Урок по истории на тему:Средневековая литература. Искусство XI-XIV веков. Культура Раннего Возрождения


урок: «Средневековая литература. Искусство XI-XIV веков.
Культура Раннего Возрождения».

Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства и литературы. Раскрыть содержание понятий: «культура Возрождения», «гуманизм». Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи конца XIV – начала XV вв.
План изучения нового материала:
Героический эпос. Рыцарская, городская и крестьянская литература.
Архитектура романского и готического стилей.
Особенности скульптуры романского и готического стилей.
Живопись.
Причины зарождения новой «гуманистической культуры».
Раннее Возрождение: развитие литературы, архитектуры и живописи.

1. Изменения в хозяйственной жизни стран Западной Европы, рост числа городов, развитие науки и образования способствовали становлению различных жанров в средневековой литературе.
left0left0left0left0left0left0left0ЛитератураXI-XVвеков
Жития Крестьянская
литература:
Героический Рыцарский Поэзия Поэзия Городской (песни,
эпос роман трубадуров вагантов роман сказки,
баллады,
поэмы)
Жития – описания биографий и чудесных деяний тех, кого причисляли к лику святых. (например, жития Франциска Ассидского).
Вопрос: Вспомните, что Вам известно о Ф.Ассидском ?
Героический эпос (XI-XII века) – сказания о героях и битвах, подвигах, совершенных во имя короля, отечества.
Целесообразно вспомнить с учащимися основные произведения, их содержание и смысл, главных героев:
Немецкий эпос
Британский эпос Скандинавский эпос Французский эпос
«Песнь о Нибелунгах» – период великого переселения народов.
Разгром гуннами бургундов. Жизнь феодалов в мирное и военное время.
Зикфрид – Кримхильда. «Сказания о короле Артуре» - борьба с англо-саксами.
Джиневра – жена.
Наставник - Мерлин.
Меч Эскалибур. «Беовульф» - о конунге, борящемся с чудовищами. Погибает в борьбе с драконом. «Песнь о Роланде» - отряд прикрывает отступление Карла Великого из Испании. Гибель в неравном бою с мусульманами. Месть короля за гибель племянника.
Герои смелы, справедливы, великодушны, совершают подвиги, верны клятве, они патриоты – это черты настоящего рыцаря.

Рыцарский роман (XII век) – воспевает человеческие чувства, мечту о высокой и преданной любви к прекрасной даме. Но верность сеньору всё же высшая доблесть.
Например, «Тристан и Изольда» (вспомнить с учащимися основное содержание и смысл романа).

Певцы-поэты (феодалы, рыцари)
left0left0left0

Трубадуры Труверы Миннезингеры
(Франция) (Скандинавия) (Германия)
(Родина – Прованс,
Бертран де Борн –
воспевал радости
left0left0left0left0боев и походов)

Поклонение прекрасной даме, образу идеального рыцаря.
(возможно прочтение учащимися отрывка наизусть)
Городской роман (XII век) – его герои – горожане, которые оставляют в дураках рыцарей и монахов. Это короткие рассказы в стихах и басни.
Например, «Роман о Лисе»:
король – Лев; - слабые и униженные – Петух, Заяц, Улитка;
крупный феодал – Медведь; - находчивый горожанин – Лис.
кровожадный рыцарь – Волк;
служитель церкви – Осёл;
(отрывок в учебнике на с.201)
Ваганты – бродячие поэты – школяры (сочиняли на латыни);
- писали сатирические песни (обличали пороки);
- прославляли радости жизни.
Жонглёры – бродячие артисты.
Литература города – свободолюбивая, критическая.
Крестьянская литература (XIII век) – баллады, сказки, песни.
left0
«Баллада о Робин Гуде».
Борец за справедливость, против угнетателей.
Вернер Садовник«Крестьянин Гельмбрехт»
(отрывок на с.202 учебника)
Противопоставление жизни крестьянина жизни рыцаря-разбойника. Уильям Ленглено
«Видение о Петре Пахаре»
Крестьянский труд – святое занятие, основа благополучия общества. Сеньоры и рыцари – лежебоки. «Страна Кокейн»
Это земной рай, куда пропускают только крестьян. Мечта об отдыхе, там ничего не надо делать.

