Кадетское движение как этап формирования гражданско-патриотического воспитания в школе


МОУ «Половинская средняя общеобразовательная школа»
Работа на конкурс социально-значимых проектов гражданско-патриотической направленности

Кадетское движение как этапФормирования гражданско-патриотического воспитания в школе
Руководитель: Ковшарова Е.А.,
ответственный за патриотическое
воспитание в кадетских классах
2016г.
Кадетское движение как этап формирования гражданско-патриотического воспитания в школе
Руководитель проекта: Ковшарова Елена Анатольевна, ответственный за патриотическое воспитание в кадетских классах.
В чём проявляется патриотизм сегодня? Как воспитать это чувство в наших детях? Как донести до них тургеневскую мысль о том, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись».
Патриотизм в нашей стране – это не искусственно придуманное, навязанное нам извне понятие. Это своеобразная народная идеология, корнями, уходящая в глубину истории. К сожалению, внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества.
Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления. Любовь к Родине – это главное, составляющее патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека.
Актуальность проекта :Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Именно поэтому один из важнейших институтов социализации ребенка — школа должен активизировать работу по патриотическому воспитанию.
Поэтому активизация системы патриотического воспитания учащихся является достаточно актуальной.
Данный проект:
является одной из форм реализации программы патриотического воспитания нашего учебного заведения.
рассчитан на обучающихся 8 -10 классов;
раскрывает последовательность форм и методов работы, их образовательную, развивающую и воспитательную значимость в формировании патриотизма учащихся;
является уникальным, так как обладает творческим подходом ко всем мероприятиям, что очень важно для работы с детьми.
Участники проекта: учащиеся 8А, 9А и 10А классов, классные руководители, администрация школы, села, родители и Совет ветеранов.
География проекта: происходит сбор информации, выход на другие организации, участие в различных конкурсах и соревнованиях.
По продолжительности выполнения: один учебный год (2015-2016)
Цель проекта: Способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей и подростков, направленному на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота России, своего города, области.
Задачи:
формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, таких как интерес к истории своей Родины, к её героям, к малоизученным фактам;
повышение качества патриотического воспитания в школе;
развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности;
консолидация и координация деятельности школы и семьи по данному направлению.
Формы проведения проекта: уроки гражданственности, классные часы, встречи, экскурсии, конкурсы, тренинги, операция «Забота», поисковая работа (кружок «Патриот») по сбору биографических сведений, фотографий ныне живущих и погибших воинов-интернационалистов.Этапы реализации проекта.
Теоретический этап: (сентябрь 2015г)
определение основных идей проекта: целей, задач, ожидаемых результатов;
изучение литературы по данному вопросу;
разработка основных мероприятий проекта;
анкетирование.
Практический этап: (октябрь 2015 г – 1-я половина мая 2016 г)
определение обязанностей участников проект;
организационная работа кружка «Патриот»;
внеклассные мероприятия;
творческие работы;
участие в конкурсах, соревнованиях.
Обобщающий этап: (--я половина мая 2016 г)
оформление выставки патриотической направленности «Мы помним, мы гордимся…»;
оформление альбома «Кадетство в МОУ «Половинская СОШ»;
анализ проведенной работы и определение последующих действий в данном направлении.
Ожидаемые результаты:
повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
повышение степени готовности обучающихся к  выполнению своего гражданского и  патриотического долга;
умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества;
развитие коммуникативных, организаторских способностей и рефлексивных умений учащихся;
- создание выставки патриотического содержания для привлечения внимания к патриотической истории своей малой Родины «Мы помним, мы гордимся…»;
- оформление альбома «Кадетство в МОУ «Половинская СОШ»;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательно-воспитательном пространстве школы;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей администрации и общественности;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Организация разных видов деятельности: анкетирование, игра «Зарница», участие в зональных и областных кадетских слётах, классные часы по гражданско-патриотическому направлению, экскурсии в школьный и районный музеи, поездки, вторая половина дня: огневая и строевая подготовки, история ПС и ВС, самоподготовка, хореография, физическая подготовка, этика семейной жизни, основы этикета; участие в спортивных мероприятиях, участие в социально значимых делах: поздравление ветеранов ВОВ, почтение памяти погибших в ВОВ и локальных воинах – посещение памятников, возложение венков, благоустройство могил участников Великой Отечественной войны, озеленение территории Парка Победы, участие в Параде Победы; операция «Забота», торжественная Клятва кадета
Перед тем, как приступить непосредственно к проведению данных мероприятий рекомендуется провести предварительную работу. Следует определить круг вопросов и проблем, волнующих на сегодняшний день детей по данной теме, провести предварительное анкетирование.
Учитывая актуальность и важность проблемы формирования гражданской, нравственной и патриотической позиции обучающихся, в начале учебного года была проведена следующая анкета среди учащихся 8А, 9А, 10А и их родителей. Всего приняли участие 65 человек: 40 - учащиеся, 25 –родители.
Успешность выполнения проекта обеспечивается: заинтересованностью всех участников в совместном диалоге по обсуждению поставленных проектом вопросов.
Сотрудничество с социумом:
1. Совет ветеранов (встречи с ветеранами, Операция «Забота», «Обелиск», благоустройство могилок ветеранов ВОВ, праздники)
2. Администрация района (спонсорская помощь)
3. Кружок «Патриот» - на базе МОУ «Половинская СОШ» (разработка классных часов; поиск информации, уроки туризма)
4. Школьный и районный музее (экскурсии, встречи, классные часы, выставки)
5. Дом детского творчества уроки «Основы семейной жизни», «Этикет», уроки хореографии)6. Детско-юношеская спортивная школа (уроки физической подготовки)
7. Детская и районная библиотеки (тематические классные часы)
8. Родители учащихся (помощь в подготовке к мероприятиям, которые способствуют развитию патриотизма обучающихся)
9. Сотрудники ПС (экскурсии, беседы, уроки «Основы ПС и ВС», участив в спортивных мероприятиях, строевая подготовка)
10. Выпускники школы, поступившие, закончившие в учебно-военные учреждения, а так же прошедшие военную службу в ВС РФ (встречи с обучающимися, беседы)
11. СМИ (освещение проделанной работы в целях проекта)
12. районный центр культуры и досуга (тематические классные часы, беседы, встречи).

Для работы над проектом используются различные пути:
Экскурсии.
Прогулки и наблюдения.
Посещение библиотек.
Конкурсы сочинений.
Конкурсы рисунков.
Интернет – ресурсы.
Посещение школьного и районного музея.
Встречи с администрацией, известными людьми села и района.
Обращение к СМИ.
Исследование первоисточников.
Выводы по работе над проектом на сегодняшний день:
Наметился рост чувства гордости и сопричастности к военной истории России.
Пробудился интерес к подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне; к героям локальных воин.
В лучшую сторону стало меняться отношение учащихся к прошлому нашей страны;
Ребята научились не бояться участвовать в различных конкурсах, публично выступать и побеждать;
наблюдается улучшение коммуникабельности, взаимоотношений обучающихся,
Заключение:
Данный проект рассчитан на 2015-2016 учебный год. Но результаты на сегодняшний день удовлетворительны, данный проект можно считать первым этапом, началом формирования патриотического воспитания для восьмого класса и продолжением для девятого и десятого.
Конечно, полностью поставленная цель в рамках одного проекта не может быть реализована, поэтому работа по данному направлению, если правильно подобрать формы и методы работы, будет продолжаться и совершенствоваться.
В презентации и фильме предоставлены фотоматериалы с текущего и предыдущего проекта за 2014-2015 уч г