Разработка социально-психологического тренинга для старшеклассников Скажи наркотикам нет


Тренинговое занятие для учащихся (9-11 класс)
Тема: «Скажи нет наркотикам»
Автор разработки педагог-психолог КГУ «Гимназия №1 города Темиртау» Доронкина Елена Владимировна
Введение
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к девиантному поведению.
Девиантное поведение среди молодежи проявляется в виде:
употребления алкоголя и психотропных веществ (наркомания, токсикомания); агрессивного поведения; суицидального поведения; психических расстройств, противоправного поведения; отклоняющегося сексуального поведения; различных зависимостей (компьютерной и др.); использования собственных приемов самовыражения (сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок). В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации в социуме.
Исходя из вышесказанного, социальный, эмоциональный характер проблем подрастающего поведения требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Предлагаемое занятие носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения и игры, направленные на познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей. Также важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиться на высказываниях собеседника или сверстников. А создание моделей желаемого поведения с опорой на определенные черты характера поможет заложить у учащихся навыки ориентации в жизненных ситуациях.
Цель социально-психологического тренинга: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности учащегося; минимизация воздействия на развивающуюся личность негативных факторов в пользу дальнейшего осмысленного формирования системы гуманистических взглядов учащегося на мир и определения своего места в этом мире.
Задачи:
- Активизирование потребностей и способностей личности учащегося корректировать собственную жизнедеятельность, изменяя обстоятельства и развивая самого себя, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
- Формирование активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, поступки и судьбу.
- Создание условий для осваивания и отработки учащимися различных психологических умений и навыков характерными для каждого из них индивидуальными средствами.
- Привитие потребности в ценностном самоопределении молодых людей.

Категория участников: несовершеннолетние юношеского возраста 15-17 лет.
Место проведения: КГУ «ОСШ №24 г.Темиртау», кабинет психологии.
Время работы группы: 2 академических часа (1,5 астрономических часа). Перерыв на усмотрение ведущего, по состоянию группы.
Ресурсы: передвижная доска, мел, лист с написанными правилами работы в группе, лист для обозначения ожиданий группы, листы А4 с подписью «ДА», «НЕТ», «НЕ УВЕРЕН», чистые листы А4, А1 для групповой работы, скотч, маркеры.
Содержание занятия.
Приветствие. Каждому участнику предлагается назвать своё имя (которое бы использовалось во время всего занятия), поприветствовать всех остальных участников каким-то жестом, который отражал бы его настроение, мысли или самочувствие.
Выяснение ожиданий участников тренинга. Участникам предлагается назвать или описать ожидания или цели, ради которых он находится на сегодняшнем занятии.
Принятие правил тренинга.
Закон «ноль-ноль». Все участники должны собираться в установленное время, укладываться в выполнении задания в установленное время.
Честность. Все говорят обо всём только честно. Если не можешь рассказать о чём-то, честно предупреди, что пока не готов раскрываться.
Проявляйте уважение. Открытость и честность в высказываниях будет только тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей.
Умейте слушать друг друга. Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Желающий высказаться понимает руку и говорит, когда ведущий позволит ему высказаться. Прервать говорящего может только ведущий.
Говорите по существу. Правило призывает участников не отклоняться от темы разговора.
Каждый говорит за себя, от своего имени. В своих высказываниям участники используют фразы «Я считаю…», «Я думаю…», Мне кажется…» и т.д. вместо «Все так думают», «У всех такое мнение» и прочие.
Правило «Стоп». Если обсуждение какого-то личного опыта становится неприятным или небезопасным, участник может закрыть тему, сказав «Стоп».
Конфиденциальность. Всё, что происходит на занятии, остаётся тайным для других людей, не участвующих в тренинге. Обсуждение какой-либо части тренинга, каких-либо высказываний участников запрещается по окончании тренинга.
Правила, записанные на листе, вывешиваются на видное место, при необходимости ведущий обращает внимание участников на то или иное принятое правило. Допускается принятие дополнительных правил, предложенных участниками тренинга.
