Аналитический отсчет за период профессиональной деятельности (2015-2017)
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Белоярский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Косулинская средняя общеобразовательная школа № 8»
Аналитический отчет
за период профессиональной деятельности
(2015 – 2017 годы)
Составитель:
Курьин Владимир Николаевич
Должность:
учитель физической культуры
село Косулино
2017 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc464223013 \h 3I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ5
1.1. Применение личностно- ориентированной технологии на уроках физической культуры……………………………………………………….5
1.2 Игровые технологии.61.3 Здоровьесберегающие технологии72 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПО ИТОГОМ МОНИТОРИНГОВ, ПРОВОДИМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ)92.1 Организация физкультурно – оздоровительной деятельности обучающихся при здоровьесберегающем подходе…………………………...9
2.2 Результативность внеурочной деятельности…………………………….13
2.3. Повышение профессиональной компетентности14ЗАКЛЮЧЕНИЕ16СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕСовременное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование системно–деятельностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Оптимальным условием в достижении требований Государственного стандарта является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Моя педагогическая деятельность основывается на нормативно – правовых документах, какими являются:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 293-ФЗ ( ред. От 13.07. 2015 г.)
Закон Российской Федерации от 29.04.1999 №80-ФЗ в редакции от 30.06.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации от 29. 10. 2002 №1507;
Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития учащихся, подростков и молодёжи от 29. 12. 2001 №961;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Рабочая программа педагога.
Образовательная программа Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Косулинская средняя общеобразовательная школа № 8»
СанПиН 2.4.2.2821-10 от 25.12.2013 № 72
Целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. Поэтому я работаю над проблемой «Формирование физического воспитания школьников через личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий».
Для реализации цели решаю следующие задачи:
1. укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
2. развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
3. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
4. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
5. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Достичь качественных результатов образования по предмету можно при условии использования современных педагогических технологий.
1.1 Применение личностно- ориентированной технологии на уроках физической культуры.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Выделяют три характерные группы школьников:
1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.
Особенности методики индивидуального подхода
1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.
На основе личностно – ориентированного подхода осуществляется педагогическая поддержка и обеспечивается взаимодействие с классом. Сотрудничество обучающихся организуется путём использования таких форм работы, как работа в группах, парах, организация мини – команд.
Распределение по группам
Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы, уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
1.2 Игровые технологииПонятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр.
Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания.
При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на уроках физической культуры можно применять не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика и легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики применяю подвижные игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков лазанье и перелезания. Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так и игры в паре. На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Здоровьесберегающие технологии.Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог несет ответственность за здоровье учащихся, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие.
Главная цель моей работы - сохранение здоровья учащихся, в том числе через повышение двигательной активности учащихся и развития мотивации к занятиям физической культурой.
Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности учащихся; на оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; на обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров учащихся; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учащихся. Большое значение, как я говорил выше, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.
Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здоровье, считаю внеклассные мероприятия, разрабатываемые мной совместно с учащимися, такие как: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие, умелые» и другие.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПО ИТОГОМ МОНИТОРИНГОВ, ПРОВОДИМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ) По итогам мониторинга, проводимого в МАОУ СОШ №8, 100% моих обучающихся, включая тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, осваивают ФГОС по физической культуре.
Диаграмма «Успеваемость» обучающихся за 2015-2017 гг.
Из диаграммы можно сделать вывод, что все обучающиеся освоили программу по физической культуре.2.1 Организация физкультурно – оздоровительной деятельности учащихся при здоровьесберегающем подходе.
В укреплении и сохранении здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов она прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремиться к накоплению и развитию практического опыта. Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На уроках физической культуры я помогаю ученикам освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, учу измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, их отслеживанию. Я считаю, что только такой личностно-ориентированный подход к обучающемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой. Для оценки индивидуальных достижений обучающихся и их динамики я провожу мониторинг физического развития ребенка, потому что для полного развития интеллектуальной личности нужны не только умственные способности, но и физическое здоровье. Главный конечный результат при проведении мониторинга - это положительная динамика измеряемых по тестам физического развития показателей здоровья. Основа мониторинга физического развития – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья осуществляется индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляются причины неудачных результатов, ведется поиск путей оптимизации учебного процесса. Мониторинг проводится не ради самого себя, а для выявления недостатков в физической подготовленности учащихся и исправления их. Цель тестирования – диагностика физического развития учащихся.
