Статья Социальное партнёрство в образовании.
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»
Статья.
Тема «Социальное партнёрство в образовании».
Подготовила:
Учитель иностранного языка
БОУг.Омска «СОШ№68»
Талалаева Юлия РихартовнаСодержание:
1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.
2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.
3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.
Социальное партнёрство - это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства - учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).
Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата. Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности - от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.
Результат социального партнёрства - создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.
Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:
- обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;
- организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);
- обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;
- взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;
- повышения квалификации педагогов школы;
- формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;
- организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Задачи социального партнёрства:
1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы
2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления
3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров
4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера
5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества
Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности
В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,
В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов
В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.
Основные принципы социального партнёрства:
1. Уважение и учет интересов участников соглашения.
2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.
3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.
4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.
5. равноправие и доверие сторон.
6. невмешательство во внутренние дела друг друга.
7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.
8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.
9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.
10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.
11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:
- координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;
- кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;
- взаимодействия с общественными организациями;
- экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;
- учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.
Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:
1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений
2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования
3. широкое информационное обеспечение деятельности
4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций
5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения
К субъектам социального партнерства относят:
- образовательные учреждения различного типа;
- органы управления образованием;
- общественные, коммерческие, государственные организации;
- обучающихся;
- родителей (2).
Родители - один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся. Современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.
Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.
Проводит работу по выявлению:
- учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;
- несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;
- учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;
- принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;
- участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;
- принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;
- участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.
В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.
Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:
1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.
3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.
4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.
Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.
Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.
Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.
На основе охвата субъектов (по масштабности):
- Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.
- Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.
- Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.
На основе развития отношений:
- Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.
- Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.
- Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.
Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.
Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.
Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.
Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.
На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.
Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.
Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.
Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.
Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.
Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:
1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.
2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.
3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.
Формы социального партнёрства в сфере образования:
Попечительский совет.
Совет партнёров образовательного учреждения.
Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.
Территориальный межведомственный координационный совет.
Рефлексивный семинар и др.
Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.
Литература:
Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. - Вологда: Русь, 2005. - 540 с.
Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4 (79). - С.
Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в сфере социально-трудового партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2010. - N 3. - С. 69-76.
Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России - М.: Агентство социальной информации, 2008. - 488 с.