Формирование читательской грамотности младших школьников


Задания, направленные на формирование читательской грамотности младших школьников, к научно-популярному тексту
Работа представляет собой научно-популярные тексты, взятые из книги «Большая энциклопедия открытий и изобретений», с группой составленных к ним заданий. Задания направлены на формирование метапредметности: «Чтение: работа с информацией»:
работа с информацией, представленной в тексте в явном и неявном виде;
преобразование информации из текста в таблицы;
поиск информации в дополнительных источниках;
связывание предложенной информации с изученной ранее;
Данные работы можно выполнять как на отдельных уроках литературного чтения и окружающего мира, так и включать отдельные задания в разные этапы урока. Так как данные задания построены подобно заданиям из итоговых контрольных работ, то их можно использовать и как дополнительный материал при подготовке к ним.
Список используемой литературы:
Артёмова О.В. «Большая энциклопедия открытий и изобретений»/науч.-поп. издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.-224с.
Приложение
Текст1.Прочитай текст и выполни задания к нему
Первые телебашни специально не строили для установки телевизионных антенн. Это были просто очень высокие сооружения, на которые после изобретения телевидения водрузили антенны.
Во Франции телевизионной стала Эйфелева башня, а в России-Шуховская башня, построенная в 1922 году по проекту инженера Владимира Шухова. Она находится в Москве, на Шаболовке.
Первая в мире бетонная телебашня была построена-специально для телевидения- в немецком городе Штутгарте в 1953 году. Её высота-200 метров.
В 1960 году в Москве начали строить Останкинскую телебашню, которая долгое время оставалась самой высокой в мире. Теперь самая высокая телебашня находится в Торонто. Её высота 553 метра.
(«Большая энциклопедия открытий и изобретений»)
1.Что стола причиной создания телебашен?___________________________
2. В каком году была построена Останкинская башня, если на её строительство ушло 7 лет?
3. Какие башни со временем стали телевизионными?
__________________________________________________________________
4.Заполни таблицу, используя текст и дополнительные источники информации:
Страна Город Название телебашни Год завершения строительства Высота
Эйфелева башня Россия 1922 Останкинская башня Штутгарт Торонто 553 метра
5. Почему Шуховская башня получила такое название?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Восстанови последовательность событий в тексте, указав порядок пунктов плана:
__Самая высокая телебашня в мире;
__Первые телебашни;
__Башня в Штутгарте;
__Башни, которые стали телебашнями.
Текст 2.Прочитай текст и выполни задания к нему
Первый в мире цирк построили в Древнем Риме. Он считался одной из главных достопримечательностей. Его недаром называли Большим: одновременно в нём могли поместиться более 150 тысяч зрителей.
Здание Большого цирка перестраивали в течение нескольких веков. Сначала римский цирк был деревянным. Постепенно деревянные постройки заменяли мраморными, украшали статуями, бронзой и позолотой.
Лучшие места отводили знатным римлянам и императору. Зрелища в римском цирке были жестокими и кровавыми. Например, это были бои рабов-гладиаторов, которые убивали друг друга на сцене.
В Европе первым цирковым актёром считают отставного английского кавалериста Филиппа Астлея. В 1768 году он оградил канатом площадку под открытым небом и стал брать плату с желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде.
Купол над цирком появился позже. Первый купольный цирк построили в 1895 году во Франции.
(«Большая энциклопедия открытий и изобретений»)
Составь план текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Кто выступал в первом в мире цирке?____________________________
Где Филипп научился своему мастерству?
____________________________________________________________
Что такое КУПОЛ?___________________________________________
Поставь на ленте времени даты, указанные в тексте.

Текст 3.Прочитай текст и выполни задания к нему
Кино-это ожившая фотография. Слово «кинематограф» означает «показывающий движение». В 1895 году французские изобретатели, братья Люмьер, показали зрителям первый кинофильм «Прибытие поезда».
На экране появлялся дымящий, пышущий паром паровоз. Казалось, что он мчится прямо на публику, прямо в зал! Многое зрители вскакивали с мест, кричали от ужаса. Ведь они никогда раньше не видели кино.
Как же удаётся оживить фотографию? Для этого кинокамера делает 24 снимка в секунду, один за другим. Снимки получаются немножко разные. Вот паровоз ещё очень далеко, вот уже чуточку поближе, вот ещё ближе…
Посмотри на спицы в колесе велосипеда. Пока велосипед стоит, ты видишь каждую из них. Но только он поедет- все спицы словно сольются в сплошной круг. Они будут так быстро сменять одна другую, что ты уже не сможешь разглядеть каждую в отдельности. Примерно то же получается и в кино.