Таким образом, крестьяне осознают, что их труд кормит всех, от них зависит благосостояние общества.
Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.)
Родился во Флоренции в старинной дворянской семье.
Образование получил за счет самообразования.
Принимал участие в политической борьбе – гибеллин. Но гвельфы победили и его изгнали из города, скитался.
left0
поэма «Божественная комедия» – путешествие в загробное царство:
по чистилищу и аду вел Вергилий – 9 кругов ада.
по раю – Беатриче.
Живая передача характеров, как будто всё видел своими глазами.
Сожаление автора о слабости Италии, мечта об ее объединении.
Любовь к Беатриче
left0
поэма «Новая жизнь» – личные переживания автора.

Данте – последний великий поэт средневековья.
2.
XI-XV века – время расцвета церковной архитектуры. В результате борьбы пап с императорами первые выходят в XI-XIII веках победителями, церковь приблизилась к вершине своего могущества, растут её богатства, часть которых она тратит на строительство и украшение храмов и монастырей.
Широкое развитие получает паломничество.
Прежние церкви не могли вместить всех желающих. Рост городов, их оформление также содействуют храмовому строительству.
left0X-XII века – романский стиль
Аleft0рхитектура
XIII-XIV века – готический стиль

А) Романский стиль – это усовершенствованный и усложненный тип базилики. Примеры:
церковь в Клюни;
Лаахский монастырь;
церковь Нотр-Дам-ла-Грант в Пуатье;
церковь Сан-Амброджо в Милане.
Черты романского стиля:
храм – крепость (замок) – дух времени;
массивность, толстые стены;
толстые колонны;
низкие своды, приземистость;
обилие полукруглых арок;
узкие окна, полумрак;
строгость, простота;
удлиненные формы;
3-х нефный.

Бог в таком храме – Вседержатель, судья.
Внутри собор расписан фресками, украшен рельефами и скульптурами. В этом искусстве – сила, могущество и торжество церкви, стремление к безопасности и порядку.

Б) Готический стиль связан с развитием городов, совершенствованием строительной техники и технологий. В готическом соборе есть также башни и порталы, украшенные скульптурой, нефы, поперечный трансепт. Это и по назначению – место для молитв. Однако, в готическом храме много света, нет страха. Это свет милосердия и прощения. Много изображений страдающего Христа, внушающего любовь и жалость. Много изображений Богоматери – заступницы рода человеческого. Готическое искусство прославляет не только могущество церкви, но и заслуженных праведников, силу и богатство городов, оно близко к жизни и чувствам людей.
Готические храмы - это современники городов, борящихся за свою вольность. Зародился стиль во Франции. Примеры:
собор в Кёльне;
собор Нотр-Дам в Реймсе;
собор Нотр-Дам-де-Пари
(Парижской Богоматери).
Черты готического стиля:
устремленность вверх;
стрельчатые башни;
крестообразный свод (1);
тонкие стены;
легкие пучки колонн (2);
внешние опоры (контрфорсы (4), аркбутаны(5);
просторные и высокие залы (нефы (3);
огромные витражные окна (6);
роза – больше (окно на западном портале);
10) обилие резьбы и скульптурных украшений.
3.
Скульптура является частью архитектуры.
Библия в камне.
Особенности средневековой скульптуры:
Романский стиль
Готический стиль
Вытянутые формы;
Плоскостное изображение;
Строгость, аскетизм;
Христос – Вседержатель. Реалистические формы;
Наличие объема;
Чувственность, психологизм;
Страдающий Христос;
Часто используется изображение Богоматери.
4.
3444240199390 Ж И В О П И С Ь
388239059055183451559055
витражи фрески миниатюры
религиозные, религиозные сюжеты бытовые картины
героические,
исторические

5.
Возрождение – эпоха в европейской истории, отмеченная интересом к античности, «открытием мира и человека» (конец ХIII – ХVI вв.).