Упражнение – интервью «Немного о себе»
Цель: создание условий для дальнейшего самораскрытия, саморефлексии.
Инструкция: представьте каждый себя знаменитой личностью. К вам пришел корреспондент популярной газеты или журнала, чтобы взять у вас интервью. На доске записаны предложения, которые необходимо закончить. У каждого из вас есть право пропустить ход, т.е. не зачитывать ответ на какое-то одно или два предложения. Но желательно быть предельно откровенным с группой. Вы можете отвечать с места либо же выходить к доске. Кому как удобнее.
Итак, начинаем
Больше всего я люблю…
Я хотел бы быть…
Я чувствую себя счастливым, когда…
Мое будущее кажется мне…
Я надеюсь, что когда-нибудь…
Я хотел бы больше узнать о…
Обсуждение. Впечатления.
Ребятам задаётся вопрос, с каким чувствами они выполняли задание, какие встретили трудности, что хотели показать: то, что реально или то, что воображаемо, что было сделать легко? Какие чувства испытывали, когда слушали других участников тренинга.
Упражнение «Говорю, что вижу»
Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
Участникам предлагается высказать свои наблюдения за собой (те ощущения, которые испытывает на данный момент), затем высказать свои наблюдения за другими. Например, «Я ощущаю, что сейчас у меня тёплые руки», «Я вижу, что Ира улыбается».
Обсуждение, впечатления.
Ребятам задаётся вопрос, легко ли было выполнять задание, как часто сознательно прекращал давать оценку или делать умозаключение о поведении, состоянии? При обсуждении обратить внимание на то, что у людей проявляется желание дать оценку окружающим либо умозаключение и это входит в привычку. Для бесконфликтного общения и поведения важно отказаться от оценочных суждений, а замечать только то, что видите и слышите (не делая выводов).
Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».
Цель: формирование бесконфликтного поведения и адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации следующие:
• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
• Люди, сидящие сзади вас на уроке, мешают вам громким разговором.
• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
• Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду учащегося.
• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком неаккуратным, безответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.
Обсуждение. Впечатления.
Ребятам задаётся вопрос, какую часть задания было выполнять легко, какую трудно и почему, какие при этом испытывали чувства? В какой роли было сложнее находиться (при работе в парах), в роли отвечающего или в роли нарушителя? Обращается внимание на то, что в зависимости от ситуации и контингента людей используются разны формы ответов, но всегда выигрышный вариант – уверенный ответ, будь то отказ или порицание, такой уверенный ответ часть конструктивного общения и бесконфликтного поведения (в отличие от агрессивного ответа, который вызывает ответную агрессию, обиду и используется в крайних случаях). Неуверенный ответ не решает личной проблемы. Практически не влияет на изменение ситуации, поэтому он является неэффективным.
Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: создание условий для осознания причин подростковой наркозависимости и устранения одной из самых частых причин в подростковой среде – давление со стороны сверстников.
Прослушав утверждение ведущего, участники выбирают тот ответ, к которому более склонен, и занимает в комнате соответствующее место (по правую сторону «ДА», по левую «НЕТ», у окна «НЕ УВЕРЕН»).
Утверждения:
-молодые люди пробуют психоактивные вещества, потому что думают, что они не так вредны, как об этом говорят и пишут;
-молодые люди пробуют наркотики, потому что это облегчает их общение со сверстниками;
-молодые люди пробуют наркотик, потому что не имеют достаточных сил и аргументов, чтобы отказаться;
-молодые люди пробуют наркотики от скуки и неумения найти себе интересное занятие;
-молодые люди пробуют наркотики, потому что это их расслабляет.
Обсуждение. Впечатления.
Ребятам задаётся вопрос, насколько они смогли подтвердить, укрепить или опровергнуть свои знания о причинах наркозависимости, насколько из задела данная тема разговора. Обратить внимание, что каждый подросток хотя бы раз сталкивался со всеми перечисленными обстоятельствами (скука, давление со стороны сверстников и прочие) и важно уметь и осознавать всю серьёзность вопроса о том, как себя вести в этих обстоятельствах.
