Исследовательская работа История села Борискино-Игар

государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский Самарской


















Тема: «История села Борискино-Игар»













Автор работы: Кошкина Екатерина Михайловна, ученица 9 класса, ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар



Научный руководитель:

Кошкина Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания














2016 г.



Содержание
Введение...
Глава I. История создания села Борискино – Игар
1.1. О нашем селе.
1.2. О нашей школе
1.3. Сведения о церкви..
1.4. Вера чувашей до принятия христианства..
Глава II. . Школьный музей Борискино-Игар
2.1. Поэты села Борискино-Игар.
2.2. Национальная чувашская одежда..
Заключение
Список литературы





























Введение

Тема исследовательской работы: «История села Борискино-Игар».
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. В этом заключается актуальность темы.
Цель моего исследования: изучить исторические сведения о родном селе для пополнения музейного архива и ознакомить учащихся школы с данной информацией.
Задача:
- использовать добытые сведения на уроках истории и в жизни,
- изучить архивные материалы школьного музея,
- разместить собранный материал на школьном сайте,
- узнать о знаменитых людях села,
- узнать о культурном наследии наших предков.
Методы исследования: беседы со старожилами села, изучение музейного архива, анализ летописи села.
Объект исследования: село Борискино-Игар.
Предмет исследования: история происхождения села и исторические объекты села.
Проблема:
В связи с тем, что в последнее время много внимания уделяется изучению прошлого, музейному делу, я тоже заинтересовался проблемой далекого прошлого моей малой родины – села Борискино – Игар.
Родина прекрасна. Она начинается с порога своего дома. Где бы мы ни находились, всегда чувствуешь любовь к частичке души. Ведь родина ассоциируется с мамой, дороже которой никого нет. Мы любим Родину, а любить Родину - значит жить с нею одной жизнью. В нашей школе есть музей, в котором собрано много материала об истории и заселении села. Историю малой родины необходимо знать каждому, и я заинтересовался, когда же появилось наше село. Для этого я провел маленькое исследование.

В ходе проведения исследования получены следующие результаты:

в отдаленные времена из-за обилия лесных зверей, разбойников и трудностей дорог крестьяне избегали селиться в одиночку, селились отдельными деревнями или деревушками;
по словам предания, они пришли сюда лет 300 тому назад и поселились в селе Борискино Бугульминского уезда..
основатели села Борискино-Игар – чуваши, выходцы их Симбирской губернии;
вместе с чувашами переселились тогда же и много мордвы;
лет 100 спустя селение Борискино так разрослось, что на старом месте стало тесно жить, и чуваши стали выбирать для себя подходящие поля под пашни и покосы в ближайшей округе;
когда нужное место было найдено, они оставили прежнее поселение и выселились на данное место, основываясь по обеим сторонам речки Игарки, и деревушка стала называться Борискино-Игар.

Данная исследовательская работа состоит из введения, содержания работы, заключения и списка литературы.























Глава I. История создания села Борискино – Игар.

Борискино-Игар - пленительная тайна моей малой родины.
От истоков до наших дней.
Деревенька моя –
глухомань позабытая,
Наших предков поля,
потом, солью омытые,
Мы в обиду тебя
никому не давали,
По весне лошадёнкой
землю пахали.
И шумели дубравы
на краешке пашни,
С родников ручейки,
как слезинки текли.
(Д. Кабаргина)
Борискино-Игарская земля, тебя я зову своей Родиной! Ты воспитываешь меня, кормишь хлебом, выращенным на твоих полях, поишь родниковой водой... Я не первое и не последнее твое дитя! Но как любой ребенок, я очень любопытен, мне интересна твоя история. Расскажи о своем рождении, о том, как ты вставала на ноги, расскажи о горестях и радостях твоих, о людях, что ты зовешь своими сынами и дочерьми.
И она откликнулась, как отвечает добрый родитель на просьбу ребенка. Борискино-Игарская земля заговорила устами старейших жителей нашего села.
Село Борискино-Игар основалось в 1703 году, как и Санкт-Петербург. В нашем селе также имеются достопримечательности.
В связи с тем, что в последнее время много времени уделяется изучению прошлого. Я тоже заинтересовался проблемой далекого прошлого моей малой родины – села Борискино-Игар.
Изучая исторические сведения о родном селе. Я узнал много нового о знаменитых людях села. О культурном наследии наших предков.