Основные этапы Возрождения
left0left0left0
Предвозрождение Раннее Высокое
(конец XIII – середина XIV вв.) Возрождение Возрождение
(конец XIV - конец XV вв.) (конец XV – XVI вв.)
Родина Возрождения – Италия (Флоренция).
left0left0left0Богатая Отсутствие Страна
античная сильной верховной самостоятельных
традиция власти городов-государств
Причины зарождения новой культуры:
1left0) Расцвет итальянских городов большинство горожан образованы,
много школ.
Горожане были деятельными и предприимчивыми, жили по принципу:
«Человек рожден для действия».
Стремясь к обогащению, горожане стремились получить как можно больше
радостей в земной жизни, делали заказы художественных произведений.
Городам нужны были образованные люди. Появилась особая группа людей,
занимающихся умственным трудом – интеллигенция.
left0Возрождение
в основleft0
Гуманизм
Человек – в центре мироздания –
Антропоцентризм
интерес к дохристианскому прошлому, античности;
Римская империя – образец могучей и счастливой державы;
интерес к древним языкам, философии, истории, литературе.
в центре внимания – человек;
желание разобраться в человеческом, а не в Божественном;
человек – творец своей судьбы, он должен жить активно и целеустремленно;
живой интерес к миру;
интерес к человеческим чувствам;
цель жизни не в служении Богу, а в труде на пользу людей;
идеал – всесторонне развитая личность.
Гуманисты оставались верующими людьми, но не отказывали человеку в земных радостях и удовольствиях. Картины на религиозные темы, но Христа и апостолов писали с реальных людей, изображали в костюмах своего времени, реальные пейзажи.
Основоположники гуманизма в литературе
left0left0left0

Данте Алигьери Франческо Петрарка Джованни Боккаччо
(1265-1321 гг.) Сонеты, посвященные «Декамерон»
«Божественная комедия» Лауре (десятиднев)
left0left0left0
Первым обратился к Воспета любовь, её радости Воспета жизнь с её радостями
античности и её героям. и переживания. и печалями.
Интерес к внутреннему
миру человека, его чувствам
и эмоциям.
1) Архитектурные постройки раннего Возрождения и их авторы.
Кафедральный собор в Пизе – Раинальдо, XIII век;
Кафедральный собор Святой девы Марии с цветком во Флоренции – Арнольдо ди Камбио, Брунеллески (купол);
Башня – Джотто, Андреа Пизано;
Баптистерий;
Церковь Святого Креста – Арнольдо ди Камбио;
Кафедральный собор в Сиене;
Палаццио Веккио – Арнольдо ди Камбио.
Новое в архитектуре:
инкрустация цветным мрамором;
на человека сориентированные размеры;
поэтажность, сочетание горизонтальных и вертикальных линий;
прямые потолки;
открытые арочные галереи;
римские элементы – колонны, пилястры, купол, полуколонны;
много гражданских зданий – ратуши, палаццо.
2) Скульпторы раннего Возрождения и их работы.
Николо Пизано («Геркулес», скульптуры Крестильни в Пизанском соборе);
Джованни Пизано (пульпит в Пизанском соборе);
Донателло (скульптуры библейского Давида, святого Августина, святого Георгия) – в его творчестве скульптура приобрела самостоятельное значение, портретное сходство с людьми.
Новое в скульптуре:
обращение к античной скульптуре;
появление объема;
обнаженные фигуры или тонкие одежды;
восхищение красотой тела;
появление перспективы в рельефе;
духовность, психологизм;
изображение бытовых сцен (башня во Флоренции – первый кузнец, первый пахарь и др.).
3) Художники раннего Возрождения и их работы.
Джотто – фрески в Падуе: «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»;
Школа Джотто – «Похороны Святого Франциска» во Флоренции;
Мазаччо – «Апостол Петр», «Адам и Ева – изгнание из ада»;
Сандро Боттичелли – «Весна», «Рождение Венеры».
Новое в живописи:
появление объема (светотень);
драматизм и психологизм;
движение, динамика;
перспектива;
пропорции;
поэтические краски;
бытовые сцены (везде любовь к жизни);
портрет;
пейзаж.
Домашнее задание:
Учебники:
26