Если взять киноплёнку в руки, можно рассмотреть каждый снимок в отдельности. Но проектор показывает их один за другим очень быстро, тоже 24 снимка в секунду. И снимки сливаются в глазах, как велосипедные спицы. Ты уже видишь не каждый из них, а одну непрерывно движущуюся картину. Паровоз едет на тебя, он всё ближе, ближе и, наконец, заполняет весь экран!
(«Большая энциклопедия открытий и изобретений»)
С чем в тексте сравнивают кино? Подчеркни предложения.
Почему зрители кричали от ужаса, увидев первый кинофильм?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком веке создали первый кинофильм?________________________
Выпиши из текста одно понятие и его определение.____________ _______________________________________________________________
Текст 4.Прочитай текст и выполни задания к нему
Мозаику изобрели в глубокой древности. Известно, что шесть тысяч лет назад люди уже умели складывать картины из разноцветных камешков или кусочков керамики. Ученые нашли такие картины при раскопках древнего шумерского города Ур. Они были сделаны из вбитых в стены глиняных клиньев, сверху покрытых цветной глиной.
В древнем Египте мозаикой из полудрагоценных камней украшали мебель и другие предметы быта фараонов. Древние греки выкладывали в двориках своих домов узоры из морской гальки. Из кусочков камня выкладывали и простые орнаменты, и большие картины. Каменная мозаика дошла до наших дней в целости и сохранности, ведь камни, в отличие от красок, не тускнеют. В древнем Риме мозаикой украшали полы и стены дворцов. Когда стеклодувы из итальянского города Венеции изобрели непрозрачное цветное стекло-смальту, мозаику стали делать и из него. Такая мозаика была более яркой, и цветов в ней было больше, чем в мозаике из камней.
Со временем секреты мозаики были утрачены. Возродил искусство мозаики из стекла в 18 веке русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Мозаику из стекла и камня делают и современные художники.
(«Большая энциклопедия открытий и изобретений»)
Опираясь на текст, составь определение «мозаики»
__________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли материал, из которого выполняли мозаику_______________
_____________________________________________________________
Заполни таблицу
№ Как использовали мозаику?
1 Древний Египет
__________________________________________
2 Древняя Греция
__________________________________________
3 Древний Рим
__________________________________________
Какой вклад в развитие мозаики внесли итальянские стеклодувы?
_______________________________________________________________________________________________________________________
Составь план текста
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Текст 5.Прочитай текст и выполни задания к нему
Рождественская ёлка пришла к нам из Германии. Но ещё задолго до христианства люди считали, что вечнозелёные растения отгоняют злых духов, ведьм и болезни. Поэтому ветками этих растений украшали двери и окна.
В 14 веке большинство людей не умели читать, и для их просвещения разыгрывались сценки из Библии-мистерии. В канун Рождества, 24 декабря, давалось представление про изгнание первых людей- Адама и Евы- из Райского сада. Их изгнали за то, что они отведали запретный плод- яблоко. Так как зимой найти яблоню с яблоками невозможно, актёры использовали ель или сосну, на ветки которых привязывали яблоки. Немцам так понравилась эта идея, что через два столетия уже все жители украшали свой дом елями и соснами, которые они называли райскими деревьями. По традиции к веткам привязывали яблоки.
С годами на ёлку добавлялось всё больше сладостей, конфет и орехов. С 17 века стали появляться первые ёлочные игрушки: позолоченные шишки, орехи, бумажные цветы, поделки из ваты, металлической проволоки или тонкого металла. Первый стеклянный елочный шар выдули в Саксонии в 16 веке, но промышленное производство шаров началось только в середине 19 века.
На Руси обычай украшать дома ветками ели на европейский манер, как и праздновать Новый год именно 1 января, ввел император Пётр 1 в 1699 году. Однако ставить праздничную ёлку дома в России начали лишь в середине 19 столетия.
(«Большая энциклопедия открытий и изобретений»)
1.С чем сравнивали немцы ели и сосны?_____________________________
2. В каком веке ель вошла в дом для украшения Рождества?_____________
3.Продолжи: «мистерии»-это _____________________________________
______________________________________________________________
Перечисли первые ёлочные игрушки_____________________________
______________________________________________________________
Кто и когда ввел в нашу страну обычай украшать дома елью?________
_______________________________________________________________