О нашем селе

Стихотворение А.Каттая, написанное о селе Борискино-Игар:

Средь древних гор, где зори, как пожары,
Где соловьи да соколы живут.
Где песни на крылах несут.
Там край родной-село мои Игары.
Пой птичка! Песня сердцу так знакома!
В ней доброта и нежность, и покой.
Она друзьям, как свет родного дома,
Врагам она, как клич сторожевой.
Услышишь крик чужедальний,
Увидишь тучи черное крыло.
И затревожится душа, но вот светло,
Прошелестит над полем.
Дождь хрустальный,
В осинке разбудит трель грибную,
Ручей польет с вершины, Сяробусь.
И льют поля его живые струи,
И ловят листья влажный желанный бус.
Как дорог каждый колос сердцу!
Я понял цену хлеба в те года,
Когда по избам за столом у детства
Всю еду заменяла лебеда.
Мне эта память не дает покоя,
Как рана, вдруг наполненная болью,
Какое поле щедрое!
Какое сегодня солнце над моим селом!






Сведения о селе
Настоящая рукопись хранится в городе Чебоксарах в фонде профессора Казанского университета Н.В.Никольского (Чувашский научно-исследовательский институт, отдел, ед.хранения 207,с.п.353-391) среди других рукописей под общим название «История и Этнография». Рукопись, по всей вероятности, написана или в конце 1910 года, или в начале 1911 года.
Автор рукописи-местный священник, уроженец села Артюшкино Бугульминского уезда, из чуваш, ученик Яковлевской школы, окончил Симбирскую чувашскую учительскую школу, 4-е года работал учителем в Симбирской губернии в местности под название «Тахаръял». Воспитанники Симбирской чувашской школы могли работать и церковнослужителями.

