Доклад на педсовете Внедрение ФГОС НОО в начальной школе


Внедрение ФГОС НОО в начальной школе

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Процесс работы над внедрением новых стандартов НОО в школе начался еще в прошлом учебном году и осуществлялся через:

1. Изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС НОО.
2. Составление основной образовательной программы образовательного учреждения.
3. Создание плана методической работы по внедрению ФГОС НОО
4. Анализа условий на соответствие требованиям ФГОС НОО
5. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

Учителя начальных классов начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности, проведением родительских собраний и консультаций с родителями первоклассников по введению ФГОС
С 1 сентября 2014 учебного года мы, учителя начальных классов СОШ №4, начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Что изменилось в школе при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставший главной целью развития личности учащегося.
ФГОС выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО.
Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, писать и считать. Ему должны привить две группы умений:
1.Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться:
- навыки решения творческих задач
- навыки поиска, анализа и интерпритации информации.
2. Формирование у детей мотивации к обучению, помощи к самоорганизации и саморазвитию.
Учителя начальной школы составили программу, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное , личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализовать эти цели помогает УМК «Гармония».
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Новые формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Предметные результат. В ходе изучения учебного предмета ученик должен освоить опыт специфической деятельности для данной предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества. Что под универсальными учебными действиями нужно понимать? Как пример приведу УУД, определённые в ходе работы творческой группы, для будущего 1 класса.
Личностные универсальные действия:
- умеет произвольно управлять своим поведением;
- умеет подчиняться установленным правилам;
- умеет оценивать и корректировать свое поведение на уроке, в школе, в общественных местах;
- знает и соблюдает правила поведения учащихся
Регулятивные универсальные действия.
- вместе с учителем планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- понимает учебную задачу
Познавательные.
Общеучебные:
- владеет знаниями, соответствующими учебным программам и требованиям образовательного стандарта для 1 класса;
- умеет задавать вопросы;
- с помощью учителя может определить тему и цели урока;
- умет работать со словарем;
- с помощью учителя может классифицировать информацию;
- овладевает диалогической и монологической речью;
- осваивает навыки самоконтроля собственной деятельности и оценки деятельности других;
- понимает смысл простого текста;
- умеет пересказывать небольшой текст;
- учиться выполнять задания на основе заданного алгоритма;
- овладевает навыками анализа текста.
Логические:
- высказывает свое мнение и прислушивается к мнению других ;
- тренирует способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные ответы.
Коммуникативные:
- умеет работать в парах постоянного состава;
- имеет первоначальные навыки работы в группе;
- умеет строить отношения со сверстниками;
- умеет строить отношения с взрослыми;
- умеет договариваться.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. Меняются требования к результатам обучения, меняется и система оценки планируемых результатов.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности нашей школы направлена на развитие личности по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Внеурочная деятельность реализуется через такие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Поскольку для нашей школы сохранение здоровья обучающихся является приоритетным направлением деятельности, модель внеурочной деятельности предусматривает индивидуальный подход к нагрузке учащихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и обязательно согласуется с родителями обучающихся.
По новым стандартам, главное – не просто дать ученику новые знания и умения, а научить их применять и развивать в урочное и внеурочное время. Поэтому меняются требования к результатам – это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. Таким образом, с переходом на новые стандарты, внеурочная программа должна стать обязательной и должна представлять единое целое.

Готов ли к этому учитель?

Перед учителем сейчас стоят очень важные задачи. Реализуя новый стандарт, мы должны не только научить писать и читать, но и сделать всё для развития личности ребенка, для формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Новые стандарты предусматривают такое взаимодействие: дети-учителя-родители. Именно они создают все условия для реализации, поэтому очень важно работать с родителями, а не только с детьми, ведь, как правило, ребенок в начальной школе готовится к урокам вместе с родителями, и им необходимо знать, какие же требования предъявляет школа их ребенку.
Современный учитель начальных классов должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование в реализации стандартов второго поколения важно вооружить учащихся универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и совершенствоваться в современном меняющемся обществе. Каждый педагог должен внести, прежде всего изменения в организацию учебного процесса. Конечно, проще дать детям знания в готовом виде, а потом отрабатывать навык на разных упражнениях. Но будет ли такая работа эффективной? Чему научатся наши дети при таком обучении? Считаю, учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания. Очень нравится ребятам быть в роли исследователя на уроках и во внеурочной деятельности. А учителю значительно интереснее слышать разные гипотезы от детей, чем рассказывать одно и тоже, не зная, как к этому относятся дети (то ли понимают материал - то ли нет, слушают твое объяснение или делают вид, что слушают). В роли исследователя ребенок легко может быть уже с первого класса. Он сам понимает ( без объяснения учителя), зачем нужны точки и стрелочки, как они помогут написать букву. Ученик сам открывает, как писать букву, и объясняет учителю способ. А учитель вовлекает учащихся в сотрудничество:
"Помогите мне написать новую букву. Я буду внимательно слушать вашу инструкцию и действовать согласно ей!". Надо видеть, как внимательно следят за инструкцией и выполнением действий учителя ученики. Такая работа более эффективна на уроке (хоть и занимает больше времени на уроке).
При такой деятельности создаются условия для приобретения опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения цели, которые ориентируют детей на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.
Поэтому в обучении своих учеников мои коллеги используют деятельностный подход. Создают условия, в которых ученик мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение, работать в паре, группе. Стараются ставить проблему перед учениками так, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но своё. Стремятся к тому, чтобы дети увидели в них партнёра, старшего друга.
Понимая, что мера ответственности за конечный результат отныне будет в равной степени возложена на педагога и родителей, вовлекают родителей в учебно-воспитательный процесс через: дни открытых дверей, родительские лектории, педагогические практикумы. Дорогу осилит только идущий. Наши первые шаги по внедрению ФГОС второго поколения трудные, но с каждым днём всё увереннее.

Удачи нам всем!






‹ђ Заголовок 515