игрушек, стандарты, методические указания.
Литература:
1.Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие для сред. проф. обр. / Под ред. А.Н.Неверова, Т. Н.Чалых.-М.Издат 2009г.
2.Байбеков Ш.С. и др. Товароведение культтоваров: Учебник для товароведн.отд. / Байбеков Ш.С., Голодницкий А.Б.-М.: Эконом, 1993.-360с.
3.Поликарпопов И.С., Лукашов В.С. Товарознавство.Непродовольчи товары: изделия госпадарського и культурно-бытового назначения: Учебно-наглядное пособие.-Львов: «Магнолия 2006», 2011.-296с.
Структура занятия
1.Оргмомент-1 минута
2. Ознакомление с темой, целью и планом занятия - 2 минуты
3.Мотивация учебной деятельности-5 минут.
4.Актуализация опорные знания. (Входной контроль) .Тесты разно уровневые по вариантам. (Приложения№1,2,3) -10 минут.
5.Вступительный инструктаж- 2 минут.
6.Текущий инструктаж-50 минут
6.1Задание №1 Дать товароведческую характеристику образцов игрушек.
6.2 Задание№2 Сделать вывод о качестве игрушек в соотношением с требованиями стандарта.
6.3Завдання№3 Подобрать игрушки в соотношением с возрастом.
7. Заключительный инструктаж.
7.1 Резюмирование деятельности студентов-10 минут.
7.2 Мониторинг знаний и умений в соответствии с рейтинговой таблице.
7.3 Анализ учебной деятельности студентов.
7.4 Рефлексия.
Преподаватель: О.П. Серая
Методические указания
для выполнения практической работы
Дисциплина: Товароведение непродовольственных товаров
Тема: Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек
Содержание типовой задачи деятельности: распознавание и формирование ассортимента товаров;
-вид типичной задачи: профессиональная;
- класс задачи деятельности: диагностическая.
Содержание умений, которыми овладевает студент по результатам выполненной работы: распознавать ассортимент игрушек, и показателей качества, научиться давать товароведческую характеристику ассортимента игрушек, научиться давать заключение о качестве игрушек в соответствии со стандартами.
-вид умений: предметно практический
- уровень сформированности умений: умение выполнять действие профессионально.
Организация и оснащение рабочего места: рабочее место студента соответствует требованиям БЖД
Оснащение: методической указания, образцы игрушек, стандарты, видеоматериал.
Межпредметные связи: Теоретические основы товароведения;Основы стандартизации, метрологии и управления качеством. Организация и технология торговых процессов; Коммерческая деятельность.
Порядок оценки результатов учебной деятельности:
1.Студент в полном объеме подготовленный теоретически, свободно владеет материалом по данной теме - 30 баллов.
2.Задание №1. (И -уровень - 20 баллов).
Товароведческая характеристика дана в полном объеме.
3.Задание №2. (II-уровень- 25 баллов). Правильно сделанный вывод о качестве игрушек в соотношении со стандартом.
4.Задание №3 (III-уровень-25 баллов). Правильно выбранная игрушка в соответствии с возрастом.
Содержание и последовательность выполнения работы
Задача 1: (1 Уровень - 20 баллов).
1.1 Выбрать из представленных игрушек образцы, которые соответствуют возрасту:
1 команда-до 2-х лет;
2 команда- 3-4 лет;
3 команда- 5-6 лет.
1.2 Дать характеристику образцам по педагогическому назначению, и возрастным особенностям.
1.3 Результаты оформит в тетради по форме (4-5 образцов)
№
п/п
Наименование игрушки
Возрастное назначения
Материал изготовления
Педагогическое
назначения
Возрастное
особенно-
сти игрушек
Задача 2. (II Уровень - 25 баллов). Сделать вывод о качестве игрушек в соотношении с требованиями стандарта:
1) При приеме по качеству партии кукол из ПВХ пластизоля в 5 кукол на лицевой поверхности детали размером 200 мм., Обнаружены вкрапления инородных предметов размером более 1,8 мм., в количестве 2х штук.
2) На поверхности лица 3х кукол из пластичной массы обнаружено дефектных раковина и вкрапления инородных предметов. Можно допускать в продажу такие изделия?
3). При приеме по качеству партии конструкторов из алюминия на лицевой поверхности детали размером 200 мм., Обнаружены дефекты:
-складки и трещины длиной 0,5 мм., в количестве 2 шт.
-сдвиг рисунка относительно контура штамповки 1,2 мм.
Можно допускать в продаже такие изделия?
Задача 3. (III Уровень 25 баллов)
Вам необходимо просмотрев слайды выбрать игрушку, которая не соответствует
требованиям безопасности. Сделать вывод.