К рукописи надо подходить исторически. В 17-18 веках среди народностей бывшего Казанского ханства ( в том числе и среди чувашей) широко распространилось влияние мусульманства, чуваши-язычники целыми селениями принимали ислам, многие из них отатарились и, поддаваясь агитации мусульман, переселялись в Турцию (см.книгу «Чуваш в Константинополе»)
В 16 веке, как гласит местное предание, все земли, принадлежащие игарцам и их соседям, составляли собственность башкир и калмыком. Эти скотоводческие племена перед напором землевладельческого населения (к которому принадлежали и чуваши), прибывающего сюда из: западной Волги, отодвигались все дальше и дальше к востоку – туда, где была пустыня, никому не принадлежащее пространство.
В местных лесах можно найти всю растительность, характерную для лесостепной полосы Европейской части России. Много лекарственных растений. Они составляют примерно 9-10%. По опушкам колок, холмов, гор и открытом поле - травянистая растительность. Очень много злаковых растений: пырей, костер, лисохвост. Много разнотравья: шалфей, гусиная лапка и другие. Многие виды трав служат хорошим кормом для скота, такие места используются как естественные пастбища.
В те отдаленные времена, благодаря обилию лесных зверей, разбойников и трудности располагать дороги, крестьяне избегали селиться в одиночку. А селились отдельными деревнями или деревушками. Основатели села Борискино-Игар – чуваши, выходцы их Симбирской губернии. По словам предания, они пришли сюда лет 300 тому назад и поселились в селе Борискино, Бугульминского уезда. Вместе с чувашами переселились тогда же и много мордвы. Лет 100 спустя после переселения, селение Борискино так разрослось, что на старом месте стало тесно жить, и чуваши стали выбирать для себя подходящие поля под пашни и покосы в ближайшей округе. Когда нужное место было найдено, они отделились от мордвы и выселились на данное место, основываясь по обеим сторонам речки Игарки. Возникшая таким образом деревушка стала называться Борискино-Игар.
Жизнь деревушки никогда, по-видимому, не выходила из берегов, а протекала мирно, спокойно. К историческим событиям отечества она ровно никакого отношения не имела, выдающейся роли в истории края не играла, волнения, бывшие в разные царствования , тоже, по-видимому, не коснулось местных чуваш, ибо о них не сохранилось никаких следов в памяти иностранцев.
О татарском иго, из дошедших до нас преданий, известно следующее. Говорят, что инонародцам не так легко жилось под властью татарских ханов, фанатиков-мусульман, оказавших давление на чуваш в известном религиозном направлении. Иоанн Грозный известен чувашам, как покоритель Казани. Преданий о его правлении и образах действий никаких не сохранилось
Борискино - Игарский приход открыт в 1899 году. Состоит он из села Борискино-Игар и еще небольшого Красногородецкого хутора, населенного временно проживающими арендаторами. Причем село Борискино-Игар входило в состав Степно-Дурасовского прихода. Никаких замечательных часовен и крестных ходов в приходе не существовало. Село Борискино-Игар расположено на речке Игарка. От губернского города оно находиться на расстоянии 180 верст, от уездного - 70 верст, почтовой станции - 18 верст, от полотна строящейся Волго – Бугульминской железной дороги - 3 версты. Ближайшие к нему селения: Степная Дурасовка - 7 верст и Старый Байтермиш - 6 верст.
В приходе села Борискино-Игар не существует никаких следов, указывающих на существование в его районе развалин от бывших городов, укреплений, церквей и многое другое. Точно так же нет старых городищ, ни курганов, ни земляных построек. Впрочем, приход не лишен интересных местностей, связанных с преданиями о кладах, пещерах и тайниках. Например, в урочище, называемом Варламовым (Варламов – есаул Степана Разина), говорят, существует тайник, устроенный Степаном Разиным. В тайнике этом, по народному поверию, скрыты несметные. Потом, несколько лет тому назад, один пастух случайно открыл пещеру, в которую он провалился и с которой вылез лишь при помощи длинного кнута своего товарища. Пещера, как говорят исследователи, имеет форму конуса, вершина которого заканчивается небольшим отверстием. К востоку от пещеры идёт прямой сводчатый коридор. Пол пещеры и коридор гладко выложены камнем. Конец коридора разветвляется на несколько проходов, идущих в разных направлениях в недра земли. Облицовка пещеры сделана из твёрдого материала.

