Рабочая программа по химии для 10 класса (профильный уровень)
Рассмотрена
на заседании кафедры
естественно-математическихдисциплин и информационных
технологий
Протокол от «__ » ___2015г. №
Зав. кафедрой
Е.П.Безуглова Согласована
зам. директора по УВР
___________О.В.Пуляк
«______» __________2015г.
Утверждена
директор МАОУ гимназии №69
__________Н.М.Дмитриева
«______» _____________2015г.
Приказ от №
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 имени С.Есенина г. Липецка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 10в класса
(профильный уровень)
Программа предназначена для реализации
в 2015-2016 учебном году
Составитель программы
учитель химии
Муковнина Е.В.
Липецк, 2015
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06. 2008г. №164, от 31.08. 2009г.№320, от 19.10. 2009г. №427, от 10.11. 2011г. №2643, от 24.01. 2012г. №39, от 23.06. 2015г. №609).
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего обивания направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов за год).
Для реализации рабочей программы используется учебник: Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2013 г
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикал. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия. Типы связей в молекулах органических веществ и СПОСОБЫ ИХ РАЗРЫВА.
Типы реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций.
Алканы и циклоалканы. Алкены, диены. Алкины. Бензол и его гомологи. Стирол.
ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ.
Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры неорганических и органических кислот. Жиры, мыла.
Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды.
Нитросоединения. Амины. Анилин.
Аминокислоты. Пептиды. Белки. Структура белков.
ПИРРОЛ. ПИРИДИН. ПИРИМИДИНОВЫЕ И ПУРИНОВЫЕ ОСНОВАНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Экспериментальные основы химии
Синтез органических газообразных веществ.
Органические растворители.
Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп.
Химия и жизнь
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Природные источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
4.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
для учителя:
Артеменко А.И. Органическая химия. М., Высшая школа, 1993.
Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. - М.: Вентана-Графф, 2003.
Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Внеклассная работа по химии. 8 – 11 класс / Под ред. Э.Г. Злотникова. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Демидов В.А. Нестандартные задачи по химии: 9-11 классы. – М.: Первое сентября, 2004.
Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. /Учебное пособие. 8-11 классы. – М.: Аквариум, 1997.
Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Графф, 2010.
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Метод.пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
Зуева М.В., Гара Н.Н. Экзаменационные работы по химии: 8-9 класс. – М.: Вентана-Графф, 2010.
Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2010.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Графф, 2010.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Части 1 и 2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей ОУ и др. – Ростов-н/Д: Учитель, 2010.
Наперов В.А. Урок: каким ему быть. Педагогические раздумья о творческом поиске преподавателей и студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А. Каверина. – М.: Дрофа, 2010.
Пак М.С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Естествознание. 5-11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, М.Ю. Демидова. - М.: Дрофа, 2010.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., Из-во «Гном и Д», 2001.
Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985.
Полинг Л. Общая химия. М., Мир, 1987.
Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия. С.-Пб., Химия, 1995.
Степин Б.Д., Цветков А.А. Неорганическая химия. М, Высшая школа, 1994.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
СелевкоГ.К.Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Химия: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы /Авт.: Н.Н.Гара, М.В. Зуева. – М.: Вентана-Графф, 2010.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Шабаров Ю.С. Органическая химия. В 2-х томах. М., Химия, 1996.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1986.
Швехгеймер Г.А., Кобранов К.И. Органическая химия. М., Высшая школа, 1994.
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся: Образовательная область «Естествознание»: Методические рекомендации для учителей и руководителей ОУ /Под ред. Аксеновой И.В., Пановой Е.Е. – Липецк: ИРО, 2005.
для учащихся:
Химия. 10 класс Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2013.
Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 2010.
Сборник задач по химии для поступающих в Вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко М: « Издательство Новая Волна» 2004 г;
Энциклопедический словарь юного химика (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.) М.: Педагогика , 1990.
Интернет-ресурсы
1. Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. – http://www.chem.msu.ru/2. Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rusolymp.ru/3. Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня – http://chem.olymp.mioo.ru/4. Портал педагогического университета издательского дома «Первое сентября» - дистанционные курсы для учителей «Система подготовки к олимпиадам по химии» - http://edu.1september.ru/index.php?course=180055. Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" http://www.nanometer.ru/
Натуральные объекты:
Коллекции «нефть и продукты ее переработки»;
Коллекции пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые:
органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
приборы для работы с газами;
аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 10 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»
1С: Репетитор. Химия.
Компьютерные презентации.
ТСО:компьютер, проектор, экран.