- Для младенца 5 месяцев;
- Для мальчика 2-х лет;
- Для девушки 6 лет.
Преподаватель А.П Серая
Вариант№1
I-II уровень
1. (3б) Укажите, какой диаметр мелкой детали должен быть для игрушек дошкольного возраста?
1) не менее 2 см
2) не менее 3 см
3) от 4 до 5 см
4) не менее 1 см
2. (3б) Высокие требования предъявляют к
1) к конструкции игрушек;
2) к фурнитуре игрушек;
3) к оформлению упаковки;
4) к материалу изготовления игрушек;
3. (4б) К игрушкам, способствующим развитию начальных движений относят:
1) куклы, пазлы, велосипеды;
2) кольца, погремушки.кубики;
3) мишки, зайцы, конструкторы;
4) погремушки, пазлы, скакалки;
III уровень
4. (10б) Вставьте нужные слова в предложения.
Игрушки классифицируют по ________________________:
1. для детей _______________ возраста:
1.1 ____________- количество игрушек небольшая, форма простая, способствует развитию чувств;
1.2 от _______ до ________ - это игрушки подвижных игр: мячи,
___________, _________.
1.3 от ______ до _______- трудовые игрушки, сюжетно-образные игрушки.
4 уровень
5. (10б) Напишите сочинение-миниатюру, используя структуру текста:
1) характеристика игрушек дошкольного возраста (5-6 лет);
2) признаки классификации игрушек;
3) назначение сюжетно-образных игрушек;
4) преимущество игрушки из пластмасс;
5) требования, предъявляемые к упаковке игрушек.
Вариант № 2
I-II уровень
1. (3б) Какое напряжение должно быть в электромеханических игрушках?
1) не более 10 В
2) не более12В
3) не более 20В
4) не более 15В
2. (3б) Высокие требования предъявляют:
1) в качестве игрушек;
2) к материалу изготовления игрушек;
3) в конструкции игрушек;
4) к оформлению упаковки.
3. (4б) К игрушкам, способствующих художественном и музыкальном
развития детей относят:
1) мяча, краски, кисти;
2) гитара, балалайка, пианино;
3) барабан, конструктор. детский компьютер;
4) кукла, гармошка, конструктор.
III уровень
4. (10б) Вставьте нужные слова в предложения.
Игрушки классифицируют по материалу ___________:
1.1 игрушки с _____________, они хорошо моются; используют различные веды _______________.
1.2 ____________ игрушки-для настольных игр и пазлов;
1.3 ________________ игрушки изготавливают токарные и столярные.
4 уровень
5. (10Б) Напишите сочинение-миниатюру, используя структуру текста:
1) характеристика игрушек для детей до 1 года;
2) материалы изготовлению игрушек;
3) назначение дидактической игрушки;
4) преимущество деревянной игрушки;
5) требования, предъявляемые к массе игрушки и их деталей.
Вариант № 3
I-II уровень
1. (3б) Какой шрифт должен быть в настольно-печатных игрушках?
1) четким, ярким;
2) четким, высота букв не менее 2,75 мм;
3) ярким, высота букв не менее 3 мм;
4) высота букв не менее 2 мм.
2. (3б) Высокие требования предъявляют:
1) к оформлению упаковки игрушек;
2) в конструкции игрушек;
3) в качестве игрушек;
4) к материалу изготовления.
3. (4б) К дидактическим игрушкам относятся:
1) конструкторы, телефоны, куклы;
2) предметов, палочки для счета, интерактивные плакаты;
3) волчок, неваляшка, кубики;
4) робот, барабан, гитары.
III уровень
4. (10б) Вставьте нужные слова в предложения.
Игрушки классифицируют по _______________:
1.1 игрушки, способствующие развитию _______________________;
1.2 игрушки, способствующие развитию ______________: развивают силу, меткость;
1.3 игрушки, способствующие художественном и ____________________
__________________.
4 уровень
5. (10Б) Напишите сочинение-миниатюру, используя структуру текста:
1) характеристика игрушек для возраста от 1 до 2 лет;
2) признаки классификации игрушек;
3) назначение технической игрушки;
4) преимущество резиновой игрушки;
5) требования, предъявляемые к безопасности игрушек
Ответ на тесты
Вариант № 1
1) 2
2) 1,2,3,4
3) 2
4) Игрушки классифицируют по возрасту детей:
1. Для детей ясельного возраста:
1.1 до 1 года-количество игрушек небольшая, форма простая, способствует развитию чувств;
1.2 от 1 до 2 лет это игрушки подвижных игр: мячи,
_каталки, волчок, кубики.
1.3 от 2 до 3лет трудовые игрушки, сюжетно-образные игрушки.