При тестировании физической подготовленности обычно использую следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития необходимых физических качеств: бег на 30 м, прыжок в длину с места, бросок набивного мяча; подтягивание, отжимание.
Измерения заношу в протокол физического развития учащихся. Выполнение этих тестовых упражнений характеризует уровень физического развития обучающихся и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года.
Результаты мониторинга.
Мониторинг физического развития обучающихся
Большинство детей каждый год показывают положительную динамику. Положительная динамика показателей свидетельствует об организации учебного процесса, содействующего здоровью обучающихся. При отсутствии положительной динамики у отдельных учеников анализирую полученные результаты и стараюсь индивидуально решить проблему. При проведении мониторинга физического развития дети видят свои успехи, сравнивают свои показатели с предыдущим периодом, им это интересно.
2.2 Результативность внеурочной деятельностиРезультативной является и моя внеурочная деятельность, направленная на развитие индивидуальных спортивных способностей обучающихся; вовлечению их в спортивные мероприятии школы, района; повышению культуры здорового образа жизни и двигательной активности.
Являюсь руководителем спортивной секции «Волейбол». Обучающиеся активно посещают секцию, что позволяет не только повысить у них познавательный интерес и развивать стремление сохранить здоровье, но и является одним из эффективных методов профилактики правонарушений и формирования законопослушного поведения.
В результате планомерной работы по пропаганде здорового образа жизни, привлекательности физической активности увеличивается количество участников спортивно-оздоровительных мероприятий с 25% в 2015-2016 учебном году до 35% в 2016-2017 учебном году.
Результатом работы, направленной на развитие физических способностей обучающихся свидетельствует и то, что ребята участвовали во всех спортивных соревнованиях, проводимых в школе и районе часто занимая призовые места.
Участие в муниципальном этапе смотра- конкурса строевой подготовки и военно- патриотической песни, посвященном Дню защитника Отечества.
2 место в районных соревнованиях по мини- футболу среди юношей.
2 место по мини- футболу в районном турнире среди юношей.
2 место в районных соревнованиях по мини- футболу среди юношей.
2 место по баскетболу среди юношей.
2.3. Повышение профессиональной компетентностиС целью повышения профессиональной компетентности систематически изучаю нормативные и правовые документы в области образования, развития физической культуры и спорта, участвую в работе педагогических советов. На достаточном уровне владею информационно-коммуникационными технологиями: работаю с электронным дневником, электронным журналом, использую в своей работе ресурсы Интернет. Делюсь накопленным опытом с коллегами. С целью распространения педагогического опыта создал свой сайт https://infourok.ru/user/kurin-vladimr-nikolaevich.
В 2015 году вместе с коллегами принимал участие в соревнованиях по волейболу среди педагогических коллективов Белоярского ГО, где заняли 1 место.
1 место Всероссийского конкурса «Лига талантов» в номинации методическая разработка ( эссе).
1 место Всероссийского конкурса «Лига талантов» в номинации методическая разработка ( конспект урока).
Диплом победителя 3 степени Всероссийского тестирования.
За период профессиональной деятельности я прошел курсы повышения квалификации:
«ФГОС каждому учителю: готовимся к внедрению стандарта» ( 108 часов)
Реализация Всероссийского комплекса ГТО в образовательной организации ( 48 часов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕДумаю, что своей деятельностью я формирую у детей практические навыки здорового образа жизни, способствующие повышению интереса к процессу обучения.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволило учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Процесс адаптации в 5 классе успешно прошли все пятиклассники.
Из этого можно сделать вывод, что все задачи, которые я ставила на межаттестационный период выполнены. В результате выполнения этих задач, была достигнута цель моей работы: созданы условий для формирования у младших школьников положительного отношения к здоровому образу жизни, их полноценное физическое развитие.
И подводя итог, хотелось бы сказать, что избранные мною здоровьесберегающие технологии были нацелены на развитие личности ребенка, ведь главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями,проблема.
Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт. – М.: Просвещение, 2016.
Закон об образовании в Российской Федерации. № 243-ФЗ Москва 2014г.
СанПиН 2.4.2. -10
Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2009г.
Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2011г.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. руководство для работников системы общего образования. –М.: МГФПШК, 2004г. под редакцией Безруких М.М., Сонькина В.Д.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону,Феникс, 2011г.
Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Ростов-н/Д,Феникс, 2011г.
Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения. Ростов-на-Дону
Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2014г.
СD-диск «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»,
издательско – торговый дом «Корифей».