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015/2016 учебный год
по___химии_______________________________________
класс ___10в_____________________________________
количество часов за год __105______________________
количество часов в неделю _3____________________
учитель__Муковнина Е.В._______________________
№
п/п Наименование I чет. II чет. III чет. IV чет. Год
1. Количество часов 27 21 30 27 105
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ХИМИИ
10в класс
№ урока Тема урока Кол-во часов Планируемый
период проведения
(неделя) Фактическая дата проведения урока
Введение (7 часов)
1 Инструктаж по ТБ. Теория строения органических соединений 1 1.09-5.09 2 Углеродный скелет. Радикал. Функциональная группа. 1 1.09-5.09 3 Гомологи и гомологический ряд. 1 1.09-5.09 4 Гомологи и гомологический ряд. 1 7.09-12.09 5 Теория строения органических соединений 1 7.09-12.09 6 Теория строения органических соединений 1 7.09-12.09 7 Обобщение и систематизация знаний учащихся. 1 14.09-19.09 Тема 1. Строение и классификация органических соединений (8 часов)
8 Изомерия в органической. химии. 14.09-19.09 9 Изомерия в органической. химии. 14.09-19.09 10 Изомерия в органической. химии. 21.09-26.09 11 Структурная и пространственная изомерия. 21.09-26.09 12 Решение расчетных задач 21.09-26.09 13 Решение расчетных задач 28.09-3.10 14 Систематизация и обобщение знаний учащихся 28.09-3.10 15 Контрольная работа №1 по теме «Строение органических соединений» 28.09-3.10 Тема 2 Химические реакции в органической химии (4 часа)
16 Типы реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций. 1 5.10-10.10 17 Типы связей в молекулах органических веществ и СПОСОБЫ ИХ РАЗРЫВА. 1 5.10-10.10 18 Решение расчетных задач 1 5.10-10.10 19 Обобщение и систематизация знаний учащихся 1 12.10-17.10 Тема 3 Углеводороды (32 часа)
20 Природные источники УВ. 1 12.10-17.10 21 Природные источники УВ. 1 12.10-17.10 22 Алканы. Строение, номенклатура, получение. 1 19.10-24.10 23 Алканы. Строение, номенклатура, получение. 1 19.10-24.10 24 Химические свойства алканов 1 19.10-24.10 25 Химические свойства алканов 1 26.10-31.10 26 Алкены: строение, изомерия, номенклатура. 1 26.10-31.10 27 Алкены: строение, изомерия, номенклатура. 1 26.10-31.10 28 Химические свойства алкенов. 1 9.11-14.11 29 Химические свойства алкенов. 1 9.11-14.11 30 Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» 1 9.11-14.11 31 Решение расчетных задач. 1 16.11-21.11 32 Решение расчетных задач. 1 16.11-21.11 33 Алкадиены. Каучуки 1 16.11-21.11 34 Алкадиены. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации. 1 23.11-28.11 35 Алкины. Ацетилен 1 23.11-28.11 36 Алкины. Ацетилен 1 23.11-28.11 37 Алкины. Ацетилен 1 30.11-5.12 38 Циклоалканы. Галогенпроизводные УВ 1 30.11-5.12 39 Арены. Бензол 1 30.11-5.12 40 Арены. Бензол 1 7.12-12.12 41 Арены. Бензол 1 7.12-12.12 42 Арены. Стирол. 1 7.12-12.12 43 Генетическая связь между классами углеводородов 1 14.12-19.12 44 Практическая работа № 1 по теме «Качественный анализ органических соединений» 1 14.12-19.12 45 Решение расчетных задач. 1 14.12-19.12 46 Решение расчетных задач. 1 21.12-26.12 47 Систематизация и обобщение знаний по теме «УВ». 1 21.12-26.12 48 Систематизация и обобщение знаний по теме «УВ». 1 21.12-26.12 49 Синтез органических газообразных веществ.
Органические растворители. 1 28.12-31.12 50 Повторение основных вопросов темы «Углеводороды» 1 51 Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» 1 Тема 4 Спирты и фенолы (10 часов)
52 Спирты 1 53 Спирты 1 54 Спирты 1 55 Спирты 1 56 Спирты 1 57 Спирты 1 58 Фенол 1 59 Фенол 1 60 Решение расчетных задач 1 61 Решение расчетных задач 1 Тема 5. Альдегиды и кетоны (7 ч)
62 Альдегиды 1 63 Альдегиды 1 64 Альдегиды 1 65 Решение расчетных задач 1 66 Практическая работа № 2 «Альдегиды и кетоны» 1 67 Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях 1 68 Контрольная работа №3 по теме: «Спирты, фенолы, карбонильные соединения» 1 Тема 6 Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (10 часов)
69 Карбоновые кислоты 1 70 Карбоновые кислоты 1 71 Карбоновые кислоты 1 72 Карбоновые кислоты 1 73 Решение расчетных задач 1 74 Решение расчетных задач 1 75 Сложные эфиры 1 76 Сложные эфиры 1 77 Жиры. Мыла и СМС 1 78 Жиры. Мыла и СМС 1 79 Практическая работа № 3 «Карбоновые кислоты» 1 80 Систематизация и обобщение знаний о карбоновых кислотах, сложных эфирах и жирах 1 81 Контрольная работа №4 по теме: «Карбоновые кислоты и их производные» 1 Тема 7. Углеводы (10 ч)
82 Углеводы 1 83 Углеводы 1 84 Моносахариды: глюкоза 1 85 Глюкоза 1 86 Дисахариды 1 87 Полисахариды 1 88 Полисахариды. ВМС и реакции поликонденсации. 1 89 Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. 1 90 Систематизация и обобщение знаний об углеводах 1 Тема 8. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов)
91 Амины 1 92 Амины 1 93 Аминокислоты 1 94 Белки 1 95 Белки 1 96 ПИРРОЛ. ПИРИДИН. ПИРИМИДИНОВЫЕ И ПУРИНОВЫЕ ОСНОВАНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. 1 97 Практическая работа № 4 «Углеводы и азотсодержащие органические соединения» 1 98 Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» 1 99 Контрольная работа №5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения» 1 Тема 9 Химия и жизнь (6 часов)
100 Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. 1 101 Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. 1 102 Природные источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике. 1 103 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. 1 104 Итоговое занятие. Повторение основных вопросов курса органической химии. Контрольная работа за курс органической химии. 1 105 Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета. 1