О нашей школе.
В 70 годах прошлого столетия уездным земством в селе Борискино-Игар была открыта земская школа. Учителем был назначен русский, не знающий чувашского языка. Жизнь этой школы была недолговечной. Она просуществовала всего 3-4 года и была закрыта за неимением учащихся. После закрытия земской школы до 1895 года в приходе других школ не было. Борискино-Игарская школа среднего образования расположена в красивом чувашском селе. Открыта она в октябре 1895 года. С тех пор каждую осень приходят сюда маленькие дети и каждую весну от школьного порога уходят в большую жизнь взрослые юноши и девушки. Они потом самоотверженно трудятся на самых разных работах.
В 1895 году в селе открыли частную школу. Инициатором этого большого дела явились более сознательные местные жители. Учителем в школу был приглашен грамотей из чуваш.
В 1899 году школа грамоты была преобразована в церковно - приходскую. Школа с преподаванием на родном языке (система Ильинского) завоевала общую симпатию, и к 1908-09 учебному году число учащихся так увеличилось, что она не могла вместить в своих стенах всех желающих учиться. Общество вынуждено было или расширить здание существующей школы, или же ходатайствовать об открытии новой. Правительство остановилось на последней мысли, и по ходатайству уездное земство открыло земское училище. Обучение в земском училище велось также, т.е. на родном языке.
Заведующим церковной школой с 1 сентября 1895 года по 1 января 1900 года был священник села Степное Дурасово Дмитрий Дмитриевич Дмитриев, окончивший курс в городе Казани, учитель семинарии. С 1 января 1900 года по 1 сентября 1901 года заведующим и законоучителем был священник села Борискино-Игар Владимир Игнатьевич Скворцов, окончивший Симбирскую чувашскую учительскую школу.
С 1 сентября 1901 года заведующим и законоучителем Борискино-Игарской церковно-приходской школы состоит священник Андрей Григорьевич Сенчуков. Он окончил курс Симбирской чувашской учительской школы.
Учителями церковной школы состояли:
С 1 сентября 1895 года по 1 сентября 1899 года - Дарья Лазаревна Сипатрова, окончившая курс Исаклинской земской школы.
С 1 сентября 1899 года по 1 сентября 1900 года – Петр Васильевич Александров, отучившийся в сельской школе.
С 1 ноября 1900 года по 1 сентября 1901 года – псаломщик Василий Алексеевич Алексеев, окончивший Самарскую чувашскую учительскую школу.
С 1 сентября 1901 года по 15 ноября 1903 года – Иван Филиппович Иллютов. Окончивший курс в Девлезеркинском одноклассном МНП училище Бугульминского уезда.
С 1 декабря 1903 года по 1 сентября 1906 года – Степан Николаевич Николаев, окончивший Мичуринское 2 классное МНП училище Чебоксарского уезда Казанской губернии.
С 1 декабря 1906 года по 12 октября 1909 года – Иван Игнатьевич Сенчуков, обучавшийся в Симбирской чувашской учительской школе.
С 1 ноября 1910 года учительствовала Марья Даниловна Никифорова, окончившая курс в Симбирском Епархиальном женском училище.
Число желающих учиться в селе Борискино-Игар, всегда было велико. Но, принимая во внимание размеры классных помещений, приходилось многим из желающих учиться отказывать в приеме. Жителей в селе числилось 747 душ мужского пола и 761 женского.
Школьное здание в селе было выстроено в 1895-96 годах. Один учебный год дети занимались в частных домах. В классах устанавливали максимум 8 парт. Парты были четырехместные. Ухода за школой не было. Крыша была глинно - соломенная, перекрывавшаяся соломой.
Учебники, тетради, доски, грифели, перья ученики получали бесплатно. Интерес представляли аспидные доски и грифели. Грифели затачивались. От них и на досках оставался бело-серый след. След очень хорошо стирался сырой тряпкой. Бумага была очень дорогой, и решать задачи на доске было выгодно. Учебники, тетради носили в холщевых сумках через плечо.
Прием учащихся в школу происходил через год. В школе было два класса: 1 и 3 или 2 и 4. Учительница занималась сразу с двумя классами.
С 1913 года в селе было две школы: церковно-приходская и земская. Земская была построена выше нынешнего здания правления колхоза. Впоследствии в 30 годах из двух школ построили одну.
Вера Матвеевна вспоминает: « Начала учиться в земской школе в 1914 году. Все предметы преподавались на русском языке. На переменах не разрешали разговаривать на чувашском языке. Программа была сложнее, чем в приходской школе. После двух лет учебы перевелась в приходскую школу. Там преподавали предметы в основном на чувашском языке. Математика, курсы правописания».
Здание было однокомнатное, где занимались два класса – 1 и 3 классы. Стояло по 10-12 парт. За каждой партой сидело по 12 человек. В 1 классе было 120 учеников. Во 2 классе- 80 учеников. К концу 4 класса осталось 4 ученика. После революции перестали преподавать закон божий. Исключили из алфавита буквы « ь, ъ ».
После революции (в 20 годы) труд учителя был неимоверно тяжелым из-за отсутствия соответствующих условий. К тому же сельские учителя не получали и зарплату. Деньги были обесценены. Поэтому по указанию свыше общество сеяло просо.
Это было в 1923 году. Домой учителю привезли около воза обмолоченного просо. Это была зарплата учителя за 1923-24 учебный год. Все учителя были связаны с сельскохозяйственным производством.
Учителями в 20 годах были: Астафьев Владимир Лукьянович, Федосеев Елладий Владимирович, Федосеева Анна Алексеевна, Саврюкова Елена Сельвестровна, Федотов Яков Гордеевич, Никитина Лидия Филипповна, Василькова Анфиса Ивановна.
30 годы - годы коллективизации. Начало новой жизни запомнилось Борискино-Игарцам особенно. В 1931 году закрылась церковь. Десять лет, ее использовали как зернохранилище. В 1942 году в церкви на отдыхе стояла воинская часть. С ее уходом здание закрыли, т.к. требовался большой ремонт, а денег не было. Детям пришлось учиться в старых зданиях. И только в 1947-48 учебном году нашли кое-какие средства для ремонта и с 1 сентября начали занятия в здании бывшей церкви. В то время работали прекрасные учителя: Пархандеев Сергей А. погиб, Седашев Иван Д. погиб в 1942 году, Топоров Михаил Г. погиб в 1941 году, Дмитриев Илья Трифонович - погиб в 1942 году, Миханьков Иван Т. погиб.
Оставшиеся в селе учителя заменяли ушедших. Ушел на фронт директор школы Дмитриев Илья Трифонович, вскоре пришла похоронка. Его заменил учитель географии Комбаков Трифон Севостьянович. А с 1943 года директором стала Седашева Нина Трифоновна. Незаметно летит время.
Это наша школа, она в 1953 году стала средней. В то время в нашу школу ходили учиться дети из села Багряш Исаклинского района, со станции Шелашниково, Пронино, из села Старый Байтермиш, Подгорный Дол, поселков Винновка, Чик-Малиновка, Владимировка, Михайловка. Учеников в школе было много, занимались в две смены.
В 1955 году школу своими силами электрофицировали. Источником электроэнергии у нас был небольшой бензиновый движок марки «ЗИД». Он часто выходил из строя, и освещались керосиновыми лампами.

