Доклад на тему Гармоничное развитие ребёнка и его творческих способностей средствами хореографического искусства»
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Правобережного района РСО-АланияДоклад
на тему: «Гармоничное развитие ребенка и его творческих способностей средствами хореографического искусства»
Подготовил:
концертмейстер творческого объединения национальной хореографии «Саби» Бигаев Урузмаг Махарбекович « Гармоничное развитие ребенка и его творческих способностей средствами хореографического искусства».
В душе каждого ребенка есть
невидимые струны; если
тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат.
Творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой. Среди них особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Именно поэтому, когда ребенок занимается художественно-практической деятельностью, знакомится с произведениями искусства, я думаю, решаются не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваются интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
В своей работе я хочу показать, какое влияние оказывает хореография на развитие творческих способностей детей. Сейчас в центре обучения и воспитания должна стоять личность ребенка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и творческих способностей. И предмет хореографии, как один из красивейших разделов искусства, предназначен для развития творческой личности. Ведь танец тесно связан с вопросами художественного воспитания и гармонического развития личности. И задача педагога способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию, инициативу.
Занятия искусством раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей учащихся. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я» ребенка.
Объектом моего внимания является процесс, направленный на развитие способностей ребенка через сферу эмоций, через пластику движений, постепенном развитии творческих способностей и личности ребенка на уроках хореографии. Цель работы - показать роль хореографического искусства в общем развитии ребенка и определить способы развития творческих способностей учащихся.
Рассматривая вопросы развития творческих способностей необходимо дать определение понятиям способность и творчество.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термин «способный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.
Детство и юношество – пора закладки фундамента качеств личности человека, среди которых одним из главных является накопление культурных ценностей, которые требуют максимума творческих усилий. Это пора, из которой произрастают навыки духовной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет ребенка через танец, делает самые простые движения содержательными. Вкладывая всю душу в танец, ребенок свои эмоции выносит наружу, тем самым раскрепощается и «открывается» для творчества.
Творчество – это тяжелый духовный труд и задача учителя хореографии через танец воспитывать не «книжных зубрилок», а думающую, способную к творчеству личность. Необходимо внушить детям, что занятия искусством – профессиональное или непрофессиональное – требует затраты физических и духовных сил и этим самым развивает в человеке его скрытые возможности, которые проявляются в дальнейшем не только в танце, но и в различных видах умственной деятельности.
Когда ребенок, выполняя движение вкладывает в него свои эмоции, чувства, выражая через него свое «Я», тем самым он включается в сложный процесс творчества. И это будет уже не то движение, которое показал учитель, а нечто новое, дополненное, а может и сочиненное учеником, как продукт его творчества.
Постепенно наполняя движение «чем-то своим» ученик приучается думать, размышлять о том, что видит и слышит, приучается работать над собой, это уже труд, который он сам будет уважать. И если ребенок научился творить в танце, он сможет перенести это в свою жизнь, на решение других задач. Необязательно думать, что, занимаясь хореографией, ребенок обязательно станет великим танцором, он станет творческой личностью, способной мыслить, думать, осуществлять анализ и синтез, делать логические выводы и обосновывать оригинальные продуктивные мысли. Ведь творческая деятельность проявляется в любой деятельности: научной, производственно-технической, художественной, то есть там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.
Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть определенными способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли ,,ходячей энциклопедии”. И задача учителя развить эти способности. Искусство хореографии само по себе явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит потребность человека выразить свои эмоции средствами пластики.
Танец затрагивает такие моменты, связанные с воспитанием тела, души и развитием творческих способностей, что тайны его воздействия будут еще не раз предметом исследования. Эмоции человека, такие как любовь, страх, радость, отчаяние, шаловливость, лукавство, печаль, смелость и другие передаются путем движений, и любое состояние психики человека может быть выражено глазами, мимикой. Сочетание этих различных движений – это те универсальные движения, которые человек создает во время творчества. Если бы все мысли, чувства, переживания были пластически выражены в нехудожественной форме, вне определенного «ключа», имеющего творческий характер, хореография не могла бы подняться до уровня самостоятельного вида искусства. Этот процесс не может закончится, он будет продолжаться всегда, пока в арсенале выразительных средств приходят новые движения и пластика, способные отразить внутренний мир человека, благодаря творческому потенциалу личности.
Подводя итоги работы, можно сказать, что:
предметы художественно-эстетического профиля способствуют росту и гармоническому развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях хореографией, музыкой, изобразительным искусством, ведь важнейшими компонентами этих предметов является:
интеллект; творческоемышление,воображение,фантазия, интуиция, наблюдательность, эмоции; догадка;
Вступая во взрослую жизнь, человек должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя аналогии.
В заключении я хочу сказать несколько слов в поддержку предметов художественно-эстетического цикла. Многие преподаватели точных и гуманитарных наук думают, что наш предмет «хореографии» – это всего лишь «работа ногами, а не головой», и очень становится обидно за все виды искусств, ведь средством выражения в хореографии служит поэтически обобщенная пластика, раскрывающая образ человека, его мысли, эмоции, переживания. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать и сочинять танцевальные этюды – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.
Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003.
2. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047.
3. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991.