Статья Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка


Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка
Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.
На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.
Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.
Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).
На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:
Накопление словаря ощущений и впечатлений.
Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).
Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).
Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, - слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.
Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.
В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия - экспериментирование, занятия - наблюдения и обсуждения.
Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.
Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.
Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.
В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.
В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.
Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:
1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).
2. Владение техникой, материалами.
3. Старательность, настойчивость в работе.
Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.
Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.
Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.