Сведения о церкви.

Храм в селе Борискино-Игар построен во имя святых бессеребряников Косьмы и Демиана, здание было деревянное, сооружён он в 1899 году с благословения Епископа Гурия. Храм находится в центре села, на месте возвышенном, видном. Прежде в приходе церквей не было, а существующая возникла следующим образом. Сначала построили школу и священники изредка стали служить в ней – всенощную. Служба на родном языке инородца очень понравилась, и они, по мысли, внушенной им священником, стали хлопотать о постройке церкви. Получив разрешение, прихожане пристроили к школьному зданию алтарь и колокольню в 2 яруса, обшили стены тесом, выкрасили и, таким образом, создали в селе церковь. Постройка храма продолжалась 2 года, и на него потрачено 6000 тысяч рублей.
Освящен храм 4-го октября 1898 года местным благочинным протоиереем Иоанном Михайловичем о. Боголюбовым при участии приходского священника о. Дмитриева. 1898 году храм посвятил преосвященник Гурий, епископ Самарский и Ставропольский. Храм имеет форму продолговатого 4-х угольника с выпуклою переднею частью, наподобие корабля. (Далее идет описание храма: на колокольне 5 колоколов, самый большой из них весит 38 пуд 28 фунтов, маленький -25 пуд 0,5 фунтов, все месте- 65 пуд 11 фунтов).
Первым священником в Борискино-Игарском приходе был Владимир Игнатьевич Скворцов, происхождение из чуваш, сын крестьянина села Шуматово Ядринского уезда Казанской губернии. Образование он получил в Симбирской чувашской учительской школе. Шесть лет прослужил народным учителем в Казанской губернии. 10-го октября 1895 года преосвященным Гурием, епископом Самарским и Ставропольским, рукоположен во священники и назван в селе Туарма Бугульминского уезда, а оттуда скоро был перемещен в Черемшанскую крепость и через два месяца был переведен в село Ивановку Бугульминского уезда, из Ивановского прихода в 1899 году переместился в Борискино-Игар, где остался до 1901 года.
Теперь же когда стараниями миссионеров мир высшего, религиозного знания открылся перед ним во всей своей красе, церковь, даже во второстепенные праздники, бывает битком набитым молящимися. Последнюю четверть 19-го столетия смело можно назвать эпохой возрождения в религиозной жизни чуваш. Перелом в их умственной жизни и началом сглаживания той грани, которая отделяла чуваш от русского и препятствовала ему чувствовать себя полноправным русским гражданином.