5) 5.1 Игры наиболее организованные и длительные, носят учебный характер.
5.2 Игрушки классифицируют по материалу изготовления, по возрасту ребенка, по педагогическому назначению.
5.3Сюжетно-образные игрушки знакомят детей внешним миром, людьми, животными.
5.4Игрушки из пластмасс хорошо моются, расширяются игровые возможности (можно накладывать мокрый песок, наливать воду, пускать по воде).
5.5Упаковка должна быть как хорошей, так и содержательной, обеспечивать сохранность при транспортировке и хранении.
Вариант № 2
1) 2
2) 1.2,3,4
3) 2
4) Игрушки классифицируют по материалу_изготовления:
1.1 игрушки из_пластмассы, они хорошо моются; используют различные види_пластмасс.
1.2 Картонные игрушки-для настольных игр и пазлов;
1.3 Деревянные-игрушки изготавливают токарные и столярные
5) 5.1 Количество игрушек небольшая, форма их простая, способствуют развитию чувств.
5.2 Игрушки изготавливают из пластмасс, картона, резины, дерева, текстильных материалов и др
5.3 Дидактические игрушки способствуют грамоте и счету, развивают мышление.
5.4 Деревянная игрушка считается наиболее экологически чистая.
5.5Для детей до 7 лет-400г, от 7-10 лет-800г, до3лет не более 100г
Вариант № 3
1) 2
2) 1,2,3,4
3) 2
4) По педагогическом назначению: начальных движений и восприятий; физическом развитии детей, музыкальном развитии детей.
5)
5.1 Игрушки от1до2 лет это игрушки подвижных игр (мячи, волчок, каталки).
5.2 Игрушки по материалу изготовления, по возрасту детей, из педагогического назначению.
5.3Технические игрушка развивает стремление к конструированию, способствует умственному развитию.
5.4Резиновие игрушки легкие, мягкие, гигиенические, прочные.
5.5 Игрушка не должна иметь режущих частей, диаметр мелкой детали 3см
Вид занятия – практическое занятие.
Методическая цель: совершенствование методики проведения практических занятий с использованием современных методов оценивания ( рейтинговой оценки) умений студентов.
Практическое занятие необходимо проводить после лекционного и самостоятельного занятия по теме « Игрушки».
Организационная часть-это непроизводительная часть занятия, поэтому она сводится к минимуму. Психологический настрой студентов играет важную роль в проведении занятий. Следует провести отметки в журнале: указывается дата, отмечаются отсутствующие студенты, акцентируется внимание на аккуратность студентов, подготовку к началу занятий ,а именно:
- чистая доска, принадлежности к доске;
- подготовка образцов, дидактического материала;
- подготовка технических средств обеспечения (телевизора и DVD)/
Преподавателю следует помнить, что хорошее начало занятия во многом определяет его дальнейший ход. Личным примером нужно показать цену времени, занятие начать точно, рационально использовать каждую минуту учебного времени,- следовательно, способствовать воспитанию у студентов уважительного отношения к труду.
Следующий элемент занятия- сообщение темы, целей, а также плана занятия. Одновременно следует предупредить, что при обсуждении вопросов не разрешается пользоваться учебниками, но использовать при ответах образцы игрушек, а также стандарты. Студенты должны внимательно слушать ответы и высказывать своё мнение или дополнять их.
Мотивация практического занятия -это один из наиболее важных элементов, способствующих быстрому восприятию, осознанию значения темы практического занятия в формировании профессиональных компетенций.
Одним из главных элементов практического занятия- это актуализация знаний, в рейтинговой оценки составляющая 30 баллов. Мною было составлено 3 варианта разно уровневых заданий: 1,2 уровень-это вопросы в виде тестов; 3 уровень- вставить нужные слова в предложения; 4 уровень- написать сочинение- миниатюру пять предложений , используя структуру текста( в виде пяти подсказок).
Основная часть- это выполнение практических заданий. В данной практической работе были даны три разно уровневых заданий
При выполнении первого задания я использовала одну из форм практического обучения- это организация работы в группах. Учебная группа была разбита на команды , им было дано задание выбрать из предложенных образцов игрушки для определённого возраста, после надо было дать характеристику этим же игрушкам по педагогическому назначению и соответствие их возрастным особенностям. Ответы были представлены в виде устного опроса, который комментировался и другими командами. Результаты были оформлены в практической тетради, в форме таблицы.
Во втором задании применялась другая форма обучения- это решение ситуационных задач в соответствии стандартов. Результаты были представлены в виде одного из приёмов устного опроса -это опрос по цепочке. Он применяется в случае, когда предполагается развёрнутый, логический связный ответ.
