Методическая разработка Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения


Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения

Следует отметить, что в настоящее время личностно ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Личностно ориентированный подход к обучению опирается на следующие исходные положения:
• приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);
• образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;
• проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по трансформации (преобразованию) социально значимых нормативов (образцов) усвоения, заданных в обучении;
• при конструировании и реализации образовательного процесса необходимо особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализация; контроль за способами учебной работы; сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;
• в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и опыта ученика, реализуемого им в учении;
• взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности;
• развитие ученика как личности, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;
• учение как деятельность ученика, обеспечивающая познание, должно разворачиваться как процесс, описывать в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
• основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Технологии личностно ориентированного обучения в информатике
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Технологии личностно ориентированного образовательного процесса:
учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;
в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения
образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Можно выделить некоторые моменты, позволяющие достичь поставленной цели:
использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт детей;
создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в группе;
стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
Диагностика результативности применения личностно ориентированного обучения
По результатам анализа образовательного процесса администрация отмечает:
• умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения;
• умение отбирать для совместного анализа в классе те способы, которые адекватны не только материалу данной темы, но могут обеспечить самостоятельную его организацию, т.е. быть "сквозными" при овладении материалом различного тематического содержания.
• умение учителя использовать в ходе урока диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных стилей; опираться на них для построения обоснованного прогноза динамики развития каждого ученика в процессе овладения им учебным материалом.
• определение общей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;
• подбор и организацию дидактического материала и компьютерных продуктов, позволяющего ученику выбирать тип, вид и форму задания;
• планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
• выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом ее характера.
• использование разных форм общения (монолог, диалог и т.д.) с учетом конкретных целей урока;
• проектирование характера взаимодействий учеников с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (предоставление возможности работать индивидуально, в группе, парами);
• использование содержания субъектного опыта всех учеников в диалоге "ученик — учитель", "ученик — класс";
• предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.
• обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
• анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
• внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.
• использование субъектного опыта учеников;
• применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала;
• характер педагогического общения на уроке;
• активизация способов учебной работы;
• проявление гибкости учителя в организации и проведении урока.
Алгоритм подсчета: Подсчитывается количество ответов «ДА»
Низкий уровень - 7-9 баллов;
Средний уровень - 9-11 баллов;
Высокий уровень - 12 и выше.

Анализируя результаты, следует отметить, что применение Егоровой Е.П. в образовательном процессе личностно ориентированных технологий – залог успешности, открытости и опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании и устойчивый интерес к предмету.
Приложение 1
Перед работой с вопросами анкеты ребятам даются инструкции.
Уважаемые ребята!
Опрос анонимен, просим Вас честно ответить на вопросы, в связи с тем, что Ваше мнение важно для улучшения работы учителя.
Внимательно прочитайте каждый вопрос, и поставьте галочку в графу ответа, соответствующую Вашему мнению.
№ Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Тебе нравится учиться в школе? 2 Ты всегда с радостью идёшь в школу? 3 Ты с удовольствием посещаешь уроки информатики? 4 Нравится ли тебе работа в группах на уроках информатики? 5 Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках информатики? 6 Ты с удовольствием выполняешь домашнее задание по информатике? 7 Ты принимаешь активное участие в олимпиадах по информатике? 8 Применяешь ли ты знания, полученные на уроках информатики в других предметных областях? 9 Ты самостоятельно выбираешь темы проектов? 10 Чувствуешь ли ты себя комфортно на уроках информатики? 11 Нуждаешься ли ты в помощи учителя при подготовке проекта? 12 Достаточно ли тебе времени на уроке, чтобы высказать своё мнение? 13 Информатика – это наука твоего будущего? 14 Тебе легко высказывать своё мнение на уроке? 15 Помогают ли тебе знания, полученные на уроках информатики, в общении со сверстниками и взрослыми? 16 Хотел бы ты глубже изучать информатику? 17 Изучаешь ли ты понравившиеся тебе темы самостоятельно?