Вера чувашей до принятия христианства.
Приход села Борискино-Игар населен чувашами и небольшим числом русских. Реставрировать чувашскую веру очень трудно, потому что многое уже позабыто чувашами. По языческим представлениям чуваш, в начале ничего не было, кроме верховного бога Тора, явившегося в безграничном пространстве. Сначала он создал воды и бросил в них семя, семя это превратилось в блестящее как солнце яйцо. Яйцо это было оплодотворено, и когда морские воды его разбили, оно произвело небо и землю. Тор имел два начала: мужские и женские, он произвел дочь. От этой дочери великого бога, бывшей в замужестве, произошли низшие боги. За кем была дочь великого бога в замужестве, на ком боги переженились и откуда взялись люди - об этом предания молчат.
Миром управляет верховный бог при сотрудничестве множества мелких богов, числом от 77. Верховный бог контролирует действия низших богов. С целью ревизии бог раскрывает небо и смотрит на землю. Верховному богу приносят в жертву во время бездождия и других общественных бедствий.
Посредниками между добрыми и злыми духами являются Юмось, Асамсэ, Тухатмэш – колдуны, продавшие душу дьяволу, творят зло без наказано, их боялись и старались жить подальше от них.
Чуваши - народ трудолюбивый. В будни они работают не покладая рук, но зато праздники ими справляются очень шумно. Особенно престольные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленица и Пасха. Праздники у них сопровождаются с пением, музыкой и пляской. Из музыкальных инструментов среди чуваш, широко распространены гусли, скрипка. Последнее время в чувашскую среду стали проникать гармонии.
Главное занятие чуваш – хлебопашество. Последнее время, благодаря сильному приросту населения, стало ощущаться острая нужда в недостатке земли, а стремление переселяться в другие страны, изобилие свободными землями, незаметно.
Впрочем, чрезмерная любовь к труду и бережливость, близко граничат со скупостью, спасают чуваш от крайней нужды.
Чуваш имеет средний рост, строен, черноволос, с немного выдающимися скулами-признак принадлежности к монгольской расе. Справедливость требует сказать, что они немного грязноваты, так как не имеют привычки употреблять мыло. На поддерживание чистоты в своих жилищах они тоже не уделяют много внимания, а отсюда болезни, проявляемые не- чистоплотностью. Национальная одежда выходит из употребления, и заменяются русской.



































II. Школьный музей Борискино-Игар

В Борискино-Игарской средней школе для музея ученики и учителя оформили прекрасные альбомы, посвященные 100-летию школы. В школе ведется кружок краеведения с учащимися 6 класса. Ребята учатся проводить экскурсии по музею. Рассказывать об экспонатах. Они собирают старинные предметы, национальную одежду. В музее хранятся саперные лопаты, снаряды времен второй мировой войны.
В селе Борискино - Игар родились поэты: А.Я.Каттай, Н.Ф.Естафьев. второй из них выпустил книги: «Дальний рубеж», «Сын героя», «Наши Чебоксары», «Отчизна - мать родная» на чувашском языке.
В музее собраны книги с автографами, вырезки из газет и оформленные стенды с описанием биографии знаменитых земляков. Оба приезжали в гости в родное село, подарили музею свои новые книги.