На мой взгляд, самое интересное задание было под №3. Здесь я использовала технические средства кабинета, были показаны слайды игрушек и студентам необходимо было выбрать образцы, которые не соответствовали требованиям безопасности и определенному возрасту ребёнка.
Было видно большой интерес к данному заданию.
В заключении, следует обязательно подвести итог занятия:
во-первых, подвести результаты рейтинговой оценки актуализации знаний, преподаватель должен обязательно проверить разно уровневые тесты и выставить за это баллы в рейтинговую таблицу. Обязательно это озвучить.
отметить командную работу при выполнении первого задания.
отметить как подготовилась группа в целом, какие вопросы раскрыты особенно широко, с активным участием студентов, как справились студенты с конкретными практическими заданиями.
затем следует прокомментировать ответы каждого отвечающего и сообщить ему предварительную оценку.
Окончательные результаты будут выставлены после проверки отчетов по практическому занятию. После подведения итогов практического занятия даётся домашнее задани
Заключение
Рекомендуемая методика занятия по «Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек» можно применять и для других групп товаров.
Проведенное практическое занятие позволило изучить тему не разрозненно, по отдельным вопросам, а в целом, взаимосвязано и достаточно глубоко.
На практическом занятии широко применяется различные формы и методы практического обучения.
Широкое применение технических средств значительно повышает эффективность изучения дисциплины.
Использование рейтинговой оценки помогает более точно раскрыть способности студентов, а также готовность их к занятию.
Из сказанного видно, что необходим творческий подход к проведению практических занятий , применять инновационные технологи.
Главные достоинства такого практического занятия- творческий поход к разрешению учебно-воспитательных задач, экономное и рациональное расходование времени на занятии, тесная взаимосвязь всех элементов в единой структуре, умение студентов самостоятельно добывать знания, осознавать их применение для решения практических задач. На первый план здесь ставиться умения применять знания для решения выдвигаемых задач.
Говоря о положительных результатах, не следует также забывать о трудностях в обучении. Применяя вышеуказанные формы и методы в своей педагогической деятельности я столкнулась с такими проблемами, как:
*различный уровень владения сквозными и ключевыми компетенциями у студентов группы;
*неодинаковый творческий подход к решению проблемных задач;
*отсутствие первичных навыков работы с текстом и способности грамотно формулировать свои мысли (особенно на первых занятиях);
*отсутствие элементарной культуры общения в социуме;
*разное представление о конечных целях получения профессионального образования.
Все эти трудности вполне преодолимы в ходе непрерывного процесса обучения и правильной постановки учебных, развивающих и воспитательных целей.
Уверена, данная технология позволяет развивать:
навыки свободного пользования накопленными теоретическими
знаниями, а также профессиональным практическим опытом;
навыки понимания профессиональных проблем и поиска подходов к
их решению;
умение самостоятельно или в команде пользоваться имеющимися знаниями для решения проблемных ситуаций.
Систематический контроль выполненных заданий в рабочей тетради позволяет осуществлять анализ текущей успеваемости студентов группы.
Библиография
1. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований(дидактический аспект).-М.:Педагогика,1982.-192с.
2. Байбеков Ш.С. и др. Товароведение культтоваров:Учебник для товароведн.отд./ Байбеков Ш.С., Голодницкий А.Б.-М.:Эконом, 1993.-360с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем Воронеж:Воронежский університет.1977.-240с.
4. Булах І.Є. Поняття якості в освіті// Система моніторингу та оцінювання якості освіти/ Під ред. І.Булах.-К., 2001.-с.8-12.
5. Гужва А. Метододогія критеріїв оцінювання//Освіта України.-2000.-№44-45.-С.11.
6. Васильева Г.А. Коммерческое товароведение и экспертиза.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 195с.
7. Корсак К. До пошуків нової парадигми освіти//Директор школи.-2000.- №29-32.-С.1-2,7.
8. Локшина О. Оцінювання успішності учнів у зарубіжній школі// Рідна школа.-2000.-№11.-с.6-10.
9. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е. Коммерческое товароведение: Учебник. – М. :Издательский дом «Дашков и К»,2010.-218с.
10. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие для сред. проф. обр. / Под ред. А.Н.Неверова, Т. Н.Чалых.-М.Издат 2009г.
11. Полікарпопов І.С., Лукашов В.С. Товарознавство.Непродовольчі товари:вироби госпадарського та культурно-побутового призначення: Навчально-наочний посібник.-Львів: «Магнолія 2006»,2011.-296с.
12. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для средних специальных учебных заведений.-М.:Издательско-торговая корпарация «Дашков и К», 2006.- 540с.
13. Якіменська І. Особистісно-орієнтована система навчання//Завуч.-1999.-№7.-С.2.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215