Упражнение «Реклама»
Цель: создать условия для осознания альтернативных способов удовлетворения потребностей подростков, употребляющих ПАВ.
Участники делятся на 4 группы (по числу высказываний прошлого упражнения). Даётся задание: создайте рекламу альтернативного занятия, в котором подросток нашёл бы способ удовлетворить свои личностные потребности (исходя из вышеизложенных утверждений). Например, чтобы расслабиться, не обязательно употреблять наркотики, есть другие способы – это… Для усиления мотивации можно предложить ситуацию: ваш друг всерьёз подумывает о том, чтобы попробовать наркотик. Вам очень дорог этот человек и вы хотите своей рекламой обратить его внимание на альтернативу наркотика.
Обсуждение. Впечатления.
Ребятам задаётся вопрос, насколько легко им было найти и предложить альтернативы. Чем руководствовалась группа, когда подбирала альтернативы? Интересно ли, легко ли было работать с участниками группы? В чём были трудности? Как эти трудности преодолевались в ходе работы? Какие чувства испытывали, когда выполняли задание?
Упражнение «Нет, я не иду с вами».
Цель: закрепление «отказного» поведения в ситуациях давления со стороны сверстников.
Образовать группы (юношеская, девичья, 1 девушка среди юношей, 1 юноша среди девушек). Каждая группа готовит и разыгрывает сценку, в которой одному из участников группы необходимо отказаться в распитии крепкого напитка (по поводу окончания 10 класса). При этом, остальные участники группы всякими способами пытаются уговорить. Для отказа можно использовать как вербальные, так и невербальные средства. По окончании инсценировки обсуждаются способы отказа и их эффективность в подростковой среде. Обращается внимание на использование разного вида ответов (уверенный, неуверенный, агрессивный) и вызываемые чувства у оппонентов.
Обсуждение. Впечатления.
Ребятам задаётся вопрос, насколько легко им было сыграть предложенные роли. Какие чувства испытывали, когда уговаривали пойти в парк (на квартиру)? Какие мысли при этом возникали? Какие чувства испытывал сопротивляющийся? Какие слова в качестве аргументом подбирал? В чём были трудности? Как эти трудности преодолевались в ходе работы? Обратить внимание на то, что уговаривающие имеют цель кратковременную, сиюминутную, без обдумывания возможных последствий, цель сопротивляющего – показать своё нежелание несмотря ни на что, отказ от спиртного не имеет отношения к уважению или неуважению к тем людям, кто предлагает, но воспринимается отказ в этом случае именно так.
Упражнение «Чемодан» (если позволяет время).
Каждому на спину крепится лист А4, на котором все желающие записывают свои пожелания, описывают свои открытия, которые они сделали во время тренинга по отношению к данному человеку. Двигаясь по комнате, ребята заполняют листы. По окончании ребята знакомятся с содержанием записей. Впечатления. Обсуждение. Ожидали ли, что произведёте именно такое впечатление.
Обратная связь.
Участники группы отвечают на вопрос «С какими чувствами, мыслями вы сюда пришли и с какими чувствами, мыслями уходите».
Ритуал прощания.
Примерная схема распределения времени
1 Организационная часть (сообщение темы встречи, регламента работы и пр.) 3 минуты 1 час работы
2 Приветствие 5 минут 3 Принятие правил 5 минут 4 «Немного о себе» 13-15 минут 5 «Говорю, что вижу» 7-10 минут 6 «Неуверенные, уверенные, агрессивные ответы» 15-17 минут 7 Перерыв 5 минут 8 «Спорные утверждения» 7-10 минут 2 час работы
9 «Реклама» 8-10 минут 10 «Нет, я не иду с вами» 10-15 минут 11 «Чемодан» 7-10 минут 12 Обратная связь 7-10 минут 13 Ритуал прощания 1 минута Итого 90 минут
с перерывом
Если ведущий не укладывается в регламент, он может отказаться от какого-либо упражнения (в данном случае можно отказаться от упражнения «Чемодан», так как в обратной связи можно затронуть вопрос о пожеланиях участникам группы).