Первый раздел музея посвящен поэтам села.
А.Я.Каттай родился в селе Четырла Шенталинского района в семье бедного крестьянина. Детские годы Каттая прошли в селе Борискино-Игар Клявлинского района. Рано лишившись родителей жил у родных, потом воспитался в детдоме в городе Куйбышеве. Долгий и трудный жизненный путь прошел Александр, нанимался на работу к кулакам, был пастухом. Окончил Бор-Игарскую школу и продолжил учебу в Большемикушкинской средней школе. Потом учился в городе Чебоксары в музыкально-театральном техникуме. По окончании техникума работал актером в театре юного зрителя. С 1937 года по 1962 года год служил в красной армии. Был участником многих боевых действий. Участвовал в боях с белофиннами и немцами. За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Родины, награжден орденами красной звезды, орденом Отечественной войны 2-ой степени, 9-ю медалями.
А.Я.Каттай – поэт-профессионал. Свои стихи опубликовал в газете «Колхозник». Писал музыкальные произведения. Его стихи переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки. Писал на чувашском и русском языках. Очень любил родное село Борискино-Игар, часто приезжал и встречался с учениками школы, подарил им свои поэтические сборники.

Второй раздел музея посвящён чувашской народной одежде.














Здесь представлены праздничная и повседневная одежда, самотканый холст; крашенина и пестрядь, головные уборы чувашей – хушпу, тухья, сурпан.
В музее хранятся саперные лопаты, солдатская каска, снаряды времён войны, чапан - верхняя одежда из войлока, старинные ножи, лапки, колодки, для их изготовления, приспособления для наматывания нитей на челнок ткацкого станка, самотканое полотно, шахтёрская лампа, чувашские народные костюмы – подарок к столетию школы.
Отдельный оформленный уголок под названием «Старинный чувашский дом». Здесь рассмотрены предметы быта: самовары, глиняные горшки, медогонка, прялка, вышитые полотенца, ткацкий станок. Всё расположено так, будто хозяева вышли с избы на минутку, но скоро вернутся, и примутся за работу.
В музее «Боевой славы» собраны награды, похвальные грамоты, письма с фронта на чувашском языке, личные вещи, их фотографии и поимённый список из 200 фамилии.
Из нашего села ушло 300 человек, а вернулось 198.










Заключение.

Меня всегда переполняет чувство восхищения, и радости при виде красоты моего села. А когда я впервые прочел строки из русской народной песни, то сразу понял, что это точно про мое село:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье.
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга.
Это русская картина,
Это родина моя.

Учебное исследование «История моего села» - это живой и интересный труд. Охватывает большой круг вопросов: изучение природы, истории географических названий. Приучает не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Я могу с уверенностью сделать вывод, что объяснив происхождение отдельных уголков села, я смог узнать историю малой родины, историю села Борискино-Игар.
Эта исследовательская работа будет продолжаться и дополняться. Надеюсь, что наше поселение не постигнет печальная участь заброшенных сел и деревень. Мое село находится в очень живописном месте, «Как вам повезло, что живете в таком красивом месте», - восхищаются люди. Действительно, нам повезло. А решение всех проблем я вижу в изменении отношения к селу. Наладится сельское хозяйство – появятся рабочие места, молодежь не будет уезжать из села. Может быть, и восстановим со временем то, что разрушили так быстро. Ведь смогли пережить и гражданскую, и Великую Отечественные войны, и смутные 90-е годы. 311 лет назад наши предки на пустынном берегу реки построили село. И мы должны ее сохранить.


Заключение





ведения о знаменитых людях села, о культуре и традиции чувашского Игар, первые
Список использованной литературы

В результате изучения этой
«Знамя Родины» №86 от 27.10.1995 год.
«Знамя Родины» №105 от 27.12.1996 года.
«Знамя Родины» №48 от 26.06.1998 года статьи «История школьных музеев», «Летопись наших сел».
В.Н.Менжаев «Быль о Старом Байтермише» ст.Клявлино 2001 год.
Рукопись города Чебоксары фонд профессора Казанского университета профессора Н.В.Никольского (Чувашский научно-исследовательский институт, отдел единица хранения 207, страница 357-390) под общим названием «История и этнография».
Сборник стихов «Счастье» Л.Я.Каттай, Чебоксары 1979 год.













 (Чувашский научно-исследовательский институт, отдел, ед.хранения 207,с.п.353-391)

 (см.книгу «Чуваш в Константинополе»)















13PAGE \* MERGEFORMAT141815